Система неадекватных требований. Еще раз о воспитании.

Автор статьи: 404

Система неадекватных требований Еще раз о воспитании

И все же… Очень немногие родители готовы принять мысль о том, что их требования неадекватны и равны насилию по отношению к собственному столь горячо любимому ребенку. Ведь все, что делается для ребенка, делается для его блага и для его успешного будущего. Ребенок, находящийся в системе неадекватных требований, зачастую воспитывается в полной, благополучной, социально всячески положительной семье. И вся неадекватность требований к ребенку является следствием отнюдь не асоциальности родителей, а их желания дать своему ребенку все самое лучшее. Обеспечить ему достойное будущее в нашем нестабильном мире.

 Успешное будущее… Достижения в спорте…  Гордость своих родителей… Всесторонне развитая личность… Он все время занят и времени на глупости и шалости у него просто не хватает.

 

Я уже очень давно детский психолог. Давно и с удовольствием общаюсь я со своими маленькими клиентами. И когда слышу фразы, приведенные выше, то всегда настороженно к ним отношусь. Почему? Потому что ребенок – это ребенок. Это не гордость, достигатор или устремленная к вершинам совершенства личность. Это просто ребенок. Со своими достоинствами, недостатками, шалостями, глупостями и правом на много-много ошибок.

 

Любите  ребенка, а не свои идеальные представления о нем.

 

Что же можно подразумевать под понятием «неадекватные требования»? Как можно понять, что они неадекватны и не несут пользы для ребенка?

 Под неадекватными требованиями понимают комплекс условий жизни и обучения, характер взаимодействий со взрослыми, необходимость выполнения определенных учебных и внеучебных задач, не соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Неадекватные требования существуют и в семье, и в школе. А когда эти две системы дополняют друг друга, возникает весомый фактор стресса, провоцирующий нарушения психологического здоровья и благополучия ребенка.

Вместе с тем, современные социокультурные условия развития ребенка таковы, что они не просто создают условия для предъявления неадекватных требований, но практически провоцируют их.

Во всех сторонах  жизни ребенок погружен в систему неадекватных требований. Это и рейтинги успеваемости в школе, и количество занятий и задании, в школе и вне ее. Это и соревнования между мамами о том, чей ребенок более успешен, развит, кого раньше отдали на английский/верховую езду/робототехнику/китайский.

При этом, нет ведь ничего плохого ни в английском, на в китайском, ни в робототехнике. Ровно до тех пор, пока они из дополнительных занятий, приносящих ребенку радость и удовольствие, не превращаются в средство для соревнования между родителями. Или в способ быть уверенными, что ребенок развит и «молодец».

В самом общем виде к неадекватным требованиям для ребенка младшего школьного возраста можно отнести:

 

  • Огромное количество занятий. Расписание ребенка занято с утра и до позднего вечера. Включая субботу, да. При этом родители рассуждают с точки зрения «что бы еще «впихнуть» в расписание».

Пара примеров из практики.

Девочка 6 лет. Милая такая, очень миниатюрная, с бантиками, как полагается. Девочка ходит в детский сад, в котором три занятия утром, два дополнительных после сна. В 16.45 ее забирают из сада. С 17.00 до 19.00 курсы подготовки к школе. С 19.30 до 20.30 репетитор по английскому языку.

 

Мальчик 7 лет. Первоклассник. Каждый день в школе до 15.00, затем или музыкальная школа или верховая езда. И вечером три дня в неделю английский. Один вечер робототехника. А в оставшиеся вечера бассейн. И в субботу тоже. Когда я беседовала с ним, то поймала себя на мысли, что я бываю дома чаще, чем этот ребенок.

 

  • Ожидание только успехов, причем значительных успехов.

Иногда мы делаем что-то, потому что нам нравится процесс. Мы не ориентированы на результат. Ребенок поет в хоре, потому что ему нравится петь. Нет, он не хочет стать солистом, победить в шоу «Голос» и прославить свою семью. Он просто любит петь. В системе неадекватных требований понятия «просто петь» не существует. Петь надо отлично, показывать выдающиеся результаты или не петь вообще. Никогда. «Он должен показать высокий результат своих занятий, иначе зачем все это?», - вот еще одно родительское убеждение.

 

Все, что ребенок вам должен, он вам прощает J

 

  • Выбор занятий, не соответствующих способностям и возможностям ребенка.

Например: мама с детства мечтала стать балериной. Но не сложилось. Теперь есть шанс у дочери. И не беда, что дочь лазает по деревьям вместе с мальчишками и больше ей по душе борьба. Или дочь высокая крупная девочка. И на «маленького лебедя» совсем не похожа, да и не хочет быть похожа. Девочка идет в хореографическое училище. А если ее не берут, то хотя бы в студию.

 

Система неадекватных требований нарушает психическое равновесие, выматывает физически и создает огромный уровень стресса.

Известно, также, что дети имеют очень разные уровни способностей и стрессоустойчивости (здесь я Капитан Очевидность, конечно жеJ). И то, что для одного вполне посильная нагрузка, для другого травмирующие неадекватные требования. На что могут ориентироваться родители, подбирая дополнительную нагрузку для своего ребенка?

  1. Ребенок с удовольствием посещает школу/сад и дополнительные занятия;
  2. ребенок имеет адекватный режим сна. Адекватный это 9-10 часов сна в сутки. Учащийся младших классов должен лечь спать между 21.00 и 22.00. При этом, час до сна должен быть уделен беседам, тихим играм, свободному чтению. Но не приготовлению домашнего задания;
  3. ребенок имеет время для ежедневной прогулки. Прогулка – это час-полтора на свежем воздухе. Путь от одних занятий до других прогулкой не считается;
  4. ребенок имеет время для свободной деятельности. Хотя бы полчаса в день. Лучше, если больше. Свободная деятельность – это когда родители никак не включены в дела ребенка и он вправе выбирать чем он будет заниматься. Или ничем не заниматься.

 

А вот об этом хотелось бы поговорить подробнее…

 

Зачастую, родители, озабоченные наилучшим будущим своего чада, полагают, что чем больше ребенок занят, чем больше с ним занимаются педагоги, чем больше его «развивают», тем на большие успехи и благополучия ребенка в будущем они могут рассчитывать. И это «роковая ошибка».

Такие суперзанятые и суперразвитые дети частенько приходят и ко мне и к коллегам. Но не в возрасте начальной школы, когда они послушно перебегают с одного занятия на другое, а подростками. Тогда их приводят родители  единственным запросом: «Он ничего не хочет делать! Совсем ничего!».  «Как нам заставить его что-то хотеть?», - это тоже «хороший» вопрос. Беда в том, что «заставить хотеть» невозможно.  Хочет ребенок то, что ему интересно, чего ему недостает, о чем он размышляет, мечтает. Чтобы ребенок сформировал мотивацию к чему-нибудь (захотел чего-то) он должен иметь возможность о этом мечтать, что-то планировать. В конце концов этого ему должно недоставать!

Дети, загруженные сверх меры, не имеют возможности остановиться и просто о чем-то помечтать, порассуждать…. Определиться с тем, что для них интересно… Произвести некую внутреннюю «чистку и перезагрузку» полученных знаний, сформировать свое к ним отношение.

Все это внешне может выглядеть как  просто лежание на диване… Или раскачивание на качелях на детской площадке… Или беседа со сверстниками. Иногда взрослым кажется, что ребенок занят бесполезными делами или просто «убивает время». На самом же деле идет огромная внутренняя работа.

А ребенок, загруженный сверх меры, все время чем-то занят. Чем-то внешним, развивающим, укрепляющим. Он не может остановиться и просто отдохнуть, понять насколько ему это нравится… Постоянный бег за развитием и гигабайты новой информации, которые не успевают даже быть должным образом обработанными и усвоенными.

Вполне естественно, что к подростковому возрасту такие дети не хотят уже ничего. Они уже очень устали развиваться и они не понимают как это – что-то хотеть и к чему-то стремиться.

И родители, вложившие столько сил, имевшие столько ожиданий о достижениях своего чада, получают совершенно противоположный результат.

 

 

Тема свободного времени и «ничегонеделания» в жизни ребенка достаточно интересна.  И широка…

О ней в следующей статье.

 

 

 

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ты мой ребенок, а потому мне должен
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Мой ребенок ничего не хочет. Что делать?
  • Мой ребенок ничего не хочет. Что делать?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок! Как просто наладить с ним доверительное общение?
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Кем не должен быть ребенок
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок в проблеме выживает, а взрослый ее просто решает.
  • Современный ребенок-индиго или просто дурно воспитан?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь