Способность играть как ресурс

Канал Эго – Самость. Ресурсы. Способность играть.

 ( нить мысли психотерапевта)

Для того чтобы ребёнок поддерживал связь с ресурсом - внутренним миром символов и чувств необходимо держать открытым канал ЭГО-Самость. Архетип Самость – организующий принцип коллективного бессознательного, Фордхам описывал Самость в виде некоторой первоначальной совокупности, которая предшествует появлению Эго.

Эго (зрелое реальное Я) растёт и развивается в контакте с миром чувств. Для этого необходимо использовать язык внутреннего мира, т.е. использовать различные формы символического выражения (рисование, сочинение историй и т.д.). Язык Самости – язык картин, образов, метафор и чувств.

Развитие творческих способностей увеличивает опыт обращения к внутренним ресурсам. Здесь особенно важно учитывать индивидуальный творческий язык. Развивать те способы, в которых возникает потребность.

В гештальт-терапии – это работа по поддержанию чувствительности, обращение к индивидуальному языку символов (образов), с выходом на осознавание индивидуальных способов контакта с внутренней и внешней реальностью, что способствует укреплению Эго.

Что же происходит в терапии, в песочной терапии, на какие психологические механизмы восстановления опирается процесс?

Способность играть, от чего она зависит? По какой причине игра имеет психотерапевтический эффект?

Винникот исследовал способность играть и считал, что она развивается из отношения ребёнка к матери.

Из первоначального удерживания эмоциональной напряжённости, зеркального признания и отражения потребностей ребёнка и его психической реальности в раннем детстве. Например, достаточно хорошая мать реагирует на тревогу младенца, ослабляя её, придавая ей значение (тревога – пища).

Возникает иллюзия слияния, которая парадоксальным образом, формирует способность переносить реальность отделения и потерю всемогущества.

Следующий шаг отделения от матери – появление «переходного объекта», «переходной деятельности», «переходного пространства», где ребёнок может играть. Переходными являются объекты, особые звуки и образы, к которым возникает особая привязанность и которые символизируют обладание матерью.

Т.е. играя, ребёнок возвращается к ресурсу раннего иллюзорного слияния, с возможностью переносить потери и отделения.

Все культурные явления происходят в переходном пространстве, защищённом, пусть временно от вторжения реальности.

Творчество совершается также в формально очерченном пространстве (страница, сцена, песочница, рамки терапии). Способность отдаться игре зависит от чувства безопасности, от границ.

Бион ввёл понятия альфа и бета переживаний. Способность  принимать тревогу, болезненные ощущения, агрессивные проекции, переносить, обдумывать, символически обрабатывать – альфа функция. Если мать её выполняет, то ребёнок вмещает в себя то, что становится терпимым благодаря переработке, а также вмещает в себя само психическое пространство для переработки тревожных импульсов (альфа функцию).

Если мать не выполняет альфа функцию, то ребёнок остаётся во власти необработанных психических событий (бета переживаний), что приводит к формированию психотического мышления.

К психотерапевту клиент также приходит с трудностями переработки определённых психических событий.

В психотерапии терапевт также выполняет альфа функцию: принимает, удерживает, трансформирует, предлагает язык для символической переработки психических событий (например, работа с фигурками в песке). В гештальт-терапии ставится задача – осознавание индивидуальных способов взаимодействия  с импульсами реальности.

В  раннем детстве мать реагирует на тревогу младенца предлагая пищу, обеспечивая физический комфорт и др., что формирует у младенца опыт идентификации своих желаний. В терапии  работа с тревогой направлена на осознание реального, возможно неосознаваемого, желания. 



Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.
  • Если ребёнок не читает книги и не любит играть.
  • Про амбивалентность чувств и способность любить
  • Мужчина в терапии или Альфа-самец -сегодня.
  • Кто такие Альфа? Альфа-дети и Альфа-родительство
  • Способность матери расщепляться.
  • Мой ребёнок неконтактный, не хочет со мной играть, общаться.
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • 12 советов: как играть с детьми, если играть трудно?
  • Принципы гештальт-терапии длительно текущих психических расстройств
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к частичной идентификации.
  • Подлинная способность любить или потребность в любви
  • Как наши идеальные образы влияют на способность любить
  • Как наши идеальные образы влияют на способность любить - 2
  • Охапка дров в костёр под Юлией Печерской, или Дань справедливости альфа, бета и гамма-самцам
  • Способность к гедонизму как жизненный ресурс
  • Осознавание в гештальт-терапии.
  • Способность психотерапевта признавать свои ошибки
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • 16 критериев зрелой любви. Способность воспринимать и развивать чувства, задействованные в любви
  • Способность хотеть того, что ты хочешь на самом деле
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Отношения с родителями. Способность брать.
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Отношения в гештальт-терапии: иллюзия и реальность
  • Способность выдерживать собственные чувства как один из факторов стрессоустойчивости.
  • 1 ступень гештальт-терапии: Мифы, реальность и мой личный опыт.
  • От чего зависит успешность в терапии тревожных расстройств?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь