|
Способность играть как ресурсАвтор статьи: Рузанова Марина Викторовна
Канал Эго – Самость. Ресурсы. Способность играть. ( нить мысли психотерапевта) Для того чтобы ребёнок поддерживал связь с ресурсом - внутренним миром символов и чувств необходимо держать открытым канал ЭГО-Самость. Архетип Самость – организующий принцип коллективного бессознательного, Фордхам описывал Самость в виде некоторой первоначальной совокупности, которая предшествует появлению Эго. Эго (зрелое реальное Я) растёт и развивается в контакте с миром чувств. Для этого необходимо использовать язык внутреннего мира, т.е. использовать различные формы символического выражения (рисование, сочинение историй и т.д.). Язык Самости – язык картин, образов, метафор и чувств. Развитие творческих способностей увеличивает опыт обращения к внутренним ресурсам. Здесь особенно важно учитывать индивидуальный творческий язык. Развивать те способы, в которых возникает потребность. В гештальт-терапии – это работа по поддержанию чувствительности, обращение к индивидуальному языку символов (образов), с выходом на осознавание индивидуальных способов контакта с внутренней и внешней реальностью, что способствует укреплению Эго. Что же происходит в терапии, в песочной терапии, на какие психологические механизмы восстановления опирается процесс? Способность играть, от чего она зависит? По какой причине игра имеет психотерапевтический эффект? Винникот исследовал способность играть и считал, что она развивается из отношения ребёнка к матери. Из первоначального удерживания эмоциональной напряжённости, зеркального признания и отражения потребностей ребёнка и его психической реальности в раннем детстве. Например, достаточно хорошая мать реагирует на тревогу младенца, ослабляя её, придавая ей значение (тревога – пища). Возникает иллюзия слияния, которая парадоксальным образом, формирует способность переносить реальность отделения и потерю всемогущества. Следующий шаг отделения от матери – появление «переходного объекта», «переходной деятельности», «переходного пространства», где ребёнок может играть. Переходными являются объекты, особые звуки и образы, к которым возникает особая привязанность и которые символизируют обладание матерью. Т.е. играя, ребёнок возвращается к ресурсу раннего иллюзорного слияния, с возможностью переносить потери и отделения. Все культурные явления происходят в переходном пространстве, защищённом, пусть временно от вторжения реальности. Творчество совершается также в формально очерченном пространстве (страница, сцена, песочница, рамки терапии). Способность отдаться игре зависит от чувства безопасности, от границ. Бион ввёл понятия альфа и бета переживаний. Способность принимать тревогу, болезненные ощущения, агрессивные проекции, переносить, обдумывать, символически обрабатывать – альфа функция. Если мать её выполняет, то ребёнок вмещает в себя то, что становится терпимым благодаря переработке, а также вмещает в себя само психическое пространство для переработки тревожных импульсов (альфа функцию). Если мать не выполняет альфа функцию, то ребёнок остаётся во власти необработанных психических событий (бета переживаний), что приводит к формированию психотического мышления. К психотерапевту клиент также приходит с трудностями переработки определённых психических событий. В психотерапии терапевт также выполняет альфа функцию: принимает, удерживает, трансформирует, предлагает язык для символической переработки психических событий (например, работа с фигурками в песке). В гештальт-терапии ставится задача – осознавание индивидуальных способов взаимодействия с импульсами реальности. В раннем детстве мать реагирует на тревогу младенца предлагая пищу, обеспечивая физический комфорт и др., что формирует у младенца опыт идентификации своих желаний. В терапии работа с тревогой направлена на осознание реального, возможно неосознаваемого, желания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|