Контейнирование и контакт

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Контейнирование и контакт

Термин контейнирование психоаналитический, а если говорить гештальтистским языком, то он в целом описывает то же, что термин контакт.

И даже происхождение слов это подтверждает. Сравним:

Контейнирование. Происходит от англ. container «вместилище», далее от гл. contain «ограничивать, сдерживать, содержать», из лат. continere «содержать, заключать; сдерживать, ограничиваться»; далее из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + tenere «держать», далее из праиндоевр. *ten- «тянуть, натягивать» [Викисловарь].

(Выделение жирным шрифтом мое – И. Р.)

Контакт. лат. contactus, суф. производного от contingere "прикасаться, дотрагиваться", преф. образования от tangere "трогать, касаться" [Этимологический словарь Н. М. Шанского].

Иными словами, контейнировать можно понимать как «вместе держать», а кон-такт – это «со-прикосновение», «совместное прикосновение».

Так что контейнирование – это, возможно, не только (и даже не столько) вмещение, сколько совместное удержание связи, очерчивание границ.

Обрисую здесь процесс контейнирования/контакта довольно грубо и приблизительно, – одним словом, схематично, но зато коротко и, как мне кажется, наглядно.

Но рассмотрим сначала ситуацию, которая часто выглядит как контакт, но на самом деле им не является и даже в определенном смысле противоположна контакту.

Это слияние (конфлюэнция): когда переживания клиента настолько резонируют с чувствами терапевта, что клиент словно «заражает» ими терапевта и терапевт оказывается настолько вовлеченным, настолько захваченным, что уже не может выполнять свою работу. И тогда оба, и терапевт, и клиент, просто затоплены чувствами и дезориентированы.

Теперь посмотрим, как же выглядит процесс контейнирования (или контакта).  Выделим в этом процессе два основных этапа.

Первый: клиент, захваченный чувствами или пребывающий в определенном состоянии, влияет тем самым на терапевта. Терапевт, будучи достаточно устойчивым, чтобы принять чувства клиента, затронут, он живой, он реагирует на них своими чувствами, но способен этот свой отклик осознать, понять, вместить (быть как бы больше, чем этот отклик) – не быть им полностью захваченным, а значит, способен оставаться в контакте.

Тогда становится возможным и второй этап: когда терапевт возвращает свою реакцию клиенту. И это позволяет клиенту тоже обработать свои чувства, интегрировать их, вместить в свой внутренний мир, не будучи затопленным этими переживаниями. События и переживания становятся частью опыта, встраиваются в картину мира, в представление о себе.

***

Точно описывают этот процесс, на мой взгляд, слова Сергея Братченко о роли терапевта:

Быть максимально включенным и одновременно максимально отстраненным [Цит. по выступлению В. Е. Кагана на Международной психологической онлайн конференции  «Психология простыми словами» 3-4 июля 2015 г.].

Также мне кажется очень подходящей для иллюстрации процесса контейнирования идея из психосинтеза:

«У меня есть мысли, но я – это не только мои мысли; у меня есть страх, но я – это не только мой страх (моя тревога, моя боль, моя травма…), я – гораздо больше них». 

Терапевт, который способен не «падать» в чувства (и в то же время не отмораживаться, не подавлять их), а осознавать и экологично выражать, помогает клиенту делать то же самое: переживать свою жизнь настолько полно, насколько возможно, и при этом оставаться на связи, в контакте, не идти вразнос, не выходить из берегов, удерживать границы, то есть оставаться целостным.  



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Психотерапия эффективна в той мере, в какой терапевт способен к присутственному контакту
  • Мы настолько разные, что у каждого даже бред свой
  • Мы настолько разные, что у каждого даже бред свой
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Контакт со своими чувствами
  • Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь