Бить или не бить - вот в чем вопрос!

Недавняя консультация, на приеме двое: мама и дочка, обе грустные, обе плачут и обе не понимают, как жить дальше. Монолог мамы, прерывающийся слезами, о том, какой долгожданный была девочка, как радовалась ее появлению вся семья: единственная дочка, единственная внучка, ни в чем никогда не знала отказа и вот дождались. Четвертый класс и четвертый год не хочет учиться, приходится нанимать репетиторов, чтобы были хотя бы тройки. Последнее время стала врать, чтобы получить то, что хочет. Пробовали договариваться, пробовали наказывать – ничего не помогает. Может пришло то время, когда надо не разговаривать, а просто взять ремень да и отлупить хорошенько, чтобы дальше неповадно было?!

Я часто слышу вопросы от родителей по поводу физических наказаний. Так бить или не бить ребенка? Как правильно? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе вместе…

Что такое физическое наказание? Это способ, когда более сильный пользуется своей властью в отношении более слабого. Что чувствует, кроме физической боли,  ребенок, когда его беспомощного избивают? Страх! Какая картина мира формируется в его голове? Есть закон силы и сильный всегда прав! К чему приведут регулярные избиения? К потере доверия между вами и ребенком. Он будет вынужден врать, изворачиваться, чтобы избежать очередных побоев.

Самое страшное, что со временем дети привыкают к побоям и уже не так остро реагируют на них. Результатом становится изменение всего поведения ребенка. Он может стать трусливым, робким, покорным или наоборот – нарочито грубым, провоцирующим родителей на неадекватные действия. Дети с сильной нервной системой могут уходить из дома.

Скажем прямо, как правило, физические наказания не решают проблемы взаимоотношений между родителем и ребенком, а только усугубляют их. Они создают временную иллюзию, что ребенок изменился в лучшую сторону. Дети не умеют анализировать свое поведение, им трудно понять, в чем они были неправы, они понимают только одно: в следующий раз надо сделать все так, чтобы не попадаться и все!

Так что же делать со своим подросшим ребенком, как добиться от него желаемого поведения?

Воспитание – это, прежде всего, терпение. Когда чувствуете, что трудно держать себя в руках, не предпринимайте ничего. Дайте себе время успокоиться: продышите, прокричите свои эмоции, сделайте генеральную уборку (лучше вместе с ребенком), попрыгайте под громкую музыку, примите душ – вода прекрасный амортизатор негативных эмоций. Главное, не держите их в себе.

Испорченные дети встречаются крайне редко. Когда родители хотят изменить ребенка, они не понимают, что поведение ребенка является следствием тех семейных отношений, которые сложились в семье. Хотите изменить ребенка – будьте готовы изменить себя! И никак иначе. Договаривайтесь с ребенком, будьте с ним в диалоге. Выстраивайте четкую дистанцию и проговаривайте рамки допустимого и недопустимого в семье. Будьте сами готовы к серьезному разговору. В каком бы возрасте не был ваш ребенок, необходимо своим строгим поведением показать ему, что предстоящая беседа крайне важна и серьезна. Начните ее не с ультиматума, а с вопроса, почему он так себя ведет, осознает ли он часть своей вины и т.п.? В свою очередь, вы должны спокойно объяснить ребенку, почему так поступать нельзя. Далее должно последовать наказание или обсуждение возможного наказания в дальнейшем за такое поведение, проступок. Главное помнить, что за один проступок – одно наказание. А не так, как обычно бывает: и на улицу не пойдешь, и компьютер заблокирую, и айпад заберу. Один проступок – одно наказание. Время наказания (т.е. ограничения в чем-либо важном для ребенка) устанавливается соответственно силе провинности.

Важно быть максимально последовательным в требованиях и действиях и правильно осознавать рычаги своего влияния, т.е. понимать, какие действия ребенок воспримет как наказание.

Обычно все наказания родителей сводятся к лишению ребенка чего-либо  –  телевизора или компьютера, карманных денег, прогулок с друзьями, походов в кино. Но наиболее действенными все-же являются трудовые повинности в качестве наказания.  Это может быть любое, механически повторяющееся действие, обязательно продолжительное по времени, чтобы ребенку это не только успело наскучить, но забрать львиную долю его времени, которое он с удовольствием потратил бы на что-то другое. Можно заставить его перебрать все вещи в своем шкафу и пропылесосить всю квартиру; можно заставить переписывать несколько страниц из словаря, перебирать крупу, скажем, отбирая рис от гречки, (кстати очень полезное упражнение для развития мелкой моторики). Такое наказание, когда у ребенка есть время остаться «наедине» со своими мыслями, может помочь ему серьезно обдумать свой проступок и сделать необходимые выводы на будущее.

И все же, причина плохого поведения ребенка чаще кроется не в нем, а в родителях. Как писала Агния Барто: «Если ребенок нервный, лечить надо его родителей». Дети, у которых есть четкий круг личных обязанностей в семье, которые не располагают большим количеством свободного времени, а заняты делом – редко бывают непослушными и ленивыми. У ребенка обязательно должно быть занятие, пусть просто занимательное, но интересное для него.

 И, самое важное, чтобы родители всегда выполняли обещанное. Тогда их слова будут  иметь значение для ребенка по любому вопросу.

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Бить или не бить или телесные наказания в воспитании ребенка.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Бить или не бить, чтобы вырастить из ребенка Человека с большой буквы?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • физическое наказание ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Наказание ребенка. Почему не работает?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как заставить ребенка слушаться, когда он не хочет
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Наказание ребенка
  • Проступок, наказание, вина...
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь