|
Клиенты. С кем я не работаюАвтор статьи: Холина Наталия Андреевна
Автор – психолог Наталия Холина Так много слов было сказано о важности психотерапии, ее возможностях и смысле для клиента. Надеюсь, что и еще немало прозвучит. Однако любому психотерапевту – начинающему или давно практикующему - важно понимать и оценивать ограничения своих возможностей, и знать о тех клиентских случаях, с которыми именно этот психолог не станет работать. С чем могут быть связаны эти ограничения – отдельная тема для прояснения, и про границы своих возможностей я расскажу ниже, а начать разговор об ограничениях в работе я хочу с цитаты: «Коллеги, вам знакомо это волшебное чувство, когда, отложив домашние дела, сдав детей няне или бабушке (или проводив их в школу-институт), вы (вместо супермаркета или спортзала) приехали в офис на встречу с клиентом, который не пришел? Особенно сильно это чувство, если вы платите за офис почасовую арендную плату…» (с) Часто я замечаю подтверждение одной необъяснимой идеи. О том, что клиенты выбирают себе психотерапевтов – даже не будучи знакомыми с ними - весьма неслучайно. Не всегда логически объяснимо, но почти всегда, во всем многообразии специалистов, клиент находит именного того терапевта (а терапевт, в свою очередь, выбирает работать с тем клиентом), в результате совместной работы которых рождается нечто, наделенное каким-то особым смыслом для обоих. Я отношу себя к психологам, кто серьезно относится к своей работе, вкладывает в постоянное обучение и профессиональное развитие много сил, времени и средств, любит свое дело и заботится о его качестве, а также о возможности довести начатый процесс до конца. По своему опыту я вижу, что, к большому сожалению, не все клиенты, обращаясь за психотерапией или консультированием, приходят на самом деле именно за этим (то есть не все оказываются готовыми работать ради своей цели, при этом еще и уважая специалиста, к которому обратились). Поэтому, чтобы не истощаться (а терапевты бывают этому подвержены), не терять свое время и время клиентов (ожидающих порой от терапевта совсем не того, что он действительно может), чтобы делать свою работу уверенно и спокойно, и при этом еще получать удовольствие от нее, для терапевта иногда бывает полезнее отказать звонящему или пришедшему на первую консультацию клиенту. Итак, поделюсь своими наблюдениями ситуаций, когда шанс успешной терапии прогнозирую как минимальный (о том, когда шанс выше минимального, я уже писала здесь). Сориентироваться, брать в терапию человека или все же не имеет смысла, терапевт обычно может уже при первом телефонном разговоре, или в течение одной или нескольких первых, установочных встреч. Теперь перечислю тревожные симптомы, заметив которые, я считаю возможным для себя отказать клиенту в приеме и/или длительной психотерапии. Во время телефонного разговора --- просьба звонящего записать другого человека (по его просьбе, без его ведома, потому что тот стесняется и пр.). --- просьба записать себя на далекую дату вперед (по моему опыту - более двух недель). --- не может определиться с выбором даты и времени первой встречи. --- попытки повлиять на изменение условий моей работы: места приема, стоимости приема, предложения альтернативных вариантов. --- просьба записать на прием, при этом без прояснения адреса места работы. --- звонок с просьбой о записи на прием, поступивший в промежуток времени с 23:00 до 8:00. --- просьба принять по рекомендации, при этом категорический отказ назвать того, кто рекомендовал. --- безудержные рыдания с невнятной речью при первом звонке. --- подробное расспрашивание по телефону о квалификации, стаже работы, опыте и пр. --- просьба во время первого разговора принять вне расписания (немедленно). --- попытка безостановочно вываливать «всю суть» проблемы во время первого телефонного разговора. Клиент, игнорирующий слова психотерапевта, скорее всего, звонит не для будущей совместной работы. Такому человеку нужна либо «халявная» помощь по телефону (с тенденцией «выжать до последней капельки» все что только можно из этого разговора, выторговать себе «кучку советов»), либо ему очень одиноко, он крайне нестабилен психически или просто хочет излить свои страдания, освободиться от накопленных тяжелых чувств, и потому использует психолога в качестве «сливного ведра». Ни о какой совместной работе тут речь, скорее всего, не пойдет; --- требование оказать первую помощь по телефону. --- преувеличенно агрессивная форма ведения разговора. Но, хоть и редко, все же звонят люди, начинающие прямо «с порога» нападать и воевать, выражая свое недовольство в довольно грубой форме. Это проявляется по-разному: от фраз типа «Да ты вообще хоть имеешь понятие, что такое депрессия?! Сама-то никогда ею не страдала, небось!» и вплоть до откровенной матерной брани. Для меня это печальный симптом слабой вменяемости звонящего, тут я могу опять же предположить наличие психотического состояния, а с клиентами, обратившимися за помощью в состоянии психоза, я не работаю. Теперь расскажу о тревожных симптомах, которые терапевт может выявить по время первых встреч с клиентом, и по которым сможет сделать вывод о непсихотерапевтичности пришедшего в его офис клиента. Во время консультаций: --- клиент срывает или переносит одну или несколько из десяти первых встреч. --- несколько опозданий подряд. --- решение клиента отложить терапию в связи с некими внешними не катастрофическими причинами: гастроли, оформление ребенка в сад, переезд, обмен квартир, смена работы, др. --- возраст клиента до 20 лет. Также по ряду причин я предпочитаю не работать с некоторыми клиентами, которых отношу к разряду непсихотерапевтичных, а именно: — людьми, имеющими очевидно сниженный интеллект (что бывает характерно, например, для олигофрении в стадии дебильности (IQ < 75) или в случае некоторых органических нарушений головного мозга); — социально-опасными личностями, склонными отыгрывать вовне свои агрессивные и разрушительные импульсы, то есть способными причинять вред окружающим и себе; — клиентами с недостаточной мотивацией (пришедшими на терапию по принуждению третьей стороны и отказывающихся контактировать в процессе работы и/или не готовыми вкладываться, тратить на психотерапию свои время, деньги, силы, занимать ею голову и пр.); --- с родителями, детьми, супругами и близкими друзьями тех, кто является моими нынешними клиентами (или кто ими был в недавнем прошлом), а также с моими знакомыми, соседями, специалистами, чьим клиентом являюсь я сама и с коллегами, с кем имею опыт совместной групповой или иной работы. Также я допускаю, что совместная работа с клиентами может прерваться в связи с моим решением, если уже в процессе начавшейся терапии выяснится, что: — клиент нарушает важные условия и договоренности, которые обговаривались в начале совместной работы, и которые он изначально принял (условия сеттинга, условия окончания терапии, ответственность сторон и пр.). --- клиент нарушает обещание не причинять себе вред в период психотерапевтической работы (не известив психолога о появлении такого намерения), что есть нарушение антисуицидального контракта; нарушает обещание не употреблять перед и непосредственно во время встреч алкоголь (а также наркотические и прочие средства, за исключением назначенных врачом медикаментов) и т.д. Иначе говоря, я не смогу помочь людям, страдающим от алкоголизма, зависимостью от наркотиков или хроническими суицидальными настроениями, если эти симптомы совсем невозможно контролировать; — в прошлом клиента имеется реальный факт того, что он являлся насильником и/или убийцей детей; — клиент имеет диагноз шизофрения, биполярное аффективное расстройство и пр., поставленный в официальном медицинском учреждении, но скрыл его от меня перед началом работы. Кроме того, я наверняка откажусь от работы, если клиент является ярко выраженной антисоциальной личностью, склонной к физическому насилию; Я написала здесь об очевидных для себя фактах, являющихся помехой при заключении психотерапевтического контракта или даже записи на первый прием. Хотя и тут бывают исключения, требующие более детального наблюдения перед принятием решения. Кроме этих случаев иногда выявляются и другие обстоятельства, при которых я достаточно быстро (как правило – в течение первых 3-4 встреч) могу понять, что наш альянс с клиентом скорее всего не сложится (личная несовместимость, например, когда у меня к клиенту не возникло базового принятия, безусловного уважения, фоновой симпатии, без которых просто невозможно построение нормального поддерживающего, а затем и рабочего альянса). В этом случае я предпочитаю честно выразить клиенту свои сомнения относительно успешности работы со мной в качестве терапевта и, если потребуется, предложить ему обратиться к другому специалисту (если нужно – могу порекомендовать коллег, по моему мнению, имеющих больше возможностей для работы именно с этим человеком). * Отдельное большое спасибо за написанную Полиной Гавердовской вот эту статью, за то, что подтолкнула меня к написанию этого текста о клиентах и клиентских случаях, с которыми я с большей долей вероятности не стану работать.
Сайт автора Блог автора в ЖЖ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|