|
Мой ребенок - манипулятор?! (на основе консультации)Автор статьи: Дубровская Оксана Владимировна
СИТУАЦИЯ
ЕЛЕНА, 30 лет, пос. Агроном РЕКОМЕНДАЦИЯ Елена, из короткого письма сложно понять целостную картину Ваших взаимоотношений с ребенком. Возникает много вопросов, но попробуем разобраться! В первую очередь важно понять, что у ребенка слишком мал арсенал для реализации своих потребностей, поэтому он постоянно обращается к родителям и близким людям, от которых пока зависим. И не стоит вести речь о манипуляциях! Ребенок в силу возраста еще не способен осознанно и злонамеренно заставлять другого человека, вопреки его интересам, выполнить нужные ему действия. Существует минимум три сценария описанного Вами поведения ребенка: 1. Ребенок стремится получить то, что хочет. Примерно в год ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей, и начинает это активно использовать. Если ребенок пытается добиваться желаемого слезами и истериками и данная ситуация повторяется постоянно, тогда имеет смысл проявить настойчивость, и доброжелательно ребенку пояснить: что каждый раз, когда он будет добиваться своего капризами и слезами, то он не получит того, что он хочет. Порой, достаточно, смотря в глаза ребенку, спокойно задать один вопрос: "Это большая, средняя или маленькая проблема?". Ребенок задумается, определив размер проблемы, а затем попросить найти поиск ее решения. Обсудив с ребенком решение, мы повышаем его самоуважение и понимание, что практически все проблемы можно решить. 2. Ребенок хочет получить свою порцию любви и внимания. Дети, которым не хватает родительского внимания, получают его посредством непослушания. Мы мало обращаем внимания на ребенка и благодарим его, когда он выполняет наши просьбы. Когда ребенок не хочет делать то, что мы просим, мы уделяем ему много внимания. То есть мы сами подвигаем его на то, чтобы ребенок был непослушным! 3. Ребенок ведет себя подобным образом потому, что ему по-настоящему плохо. Имеет смысл обнять ребенка в этот момент, успокоить и озвучить его состояние. Например, «Я вижу, что тебе плохо, У тебя не получается починить машинку? Давай я тебя успокою». Проговаривая состояние малыша, мы учим его понимать себя и выражать свое состояние словами, формируем его эмоциональный интеллект, а ребенок в свою очередь слышит и понимает, что мы видим, что с ним происходит, и разделяем его состояние. С точки зрения профилактики проявления истерических реакций, полезно практиковать ежедневно упражнение «Особое время» в течение 20 минут, которое поможет изменить отношения с собственным ребенком в лучшую сторону. УПРАЖНЕНИЕ "ОСОБОЕ ВРЕМЯ" ТЕТ-А-ТЕТ Выбрать время, когда Вы будете с ребенком один на один, и вам никто не сможет помешать. Это время, которое полностью посвящено Вашему общению – только Вы и ребенок! Всего 20 минут в день! КОНТАКТ ГЛАЗАМИ Когда во время общения мы смотрим ребенку в глаза, улыбаясь, и обращаемся к нему по имени, тем самым мы говорим ему: «Ты для меня важен!» и демонстрируем значимость ребенка. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ В процессе общения следует периодически прикасаться к своему ребенку. Прикосновения – это доказанная жизненная необходимость для полноценного развития ребенка и развития его мозга! В подростковом возрасте следует с осторожностью отнестись к частым прикосновениям, особенно родителям противоположного пола, иначе дети могут расценить данные прикосновения, как посягательство на их тело и сексуальное домогательство. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ Общаясь с ребенком, просто слушайте его, без критики и оценки, задавая уточняющие вопросы. 1. А как прошел твой день? Если молчит, то продолжить самой. "Если не хочешь отвечать, давай я расскажу о том, как прошел мой день! У меня сегодня...." 2. Как дела у твоих друзей? 3. Что хорошего случилось с тобой за день? 4. А в течение дня тебе нужна была моя помощь? В процессе беседы не торопитесь давать свои советы, лучше поинтересуйтесь «А как ты сам(а) думаешь?», «А что ты сам(а) планируешь сделать?" В процессе беседы используйте вопросы активного слушания: "Правильно ли я тебя поняла....", "Ты был (а) раздражен (а)?", "" АКЦЕНТ НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭПИЗОДАХ В ПОВЕДЕНИИ При разговоре с ребенком отмечать как можно больше позитивных эпизодов в поведении. Акцент на хорошем - наиболее эффективный метод воспитания. РАБОТА С ГРАНИЦАМИ Разбирая конфликтные ситуации, о которых расскажет вам ребенок, полезно поинтересоваться: - А как ты полагаешь, ты смог отстоять свои границы? - А границы твоего друга/ твоей подруги были нарушены? - А что ты бы мог сделать в той ситуации? Важно понимать, что если у вас с ребенком изначально контакт не был налажен, то Упражнение "Особое время" будет вначале идти тяжело. Но не останавливайтесь! Продолжайте! И ваши усилия окупятся вам сторицей! Чем более осознанными будут наши действия по отношению к ребенку, тем более теплыми и близкими будут наши отношения с ним. В заключение рекомендую почитать одну из лучших книг по общению с детьми Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Берегите и любите своих детей! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|