|
Выход из тупикаАвтор статьи: Арсеев Иннокентий Иварович
Наверное, каждому приходилось переживать состояние творческого ступора, когда в ответ на нестандартную задачу в голове гулким эхом отзывается пустота, а силы как будто скованы невидимыми путами. Существуют разные пути выхода из подобных тупиков (см. ту же Джулию Кэмерон и ее "Путь художника"), однако я предлагаю вам взглянуть на состояние творческого ступора с символической точки зрения; попробовать найти для него воплощение в мифологическом пространстве, чтобы через более глубокое его понимание и коллективный опыт мы могли бы найти свой личный выход - в аналитической психологии такой способ работы с симптомом или образом называется амплификацией. Первое, что приходит в голову по поводу описанного состояния - это лабиринт Минотавра, построенный Дедалом, чтобы с одной стороны, уберечь население Крита от ярости чудовища, а с другой скрыть от царя Миноса свидетельство его позора, т.е. избавиться от вины и стыда. При этом чтобы успокоить чудовище, нужно было приносить ему регулярные жертвы в виде юношей и девушек. Тогда мы можем размышлять о том, что мы скрываем от самих себя в глубине творческого тупика; это может быть страх неудачи, стыд за свое несовершенство, гнев и обида из далекого прошлого. И само собой, что мы вынуждены приносить в жертву свое время, планы, таланты и, в конечном итоге, свое будущее. Для того, чтобы победить Минотавра, понадобилось сотрудничество Героя и Девы - что можно рассматривать как необходимость союза между сильным Эго и интуитивной Анимой для пробуждения источника творчества в нашей душе. Анима указывает нам направление развития, подает идеи, дарит образы, а Эго определяет, как применить это на практике. Но не менее важно и отношение к самому феномену творческого тупика - чтобы обнаружить чудовище и победить его, нужно решиться на исследование лабиринта, т.е. постараться осмыслить свое состояние, считать его послание, в общем, отнестись к нему серьезно и с интересом. Другой метафорой ступора может быть образ Снежной Королевы, неизменно холодной и статичной - особенно хорошо это показано в советском мультфильме. Она действует только в узких рамках раз и навсегда установленного сценария, но при этом нуждается в человеческом ребенке, который внес бы оживление в ее ледяное царство. При этом она не способна позаботиться о нем по-настоящему, из-за чего творческие ресурсы ребенка блокированы и все, что он может, это безуспешно и вяло пытаться собраться целое из осколков. В применении к нашей теме это выглядит как попытки "поверить алгеброй гармонию", сковать непосредственность и спонтанность Внутреннего Ребенка жестким распорядком жизни и ригидным образом мыслей. А Творец внутри нас - это именно Ребенок; и он нуждается в любви, заботе и заинтересованном внимании, чтобы в ответ помогать нам находить нестандартные решения жизненных задач. В противном случае мы сможем только бесконечно перебирать перед мысленным взором фрагменты своей жизни в попытках обрести необходимое вдохновение. Сказка через образ Герды призывает нас проявить понимание и сочувствие к самим себе, стать по отношению к себе хорошим Родителем и разумным Взрослым. Конкретные способы воплощения этого отношения к себе также доступно и методично описаны в книге Джулии Кэмерон. Еще один образ творческого тупика - это пребывание Одиссея на острове нимфы Каллипсо в течение семи лет. Одиссей, так страстно мечтавший вернуться в родную Итаку, оказывается скован любовью нимфы, желавшей навеки оставить его на своем острове. Остров Каллипсо выглядит безопасным и уютным пристанищем, где Одиссей может наконец отдохнуть от затянувшегося и изматывающего странствия. При этом нимфа предлагает ему бессмертие и вечную юность - в обмен на свободу и жизнь среди людей. Только нараставшая тоска по дому в конечном итоге освобождает Одиссея из этого "бархатного" заточения. Состояние творческого тупика также необязательно может быть тяжелым и гнетущим; оно может проявляться в различных удовольствиях, которыми человек отвлекает себя от необходимости проявить инициативу и решиться рискнуть. Таким образом мы как будто перестаем развиваться и увязаем в зоне комфорта. Для того, чтобы избежать этих пут, стоит напоминать себе о своих мечтах и фантазиях, будить воображение мотивирующими и притягательными образами - вроде, фотографий, картинок или афоризмов. Четвертый пример творческого тупика - история Голлума из эпопеи "Властелин Колец". Будучи от природы активным и любознательным, он подпадает под власть Кольца и все его мечты о тайнах и сокровищах, скрытых у корней гор, выливаются в бесконечное одинокое пребывание в сырости и темноте.Его жизнь тянется и тянется, но сам он все больше истончается, как будто ломтик масла, размазанный по слишком большому куску хлеба. А началось все с жажды власти, неутолимого желания быть лучше других, быть особенным. Точно так же и мы загоняем себя в ловушку банальности и одиночества, пытаясь держать все под контролем и подпадая под власть комплекса Неполноценности. Для Голлума шансом на спасение стало сострадание Фродо - для нас важно уметь относиться к самим себе с принятием, в том числе учитывая и то, что наши возможности могут быть ограничены, но никто не мешает нам по максимуму развить те таланты, которые у нас все таки есть. Подобные образы не только помогают нам лучше понять себя, но и доказывают, что состояние творческого тупика является преодолимым. Надеюсь, что они послужат вам указателями на пути к творческому возрождению, которое неизбежно принесет свои плоды во всех сферах жизни! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|