Выход из тупика

Выход из тупика

Наверное, каждому приходилось переживать состояние творческого ступора, когда в ответ на нестандартную задачу в голове гулким эхом отзывается пустота, а силы как будто скованы невидимыми путами.

Существуют разные пути выхода из подобных тупиков (см. ту же Джулию Кэмерон и ее "Путь художника"), однако я предлагаю вам взглянуть на состояние творческого ступора с символической точки зрения; попробовать найти для него воплощение в мифологическом пространстве, чтобы через более глубокое его понимание и коллективный опыт мы могли бы найти свой личный выход - в аналитической психологии такой способ работы с симптомом или образом называется амплификацией.

Первое, что приходит в голову по поводу описанного состояния - это лабиринт Минотавра, построенный Дедалом, чтобы с одной стороны, уберечь население Крита от ярости чудовища, а с другой скрыть от царя Миноса свидетельство его позора, т.е. избавиться от вины и стыда. При этом чтобы успокоить чудовище, нужно было приносить ему регулярные жертвы в виде юношей и девушек.

Тогда мы можем размышлять о том, что мы скрываем от самих себя в глубине творческого тупика; это может быть страх неудачи, стыд за свое несовершенство, гнев и обида из далекого прошлого. И само собой, что мы вынуждены приносить в жертву свое время, планы, таланты и, в конечном итоге, свое будущее.

Для того, чтобы победить Минотавра, понадобилось сотрудничество Героя и Девы - что можно рассматривать как необходимость союза между сильным Эго и интуитивной Анимой для пробуждения источника творчества в нашей душе. Анима указывает нам направление развития, подает идеи, дарит образы, а Эго определяет, как применить это на практике.

Но не менее важно и отношение к самому феномену творческого тупика - чтобы обнаружить чудовище и победить его, нужно решиться на исследование лабиринта, т.е. постараться осмыслить свое состояние, считать его послание, в общем, отнестись к нему серьезно и с интересом.

Другой метафорой ступора может быть образ Снежной Королевы, неизменно холодной и статичной - особенно хорошо это показано в советском мультфильме. Она действует только в узких рамках раз и навсегда установленного сценария, но при этом нуждается в человеческом ребенке, который внес бы оживление в ее ледяное царство. При этом она не способна позаботиться о нем по-настоящему, из-за чего творческие ресурсы ребенка блокированы и все, что он может, это безуспешно и вяло пытаться собраться целое из осколков.

В применении к нашей теме это выглядит как попытки "поверить алгеброй гармонию", сковать непосредственность и спонтанность Внутреннего Ребенка жестким распорядком жизни и ригидным образом мыслей. А Творец внутри нас - это именно Ребенок; и он нуждается в любви, заботе и заинтересованном внимании, чтобы в ответ помогать нам находить нестандартные решения жизненных задач.

В противном случае мы сможем только бесконечно перебирать перед мысленным взором фрагменты своей жизни в попытках обрести необходимое вдохновение. Сказка через образ Герды призывает нас проявить понимание и сочувствие к самим себе, стать по отношению к себе хорошим Родителем и разумным Взрослым. Конкретные способы воплощения этого отношения к себе также доступно и методично описаны в книге Джулии Кэмерон.

Еще один образ творческого тупика - это пребывание Одиссея на острове нимфы Каллипсо в течение семи лет. Одиссей, так страстно мечтавший вернуться в родную Итаку, оказывается скован любовью нимфы, желавшей навеки оставить его на своем острове. Остров Каллипсо выглядит безопасным и уютным пристанищем, где Одиссей может наконец отдохнуть от затянувшегося и изматывающего странствия. При этом нимфа предлагает ему бессмертие и вечную юность - в обмен на свободу и жизнь среди людей.

Только нараставшая тоска по дому в конечном итоге освобождает Одиссея из этого "бархатного" заточения. Состояние творческого тупика также необязательно может быть тяжелым и гнетущим; оно может проявляться в различных удовольствиях, которыми человек отвлекает себя от необходимости проявить инициативу и решиться рискнуть. Таким образом мы как будто перестаем развиваться и увязаем в зоне комфорта.

Для того, чтобы избежать этих пут, стоит напоминать себе о своих мечтах и фантазиях, будить воображение мотивирующими и притягательными образами - вроде, фотографий, картинок или афоризмов.

Четвертый пример творческого тупика - история Голлума из эпопеи "Властелин Колец". Будучи от природы активным и любознательным, он подпадает под власть Кольца и все его мечты о тайнах и сокровищах, скрытых у корней гор, выливаются в бесконечное одинокое пребывание в сырости и темноте.Его жизнь тянется и тянется, но сам он все больше истончается, как будто ломтик масла, размазанный по слишком большому куску хлеба.

А началось все с жажды власти, неутолимого желания быть лучше других, быть особенным. Точно так же и мы загоняем себя в ловушку банальности и одиночества, пытаясь держать все под контролем и подпадая под власть комплекса Неполноценности. Для Голлума шансом на спасение стало сострадание Фродо - для нас важно уметь относиться к самим себе с принятием, в том числе учитывая и то, что наши возможности могут быть ограничены, но никто не мешает нам по максимуму развить те таланты, которые у нас все таки есть.

Подобные образы не только помогают нам лучше понять себя, но и доказывают, что состояние творческого тупика является преодолимым. Надеюсь, что они послужат вам указателями на пути к творческому возрождению, которое неизбежно принесет свои плоды во всех сферах жизни!



Просмотров: 312
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выход из творческого тупика. Создавая настроение творить
  • Фрирайтинг – техника выхода из творческого тупика
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • " Утренние страницы ". Упражнение для раскрытия творческого потенциала.
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Выйти из жизненного тупика и обрести уверенность в себе
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Что стоит на пути творческого потока
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь