|
Модель личности. книга Татьяны Чурсиной Жизнь человеческаяАвтор статьи: Чурсина Татьяна Михайловна
продолжение,см. предыдущую главу книги "Жизнь человеческая"Модель личности, предлагаемая на Курсе «Мир начинается с тебя!»Жизнь человеческая имеет продолжительность. Когда-нибудь каждый из нас об этом узнает, предположим, что именно с этого момента мы стремимся наполнять ее смыслом или искать его в ней, уже существующий. Кто вводит в нашу жизнь понятие времени? Может быть, мы сами или та сила, которая узнала о нашей в этом потребности и сделала нам подарок такой. Человечеству потребовалось померить ЧТО-ТО, сосчитать ЭТО за какой–то промежуток - и в жизни появилось ВРЕМЯ. Ни один физический закон не требует понятия времени, то есть вселенная может быть описана без времени. Для того, чтобы ЧТО померить, посчитать, взвесить в своей жизни, нам нужно время? От чего мы страдаем, оглядываясь назад и оценивая прожитый период жизни? И когда удовлетворение приходит к нам близкое к ощущению счастья? Как бы мы жили, зная, что жизнь бесконечна? Думаю, что именно из-за ответа на этот вопрос, люди не знают об этом наверняка. Это однозначное знание оставлено людям в позиции веры. Поверь, что ты бессмертен, и так и живи. И по вере твоей и воздастся тебе. Храбрецов не много в вере этой. В чем же риск, что мы собственно потеряем, живя бессмертную жизнь? Давайте вспомним расхожую песенку: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Посмотрим на жизнь человеческую из ее прекрасного кусочка – студенчества. У каждого, кто жил этот кусочек, есть свои воспоминания, иллюстрирующие эту песенку, и в этих воспоминаниях сессия занимает с гарантией не последнее место. Потому что при невозможности мобилизоваться и сделать то, что на первый взгляд представляется нерешаемой задачей, наступает «смерть», то есть ты перестаешь жить ЭТУ жизнь (студенческую), и будет что–то другое, не представлявшееся в тот момент привлекательным. Способы решения этой задачи были разными, а проще сказать – любые. Вопрос о количестве затрачиваемых на решение этой задачи сил не стоял, ответ известен каждому – ВСЕ, которые потребуются. Не это ли модель нашей жизни, созданная нами же в отдельно взятом ВУЗе и дублируемая на подобные заведения. Если такая модель существует для одного из нас и аккуратно дублируется на ему подобных, и создатель, как и в приведенном примере, понятен - это некий коллективный разум, называемый обществом. Мы часто сетуем на жизнь, будучи не удовлетворены ею, а собственно, почему ею, а не собою. Ведь мало кто, проследив опять-таки за определенный отрезок времени проделанную работу, вложенные «все» силы, использованные «все» возможности, сочтет очередную «сессию» сданной, причем на «отлично». В чем же дело? Ведь модель нами изучена, большинством прожита, и приобретенный опыт уже живет в нас. Мы не можем уже безнаказанно стонать. В чем же дело?! Нет счастья в жизни? Нельзя утверждать, что мир к нам не справедлив, ведь до места, где могла бы, по нашему утверждению, произойти эта несправедливость, мы после окончания института и не доживали ни разу, а если доживали, то просто были счастливы. Почему способ, известный, проверенный, не становится ведущим, основным в моделировании, выстраивании собственной жизни? Экономия ресурса. А куда и для чего он собственно экономится? И экономится ли? Это похоже на складирование снега впрок на следующую зиму. Это сознательный самообман, ведь каждый знает наверняка, что наступит весна, а следующей зимой выпадет снова снег и его будет столько, сколько необходимо природе в новом году. На новые желания, цели, свершения вам будут подарены новые силы. В целенаправленном их использовании зачастую у людей проблема. Если предложить человеку вспомнить что-то важное из своей жизни, то женщины в девяти случаях из десяти говорят о родах, мужчины - об армии. Почему бы это? Армейского опыта у меня нет, могу только догадываться, а детей у меня двое. Значимость этой темы определяется теми же критериями, временными рамками, которые расширить вне твоей власти, и, опять – таки, задача решается ЛЮБЫМ способом, доступным для тебя в каждый момент времени, и силы задействуются ВСЕ необходимые для выполнения решаемой задачи. Экономия оных может, с большой вероятностью, привести к тяжелым последствиям и зачастую не только для тебя. Еще одно наблюдение за людьми, живущими человеческую жизнь: стимуляция на мобилизацию и безупречное использование своих сил практически всегда внешняя. Только под давлением обстоятельств жизни человек делает то, на что способен, делает безупречно, то есть лучшее из того, что он может. Если Вы когда – нибудь занимались спортом, то Вы легко припомните, что для прогресса в том, чем Вы занимались, было необходимо всего немногое – делать ЭТО регулярно (лучше ежедневно) и делать сегодня хоть чуть – чуть больше и лучше, чем это было вчера. Для выполнения этой программы было необходимо всегда, то есть из раза в раз, достигать своей планки и делать хоть полшага еще. Иногда усилия, на это затрачиваемые, казались невозможными, но действие выполнялось - и событие становилось принадлежностью этой реальности. Каждое следующее будет отсчитываться уже от этого места. Что называется – «рекорд зафиксирован». И уже спрос другой, и уровень ответственности повыше. Ведь в первом классе нам двойки за незнание интегралов не ставили, а вот в десятом – бывало, и все «уважительные» причины могли только отсрочить, и то ненадолго, предписанный жизнью исход. Надо обратить внимание, что только своя планка, честным образом отмеренная, гарантирует рост мастерства и умения в том деле, за которое Вы взялись. Можно предположить, что Вы уже давно до нее не доставали, не дотягивались и поэтому отвыкли и потеряли ориентир. Скажем больше, что когда жизнь предлагает вам события, составляющие всего две трети этого размера, Вы негодуете на жизненную несправедливость по отношению к вам. А как бы Вы сами назвали человека, живущего на 50% своих способностей, возможностей, сил, ума и пр.? И как бы Вы с ним поступили, какие стимулы приготовили? Я думаю, что уже стало очевидным, что это не несправедливость, а благосклонность. Да и вообще нужна ли роль некоего возбудителя для вас или внутренней стимуляции достаточно? Ведь на самом деле для каждого здравомыслящего человека очевидно, что если ты будешь предвосхищать те вещи, без которых твое развитие остановится, отпадет необходимость воздвигать на твоем пути специальные испытания для мобилизации и оптимального использования твоего жизненного ресурса. И ведь действительно, если Вы приходите на работу ежедневно без опозданий, то жизнь, в лице начальника, не предъявляет к вам особенных требований и претензий по этому поводу, не воздвигает не вашем пути неприятности, с этим связанные. Я думаю, даже не стоит экспериментировать на эту тему с тем же представителем жизни человеческой: результат очевиден и всем известен. Боюсь, Вы знаете в лицо подобных энтузиастов либо являетесь одним из них, и у вас все ходы записаны. Все случится по известному сценарию. Вас уволят, либо всех уже на второй, от силы третий день, перестанут интересовать все ваши перипетии по дороге на работу - и вас лишат премии или части заработной платы. А если ничего этого не случится, то это уже совсем плохо. Вы ведь прекрасно понимаете, что никакого отношения к везению это не имеет. Это скорее признак того, что Вы в этой жизни стали аутсайдером, и поэтому внимания и реакции на вас нет, жизнь махнула на вас рукой и согласилась на любой более или менее отличный от нуля в положительную сторону результат вашей жизни. Остался только один вариант, при котором ваша жизнь заработает,– это если на такой результат не согласны Вы. И тогда пора действовать, причем вчера, делая что бы то ни было безупречно. Ведь отсидеться до старости не удастся, так как ты всего лишь часть мира, этой жизни человеческой, и она течет, она есть развивающаяся система, и оставить тебя в покое на том месте, которое ты выбрал, исходя из права на самоопределение, нет никакой возможности, пока ты находишься внутри нее. В этом месте обычно наступает растерянность, в каком направлении действовать. В любом тобою избранном: по этой части жизнь щедра. Вы только можете решить то, что Вы хотите сделать. Попросите в глубине души то, что Вы хотите больше всего, и если Вы способны на это, то Вы будете знать, как это сделать. Подумайте хорошенько - и вперед!
Вот уже почти десять лет, как жизнь моя приобрела четкое направление, в нее пришли новые задачи, которые, решаясь, приносят в мир результаты, изменяющие в моем мире вещи, еще недавно казавшиеся мне незыблемыми. Все это началось с тех пор, как в мою жизнь пришел Курс и своим приходом разделил ее на до и после того. То, как я живу после Курса или точнее сказать в Курсе, – это другая жизнь, чем я жила раньше, более осмысленная и цельная. Наверняка есть другие способы жизни, еще более насыщенные и яркие, но в моей жизни сейчас можно смело считать год за два, а то и три. Мне нравится так жить, хотя не всегда я могу назвать это счастьем. Я долго к этому стремилась, пока не поняла, что жизнь от смысла к смыслу не всегда связана с переживанием ярких положительных эмоций, бывает и совсем наоборот. Но она всегда вознаграждается новым знанием о себе, о людях, о мире и его устройстве. Каждое новое знание приходит по-разному, иногда с радостью и всепоглощающим ощущением открытия, появлением в жизни совсем нового, того, чего еще вчера не было и с очевидностью не хватало до полной картины происходящего в реальности. Но бывает и с болью потери чего-то или кого-то очень важного, вчера еще казавшегося частью меня. Моменты потери и прихода знания, во имя которого, все это случилось, не всегда совпадают. Если дать себе труд, несмотря на боль и эмоции, порождаемые личностью, добиваться ответа от жизни: «О чем все это?», тогда он будет получен. И я научилась быть благодарной жизни за эти дары, в каком бы виде они не приходили ко мне. За многое я благодарна тебе, жизнь! За КУРС - отдельное спасибо!
Я знаю, что так произошло у очень многих людей. Конечно, не каждый из них живет такую жизнь, как я, не все захотели и смогли стать и быть инструкторами Курса и заниматься ежедневно тем, чтобы он жил и приводил людей к осознанности, что я считаю огромной ценностью. Ведь зачастую на вопрос, почему и зачем мы реагируем на то или иное событие так, а не иначе, ответа нет. Во всяком случае, не сразу он следует и как правило не является настоящим. Спросишь у человека: «Для чего ты так поступил?» И зачастую получишь в ответ, что – нибудь типа: «А он первый начал…» Многие наши ответы и реакции «детские», сформированные в детстве и сослужившие нам тогда хорошую службу, но с тех пор много воды утекло, а в структуре личности все это сохранилось и работает в большинстве случаев на автомате, т.е. сознательного выбора реакции не происходит. В течение всей своей жизни человек накапливает жизненный опыт, который перерабатывается личностью. Суть переработки - это душевный труд. В лучших своих проявлениях - это духовный рост, развитие личности, ее созревание и взросление. В худших - это избегание, отказ от душевной работы из-за малодушия, лености ума и т.д. Человек как бы отказывается получать от жизни уроки, отказывается взрослеть. Продуктом переработки являются убеждения личности. Убеждения - это кирпичики, из которых складывается личность. При некотором напряжении их удается представить в виде словесных формул. Их совокупность определяет общую направленность личности, жизненный стиль человека.
Рис. 1 Модель личности Образно, графически модель представлена на рис. 1. Поверхность "воды" - это граница между сознательным и бессознательным. В "воде" плавает предмет, который является многослойным пакетом, стопкой наслоений, прочно слипшихся друг с другом. Каждый слой - убеждение. В стопке убеждения располагаются в хронологическом порядке: более ранние убеждения находятся ниже последующих. Порядок расположения убеждений соответствует порядку формирования потребностей. Это соответствие не является абсолютно жестким по одновременности, так как там действует целый механизм, но оно полное в том смысле, что любой сформированной потребности соответствует одно или несколько убеждений. Непременным этапом работы инструктора (помогающего человека) является последовательное выявление убеждений личности, ее реконструкция, что в идеальном случае приводит к инсайту - постижению общей жизненной формулы клиента (человека, принимающего помощь). Если это происходит, то это приводит к тому, что между двумя людьми складываются помогающие, терапевтические отношения. Целью каждой живой системы, а человек не исключение, является выживание путем адаптации к условиям, в которых она находится. По отношению к личности потребности можно считать внешними условиями. По мере формирования потребностей личность формирует убеждения, позволяющие ей адаптироваться ко вновь возникающей потребности. Здесь необходимо отметить одно весьма важное обстоятельство: убеждение, формируемое личностью в ответ на появление потребности, наиболее адекватно, то есть наилучшим образом осуществляет функцию адаптации только на некоторый первоначальный период. В дальнейшей жизни личности актуальность того или иного убеждения может оказаться под вопросом, и тут возможная картина распадается на множество вариантов. Дело в том, что убеждение, находясь под надежной охраной защитных механизмов, сохраняется, хотя, может быть, и не служит уже полезным целям и поэтому может стать неполезным и даже вредным. Это - механизм формирования инфантильности ("детские болезни"). По мере роста "стопки" убеждений она все увеличивается в весе и начинает все глубже оседать "в воду", то есть более ранние убеждения рано или поздно перестают осознаваться, скрываются "под водой". И тут очень важно, рано это или поздно произошло. Если неактуальность убеждения выяснилась до того, как оно переместилось в область бессознательного, то вероятность того, что личность сумеет его соответственно изменить, достаточно высока. Этот процесс мы можем заметить по результатам. Обычно это возрастные изменения, взросление, созревание личности, духовный рост. Это может произойти без посторонней помощи. Но если убеждения, нарушающие адаптацию,- к этому времени уже не осознаются, то почти наверняка человеку самому не справиться, и ему требуется помощь. Нужно отметить, что необходимость в помощи тоже может не осознаваться, и даже осознанная необходимость может быть недостаточной для того, чтобы человек эту помощь принял, так как это может противоречить остальным убеждениям. В таком случае предложение помощи может вызвать активизацию защитных механизмов, что проявляется в непонимании, агрессии, и т. д. Снять это сопротивление - большой труд. Дезадаптирующее убеждение при работе на Курсе мы называем нарушением и считаем его подлежащим коррекции. Коррекция нарушения - суть терапевтической задачи.
Этапы психотерапевтического процесса в развернутом виде могут выглядеть таким образом: 1. Помочь клиенту осознать необходимость помощи. 2. Помочь клиенту согласиться принять помощь в той форме, которая предлагается терапевтом (в данном случае - в форме активного участия в тренинге), добиться с ним отношений сотрудничества (коррекция мотиваций и намерений или "первичная коррекция"). 3. Выяснить, удовлетворение какой потребности вызывает у него трудности (по какому поводу он себя плохо чувствует). 4. Помочь клиенту осознать свои трудности, если на момент контакта с инструктором осознавания не произошло. 5. Выявить нарушения, соответствующие вызываемым ими трудностям. 6. Выбрать способ и метод коррекции. 7. Собственно коррекция. 8. Получить первичный ("сырой") результат и сразу помочь ему закрепиться. 9. В дальнейшем следить за формированием нового убеждения, за его "вживлением", поддерживать клиента, создавая для него благоприятные условия (функция терапевтического сообщества), укреплять навыки поведения, соответствующего проявлению нового убеждения. Немаловажным является тот факт, что квалификация убеждения как нарушения - вопрос весьма субъективный, и в очень высокой степени зависит от личности инструктора. Поэтому к личностным и профессиональным качествам инструктора предъявляются высокие требования. Рассмотрим теперь механизм формирования убеждений и вытекающие из этого способы коррекции. Прибегнем к случаю формирования убеждения, соответствующего удовлетворению потребности в сексуальной любви, так как этот пример достаточно ярок и отчетлив (см. рис. 2). Юноша шестнадцати лет влюблен в свою сверстницу. Он переживает первую любовь. На танцплощадке он, решив пригласить ее на танец, подходит к ней. Очень волнуется, у него ватные ноги, по спине струится пот, в животе - "бабочки летают". Заплетающимся языком, краснея, он приглашает ее на танец. Девушка поворачивается к нему с недоумевающим взглядом и презрительно ему говорит: "С тобой что ли, чучело? Да ты на себя-то посмотри!" Это - значимое событие в жизни парнишки. На рисунке оно обозначено точкой С (событие). Далее, по стрелке, следует точка Ч (чувство). Парень испытывает жгучий стыд и невыносимое унижение. Такое событие - сильнейшая психическая травма, очень долго причиняющая боль и оставляющая след на всю жизнь (застревание аффекта). Далее по стрелке следует точка Р (решение). Это - решение, вывод, который делает из происшедшего юноша. Какой вывод? Это зависит от многих факторов: от склада его личности, от его предыдущего жизненного опыта, культурных традиций среды, в которой он рос, от стойкости убеждений, и т. д. Наиболее распространенный вывод - детский: - "Я несостоятелен в отношениях с девушками", - "Я недостоин внимания как мужчина", - "Со мной что-то не в порядке, я - не о' кей" - "Я очень некрасив", и т. д. Рис. 2 Схема формирования убеждений (Событийный круг) Вывод встраивается в структуру личности, становится убеждением и субъективно воспринимается как истина, в дальнейшем подлежащая сохранению и отстаиванию. "По дороге" от вывода к убеждению формулировка "выкристаллизовывается" и может немного измениться. При достаточном навыке обобщения, конечное убеждение может выглядеть так: - "Я - ничтожество", - "Женщины очень жестоки и бессердечны", - "Любить нельзя, это причиняет только боль", - "От женщин нужно держаться подальше", и т. д. Далее, следуя по стрелке, приходим в точку Д (действие). Когда убеждение уже достаточно прочно встроилось в структуру личности (а при таких значимых, аффективных случаях это иногда происходит почти мгновенно), оно порождает соответствующее действие. Например - уклонение от контактов с девушками, замыкание в себе. Это приводит к тому, что человек создает вокруг себя ситуации аналогичные, несущие тот же смысл для него. Например, их общие знакомые, особенно девушки, могут начать смеяться над его поведением и реакциями. И он снова будет чувствовать себя отвратительно, и получит подтверждение своему убеждению. И так далее, бессчетное количество раз. В итоге человек как бы вращается по этому замкнутому кругу, и это приносит ему страдание. Конечно же, событие могло быть совершенно другим, и чувство могло быть противоположным, и решение, и действие. Но что остается неизменным, так это вера в истинность убеждения, которая в немалой степени обусловлена тем, что человеческая психика имеет одно немаловажное свойство: люди всегда испытывают удовольствие, когда получают подтверждение своим убеждениям, причем любым. На этом основан один из механизмов психологической защиты и вытекающие из него способы психологического сопротивления. И при каждом убеждении существует такой круг, такая последовательность явлений. Таким образом, множеству [Р] (убеждения) соответствует множество [Д] (действия, поведение), множество [C] (набор и последовательность жизненных событий) и множество [Ч] (спектр эмоций, сопровождающих жизнь человека). По эмоциональному спектру можно определить, насколько высоко качество жизни клиента, насколько он счастлив. Необходимо отметить, что: - Множество [ Р ] - когнитивный компонент схемы, - Множество [ Ч ] - эмотивный компонент схемы, - Множество [ Д ] - поведенческий компонент схемы, - Множество [ С ] - событийный компонент схемы. С точки зрения практической полезности, предлагаемая схема, наиболее полно охватывая совокупность личностных компонентов, позволяет в рамках одной концепции относительно непротиворечиво сочетать принципы бихевиоральной, рациональной, гуманистической и, в отдельных случаях, психоаналитической видов терапии. Это является ее основным достоинством. По этой причине терапевтический процесс такой концептуальной ориентации гибок, разнообразен, позволяет терапевту быть максимально конгруэнтным по отношению к клиенту, предоставляет ему богатый инструментарий и широкую вариативность подходов к терапевтической задаче. Примеров убеждений, сформированных в соответствии с потребностями, нет числа. Например, маленькая девочка чувствовала материнскую любовь тогда, когда случалась беда, когда она плакала и выглядела несчастной. Тогда мать брала ее на руки, целовала ее, ласково с ней разговаривала. И девочка усвоила этот способ получения любви от матери. И потом перенесла его на других людей. Она достигала своей цели, пока была маленькой, но на взрослую женщину этот способ уже не работал. И результат получился совсем противоположный - она оказалась в одиночестве. Но то убеждение, которое определяло такое поведение, уже давно переместилось в область бессознательного, и женщина, не понимая, почему так происходит, оказалась пленницей этого замкнутого круга. Если человеку, оказавшемуся в такой ситуации, задать вопрос: « Как служит тебе такое поведение? Что ты от этого получаешь?", то он сначала просто не поймет смысла этого вопроса и самостоятельно, не прибегая к помощи со стороны, ответить на него не сможет. Но исключения, конечно же, бывают. Мне в моей практике попадались люди с высокой рефлексивной способностью. Как же помочь человеку? Как исправить нарушение? Обратимся к схеме формирования убеждений и описаниям реальных клинических случаев и из моей практики ведения Курса "Мир начинается с тебя". На одном из Курсов в Сибири присутствовала молодая женщина лет двадцати пяти, довольно невзрачной наружности. Большую часть курса она молчала, ни в чем не участвовала и выглядела подавленной. Она явно реагировала на ситуации, связанные с одиночеством и отвержением. В такие моменты она иногда плакала. Мои попытки привлечь ее к участию в процессе она упорно пресекала. В какой-то момент, уже под самый конец, она вдруг разрыдалась и стала говорить о том, что чувствует себя никому не нужной, не интересной и не может претендовать на участие в жизни наравне со всеми. Смысл нарушения [P] мне был ясен из ее слов. Для того, чтобы ей помочь, необходимо было найти в ее прошлом исходную травмирующую ситуацию, которую она не могла вспомнить. Она рассказала множество случаев, когда чувствовала себя отверженной, но это были более поздние случаи. Постепенно продвигаясь вместе с ней вглубь ее прошлого опыта, я нашла исходную травму. Ей было тогда пять лет. Ее мать, отчим, взяв с собой младшего ребенка, сказали ей, что идут в кино, а ее оставляют дома. Девочка очень боялась оставаться дома одна и долго со слезами упрашивала мать взять ее с собой. Она очень капризничала при этом, матери это не нравилось, и только после бурной истерики мать согласилась. Она отослала девочку в комнату, для того чтобы та обулась. Девочка обувалась довольно долго, и родители, не видя ее, решили, что она уже обулась и вышла. И тогда они заперли дверь и ушли, думая, что нагонят ее по дороге. Девочка же, обувшись и выбежав в коридор, не найдя там родителей, обнаружила, что дверь заперта и она осталась одна. Она долго, рыдая, колотила кулачками в дверь, но родители ушли, и она пробыла весь вечер одна. На этом ее воспоминание обрывалось. Теперь, имея эту информацию, я могла восстановить весь событийный круг: [C] (событие) - ее отвергли, бросили одну и не вспомнили о ней. Все ее попытки преодолеть эту ситуацию, вырваться из заперти ни к чему не привели; [Ч] (чувство) - горечь, обида, бессилие, отчаяние; [P] (решение) - "Я никому не нужна, меня всегда будут бросать, я ничего не могу с этим поделать. Мои попытки изменить это обречены на провал. Поэтому я не буду даже и пытаться."; [Д] (действие) - быть всегда в одиночестве, замкнутой в себе, не предпринимать никаких попыток к сближению с людьми. Отсюда результат - одиночество, изоляция, отсутствие личной жизни. Я предложила ей выбрать из участников Курса двоих людей, напоминающих ей мать и отчима. Все участники Курса встали в тесный круг, она - в центре. Я предложила ей закрыть глаза и хорошенько припомнить всю эту ситуацию до деталей. Пока она стояла с закрытыми глазами, ассистенты принесли и поставили перед ней крышку от стола, изображавшую дверь, за которой стояли два выбранных ею человека. Когда мы дошли с ней до того момента, когда она обнаружила, что дверь заперта, я громко крикнула ей: "Кричи, стучи, вырывайся отсюда!" Она была достаточно хорошо разогрета и готова к этому. Она очень хорошо это делала, и ее держало несколько человек. Я знаю, что когда человек переживает сильные эмоции, например, злость, отчаяние, ярость, если он при этом не сдерживает себя и активно двигается, кричит, то через некоторое время наступает некоторое иссякание энергии. Это значит, что человек прочувствовал, прожил это состояние достаточно глубоко. Когда это произошло у нее, я сделала знак ассистентам "открыть дверь". Глубине, искренности ситуации способствовало то, что участница, игравшая роль матери, расчувствовалась и, рыдая, когда открылась дверь, бросилась навстречу ей со словами: "Девочка моя родная! Не плачь, моя хорошая, я с тобой!" Они долго стояли, обнявшись втроем. Обе женщины плакали, у мужчины тоже были слезы на глазах. Вся группа, переживая эту сцену, искренне и бурно реагировала. Когда обе женщины выплакались и смогли, обнявшись, смотреть друг другу в глаза, я встала за спиной у героини и, сказав ей: "Повторяй за мной!", начала диктовать ей слова о любви к матери, о прощении и т. д. В результате девушка оказалась в состоянии сильного катарсиса. Трудно передать ее чувство облегчения, благодарности и радости. После некоторых закрепляющих упражнений, мы перешли с ней к дальнейшей работе. Как бы не понимая ее жизненную ситуацию, я спросила ее: "Слушай, а почему ты не замужем?" Она смущенно улыбалась, мялась, говорила что-то невразумительное. Мы немного побеседовали на эту тему с группой, и я предложила ей поупражняться в привлечении внимания мужчин. Сначала она была напугана моим предложением (сопротивление роли), но, благодаря активной поддержке группы и моей настойчивости, согласилась. Первая "проба пера" далась ей с трудом, и она даже заплакала. Остальные участники группы ее подбадривали, а некоторые женщины, попросив у мужчин помощи, продемонстрировали ей по очереди, как это делается. Они делали это азартно, артистично, легко, и она, воодушевившись, сделала вторую попытку, которая завершилась успехом, затем третью и т. д. Все это проходило очень весело, группа и она чувствовали себя легко. В перерыве женщины сделали ей макияж и прическу. Она была просто очаровательна. Теперь я предлагаю проанализировать этот случай с точки зрения прояснения психологического смысла моих действий. Для того, чтобы разорвать замкнутый круг с повторяющимися травмирующими событиями, в принципе, можно воздействовать на любой из четырех компонентов круга. Можно воздействовать на множество [C], создавая для человека ситуации, противоположные травмирующим, но очень похожие по форме, надеясь, что это повлечет за собой изменение в множестве [Ч], и, соответственно, в множестве [P], как и произошло с Гадким Утенком в сказке Андерсена. Но дело в том, что, работая с группой, мы имеем дело не с настоящей реальностью жизни, а с реальностью терапевтической, созданной искусственно. Поэтому этот способ обычно вызывает недоверие у клиента: "Вы тут все сговорились. Если вы действительно желаете мне добра, то, ради Бога, хотя бы не обманывайте меня!" Но даже и в реальной жизни человек склонен видеть и принимать лишь те события, которые соответствуют его убеждениям, в том числе и нарушениям. Если же смысл ситуации "не влезает" в его картину мира, то он ее интерпретирует, "подтесывает" до "съедобного" вида. А если несоответствие слишком велико, то человек может ее вообще не видеть (ситуация для него психологически не существует), и тут требуется великое терпение, большая настойчивость и много времени, чтобы Гадкий Утенок, наконец, заметил, что другие им восхищаются, и засомневался в своей ущербности. Думаю, что такие резервы и возможности есть только у самого близкого, любящего человека. Этот способ чрезвычайно эффективен, но очень трудоемок. Им редко удается воспользоваться, так как для его реализации требуется благоприятное стечение многих обстоятельств, не зависящих от воли инструктора. Рис. 3 Схема коррекции нарушений Что касается воздействия на множество [Ч], то здесь ситуация выглядит так. При сохранении травмирующей ситуации, нет ее фатальной однозначной связи с эмоциями человека. Мы можем говорить лишь о высокой вероятности возникновения негативной эмоции, так как между душевным состоянием человека и внешними условиями стоит целая цепочка: комплекс отношений к реальности, рефлексивная культура, умение не считать себя только социальным продуктом, степень психологичности видения мира и т. д. Но практика показывает, что попытки воздействовать на множество Ч небезнадежны и могут давать результаты при достаточном мастерстве инструктора. Дело в том, что психологически человек находится не в физической ситуации, а в ее образе, являющемся интерпретацией реальности, построенной его личностью. А образ изменить можно. С трудом, но всегда, в отличие от ситуации. Кто-то замечательно сказал: "Если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней." Поэтому данный способ дает хорошие результаты в случаях, если работаешь с чувством вины, обидой, прощением, расставанием с умершими близкими и т. д. Что касается воздействия на множество [P], непосредственно на сами убеждения, то здесь можно сказать следующее. Хороший терапевтический эффект дает осознавание клиентом дезадаптирующего убеждения с последующим сознательным его изменением и тренировкой навыка поведения, соответствующего новому убеждению. Этот способ хорошо подходит для самопомощи, работы в группах встреч и в качестве закрепляющей работы. Он имеет два недостатка: - требует много времени, работает постепенно, не сразу достигая эффекта, - недостаточно эмоционален и поэтому малоэффективен в работе с более или менее серьезными нарушениями, когда травма была связана с сильным аффектом. Достоинство этого способа состоит в том, что он дает очень стабильный терапевтический эффект, так как клиент делает все сам и хорошо осознает свою ответственность за достижение результата. Начинать работу с воздействия на множество [Д] - представляется мне наиболее верным и надежным способом коррекции нарушений. Новое, неожиданное действие, иногда представляющееся клиенту сумасшествием, сразу вступает в противоречие с нарушением и как бы "выдергивает" его из стопки убеждений, что рождает сильную эмоциональную включенность клиента в терапевтический процесс. При этом способе практически сразу начинают происходить изменения во множествах [Д], [С] и [Ч], образуются новые множества [Д'], [С'] и [Ч'], между которыми сразу возникают связи. Получается новый, пока неполный круг, требующий недостающего элемента и создающий естественные условия для его появления (естественность вызвана тем, что при этом способе сразу задействуются все три личностных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, т. е. "все человеческое существо"). Естественные настолько, что при работе этим способом иногда не нужно ничего объяснять ни группе, ни самому клиенту. Люди, следуя душевному порыву, делают все сами, и ведущий группы может почувствовать себя лишним, так как направленное руководство не требуется. Реально я берусь разрывать замкнутый круг, прежде всего, в точке Д или в точке Р, реже - в точке С, иногда - в точке Ч. В вышеописанном случае я предложила клиентке новое действие (точка Д). Новизна заключалась в том, что она делала это "на всю катушку", с предельным напряжением душевных и физических сил. И получила желаемый результат. Я предполагаю, что в ее памяти, жизненном опыте рядом с травмирующим воспоминанием появился новый отпечаток, несущий противоположный смысл, и что теперь у нее возникла возможность выбора способа действий, появилась возможность и эмоциональный опыт получения желаемого результата, которого раньше в ее жизни не было. Она как бы "переписала страницу своей личной истории". Также она получила позитивное глубокое переживание (Ч) в связи с достижением результата, что оказалось способно разрушающе воздействовать на нарушение (Р). Разрушение дезадаптирующего убеждения (нарушения) вышеописанным способом подтверждает трактовку природы личностного нарушения как застревания аффекта в бессознательной сфере. В норме это приводит к катарсису. Какой же смысл того, что я делала с той женщиной дальше? Я старалась выработать у нее навыки поведения, приводящего к результатам, надежду на получение которых она давно потеряла. Таким образом, в работе с этой женщиной я реализовала два подхода к психотерапии. Первый - "психосоциальное излечение", и второй - научение новым способам поведения. Что касается первого подхода, то я считаю, что серьезность нарушения определяет степень кардинальности выбираемого метода коррекции. В данном случае мною был использован сначала метод имплозивной психодрамы, а затем - бихевиоральной иммерсии, который сменился методом "парадоксальной интенции". Их сочетание наилучшим образом способствует разрушению нарушения и замещению его полезным убеждением. В последующем для выпускников Курса "Мир начинается с тебя" очень полезно проведение групп встреч по методике К. Роджерса, так как работа групп встреч с психологической точки зрения весьма эффективно воздействует на множество [P], на саму личность. Приведу еще один случай. Однажды я консультировала одну девушку. У нее были сложности с женихом. На консультацию она пришла с подругой, и та просто сидела в комнате и молча слушала. Она, по своей скромности, не решилась на персональную консультацию и просто попросила разрешения поприсутствовать, так как ее очень волновала тема замужества. Ей было лет тридцать, она обладала не очень привлекательной внешностью и долгое время никак не могла устроить свою личную жизнь. Тогда я, консультируя клиентку, нарисовала событийный круг на листочке бумаги, объяснила смысл того, что происходит между ней и ее женихом и предложила ей сознательно сменить убеждение и волевым усилием "запустить" новый круг. Когда клиентка с подругой собрались уходить, то подруга попросила разрешения взять себе этот листочек с рисунком. Через две недели она ворвалась, как ураган, ко мне домой, ликуя и размахивая тем самым листочком, и прямо с порога крикнула: "Я замуж вышла!" В этом случае, который можно считать исключительным в силу своей спонтанности, терапевтический эффект был достигнут способом воздействия на множество [Р]. В итоге можно сказать, что в процессе психотерапии, воздействуя на какой-либо элемент событийного круга, мы помогаем клиенту, разорвав старый круг, "перескочить" на новый, позитивный. Чаще всего на Курсе, внося изменения в множество [Д] и формируя новое множество [Д'], мы организуем в точке (Д) прорыв и переход, а дальнейшая душевная работа, например, в группе встреч, в общении с коллегами вносит изменения в множество [P] и формирует множество [P'], помогая сформироваться новому кругу. Опыт показывает, что такое воздействие на личность весьма и весьма эффективно, и когда новое убеждение и новый навык действий начинают функционировать, то человеку требуется периодическая помощь, поддерживающее "сопровождение", пока он не "наездит" новый круг, пока новое убеждение не встроится в структуру личности достаточно прочно. Понятно, что давно нажитые и привычные убеждения и действия не так-то просто изменить, и привычная реакция на травмирующую ситуацию еще долго будет иметь место, поэтому важной задачей я считаю выработку у клиента навыка контроля за "сползанием" на старый круг и удержания себя на новом круге. Сохранению и закреплению первичного, "сырого" терапевтического эффекта, помимо участия в группе встреч, способствуют элементы бихевиорального тренинга и индивидуальные упражнения методом "наводнения", если это возможно. Со временем необходимость в этом контроле отпадает, так как новый круг становится более привычным, и уже новое убеждение охраняется защитными механизмами с той же надежностью, что и старое. Когда это наступает, то я считаю процесс психотерапии законченным. Клинический случай с клиенткой в Сибири, приведенный выше, можно назвать "классическим" в рамках методики курса "Мир начинается с тебя". Не все участники курса проходят эту процедуру полностью. И здесь возникает много нюансов. Дело в том, что терапевтический эффект - явление многоликое. Он может проявляться сразу, а может и постепенно, он бывает активным и "законсервированным", он бывает цельным и полиморфным, многоступенчатым, и т. д. Например, иногда нет большой необходимости точно находить травмирующее событие, как, например, в следующем случае. На одном из курсов в Санкт-Петербурге присутствовал молодой мужчина лет двадцати пяти, крупного телосложения, чрезвычайно сильный физически. Его жена прошла предыдущий курс, и он был чрезвычайно зол и недоволен переменами, происшедшими в ней, и их отношениями, так как это разрушало, привычный ему уклад жизни в семье, насыщенный элементами домостроя. Он с самого начала старался психологически подавить всю группу. Он был активен, но его намерения были деструктивны. Я, выбрав момент, спровоцировала его на открытое проявление агрессии и предложила ему хорошенько позлиться. Для него положили в центре комнаты подушку, он опустился перед ней на колени и, по моей команде, начал изо всех сил бить ее кулаками и с яростью кричать во все горло. Было видно, что он этого хотел. Он интуитивно чувствовал, что, если он сделает это честно, по-настоящему, то для него может произойти что-то новое и очень важное. Так и случилось. Когда он дал волю своему чувству и отпустил контроль, он смог сделать это до конца. Когда взрыв ярости прошел, он без сил упал на подушку, затем перевернулся на спину и засмеялся. На лице блуждала счастливая улыбка, весь вид его выражал блаженство. Он открыл глаза, тепло, благодарно посмотрел на обступивших его людей, широко улыбнулся и сказал: "Господи, как хорошо-то! Спасибо, ребята..." После этого эпизода его душевное состояние разительно переменилось. Он искренне сопереживал остальным членам группы, активно всем помогал, впитывал все происходящее в комнате. В какой-то момент я услышал его слова: "Какой же я был дурак! Как же это хорошо - любить людей! Оказывается, это так приятно и легко..." В описанном случае терапевтический эффект заключался в том, что без поиска нарушения, без видимого смысла, а только через эмоционально насыщенное действие и переживание психодраматического шока, у клиента сформировалось новое, позитивное душевное состояние, которое, во-первых, само по себе оказалось ценным результатом, а, во-вторых, создало условия для дальнейших благоприятных личностных изменений, которые и наблюдаются у этого человека до сих пор. Пользуясь схемой формирования убеждений, я постараюсь объяснить психологический смысл изменений, происходивших с клиентом в приведенном случае. После выполнения предложенного мною и явившегося совершенно новым, ранее субъективно невозможным для него действия, произошло совершенно новое событие. Заключалось оно в том, что окружающие, вместо того, чтобы осудить его за "безобразный" поступок, сопереживали и поддерживали его. Психологически значимыми для него явились следующие факты, составляющие новизну события: - факт отсутствия осуждения (безусловного принятия), - факт оказания поддержки со стороны окружающих, - факт того, что он смог сделать то, чего раньше себе никогда не позволял, - факт переживания психодраматического шока и катарсиса. Наступившее после этого положительное, эмоциональное сложносоставное состояние оказало воздействие на всю систему убеждений. Поэтому основной терапевтический эффект растянулся во времени, как минимум, на год, потому что изменения достигаются дальнейшим пересмотром, "инвентаризацией" убеждений, а это требует развития рефлексивной культуры, что, в свою очередь, требует времени и сил. Этот человек в течение года периодически встречался со мной для консультации, и я имела возможность наблюдать и курировать процесс личностных изменений. Данный эпизод иллюстрирует эффективность нашего подхода в случае отсутствия травмирующего события как элемента терапевтической ситуации. Следующий эпизод может проиллюстрировать ценность этого подхода в случае развития терапевтической ситуации, где есть совершенно конкретное травмирующее событие, но в терапевтической ситуации отсутствует активное действие клиента. На одном из Курсов среди студентов была молодая женщина лет двадцати трех, приятной внешности, молчаливая и какая-то "каменная", безучастная. Ее привел друг, заманивший ее на Курс обманом, так как она боялась участия в психотерапии и под любым предлогом избегала этого, хотя не скрывала, что испытывает нужду в помощи. Два дня она просто сидела на стуле и молчала. Ее друг (он ассистировал на этом Курсе) очень переживал по этому поводу, но не принуждал ее к активному участию. В один из моментов на Курсе кто-то из женщин поднял тему об изнасилованиях, и эта студентка, опустив голову, начала потихоньку от других вытирать глаза. Мы, понимали, что она еще недостаточно разогрета для работы на такую серьезную тему. На ближайшем перерыве она наедине рассказала мне свою историю. Ей было пятнадцать лет, когда ее сверстник, предложив покататься на мотоцикле, отвез ее в лес, там избил и изнасиловал. Через известный срок она родила ребенка. Насильник был ее соседом, многие знали, от кого ребенок, сплетничали. Она пережила затяжной конфликт с родителями, от нее отвернулись друзья и любимый человек, ей пришлось бросить учебу и уехать в соседний город, где вышла замуж. Муж очень любил ее и ребенка. Она была горячо благодарна ему за это. Через некоторое время ребенок заболел и умер. Пережив эту трагедию, она родила второго ребенка. Весь период замужества она посещала психологическую консультацию по поводу суицидальных мыслей и стойкой аноргазмии. Однажды, после какой-то вечеринки, ее муж пришел домой сильно навеселе и довольно грубо стал требовать физической близости. Несмотря на ее сопротивление, он произвел с ней половой акт, который она пережила как изнасилование. После этого у нее по отношению к мужу появилось физическое отвращение и ненависть. Образ мужа идентифицировался у нее с тем, первым насильником, а этот случай - с давним изнасилованием. Они, конечно, развелись. После этого рассказа она сказала мне, что говорить это всей группе она не находит в себе сил, и попросила помощи, но так, чтобы группа об этом не знала. До окончания перерыва я успела разработать план действий и подготовиться к его реализации. Несколько человек ассистентов принесли из ближайшего леса зеленые березовые и сосновые ветки, грибы, ягоды. Другие ассистенты в это время вскипятили ведро воды, для того, чтобы запарить несколько веток (нам нужен был лесной запах). В это время мы уже работали дальше. Наша студентка после перерыва чувствовала себя легче и была активна. Мы провели групповое упражнение на проявление негативных чувств, во время которого ассистенты уделили ей особое внимание и хорошенько ее разогрели (она злилась на воображаемого насильника). Как только мы решили, что она готова, мы резко прекратили это упражнение, попросили всех сесть на пол или на стулья и закрыть глаза. В комнате стало тихо, и я включила фонограмму с пением птиц, журчанием воды и шелестом листьев. Она сразу все поняла, и очень заволновалась. Она сидела, откинувшись на спинку стула, вытянув ноги, положив руки на колени и запрокинув голову. В это время в комнату беззвучно внесли ветки, грибы, ягоды, полевые цветы и таз с замоченными в кипятке ветками, от которого распространялся густой хвойный запах. Ассистенты тихонько разошлись по комнате и стали помахивать и шелестеть ветками. Возле нашей студентки они особенно старались: махали над тазом картонкой, слегка касались ветками ее головы, рук, ног. Если закрыть глаза, то полное ощущение, что ты в лесу. Я в это время стала негромко говорить: "Представьте себе, что вам пятнадцать лет. Вы молоды и веселы, гуляете с друзьями..." и так далее. В это время я заметила, что наша студентка нервно кусает губы. Когда мы добрались до того момента, где тот парень слезает с мотоцикла и наступает миг, когда она должна понять его намерения (это пик, где нервное напряжение клиента максимально), ее тело сильно напряглось, руки сжались в кулаки, мышцы нервно задергались. Было видно, что она всем своим существом еще раз переживает ту ситуацию. В самый кульминационный момент ее друг, который привел ее на Курс, нежно взял ее руку в свои ладони и мягко, искренне стал говорить от имени того парня, что это - место, которое показывают только своим самым близким людям, что это подарок его ей, этот закат, это небо и его любовь, и т. д. Она стала вся содрогаться от беззвучных рыданий, мышцы расслабились, из-под прикрытых век потекли слезы. Он давал ей в руки цветы, кормил ее брусникой, а она, давясь слезами, ела ее. Он гладил ее колени и все говорил, говорил, говорил. Потом он обнял ее. Она, дрожа, крепко прижалась к нему, они что-то шептали друг другу. Я слышала только ее "Спасибо, спасибо..." Оглядев комнату, я обнаружила, что люди все также сидят с закрытыми глазами, а ассистенты тоже кормят некоторых ягодами, гладят их, кладут на колени цветы. Многие плакали, некоторые улыбались чему-то своему, а те, кто лежал на полу, были просто завалены цветами и ветками. В этот момент процесс шел двумя отдельными параллельными потоками: один - для этой женщины, другой - для всей остальной группы. Когда я поняла, что она хочет открыть глаза, я положила ей руку на плечо и сказала: "Это все - для тебя". Через несколько минут к ней пришло чувство освобождения, как она потом говорила, у нее наступил такой прилив сил, что она на ближайшем перерыве плясала доупаду. К сожалению, я не имела возможности проследить катамнез этой студентки, так как она живет не в Санкт-Петербурге, но до меня доходила информация, что у нее исчезли мысли о суициде. Представленные здесь клинические случаи, иллюстрируют достаточную эффективность и практическую ценность нашего подхода, а также демонстрируют высокую гибкость и универсальность психотерапевтической концепции нашего Курса и следующие ее достоинства: 1. Высокая эмоциональность терапевтического процесса, 2. Динамичность протекания терапевтического процесса, малая времяемкость. 3. Простота построения терапевтической ситуации. 4. Хорошая сочетаемость многих методов и техник. 5. Возможность достичь большой глубины проработки проблем. 6. Возможность одновременного и максимального включения всех личностных компонентов в терапевтический процесс.
Единственный недостаток (если, конечно, это можно считать недостатком), который я могу выделить - это высокая энергоемкость. Работа в этом ключе требует полной душевной отдачи и просто хорошего физического здоровья, что провоцирует у инструктора интенсивное "профессиональное выгорание". Бывает, что для заметного терапевтического эффекта достаточно самого пребывания клиента в атмосфере группы. А возникновение и развитие терапевтической ситуации, оказывающей действие на личность того или иного участника группы, почти всегда непредсказуемо и трудно управляемо, что объясняется сложной картиной групповой динамики и большой разницей в готовности к терапевтическому процессу у участников группы. Для того, чтобы прояснить этот аспект групповой работы, обратимся к вопросам групповой динамики и психологического сопротивления. см. следующую главу книги "Групповая динамика" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|