Хорошая техника для работы с детскими страхами.

Эта техника адаптирована из терапии эго-состояний (Уоткинс, Эмерсон), но также подобная техника существует в символдраматическом подходе (Лейнер). Она хорошо подходит в ситуациях, когда ребенок проявляет общую тревожность и пугливость, но идентифицировать точную причину или объект страха невозможно. Также данное упражнение часто оказывается полезным при работе с детской агрессивностью. Ниже приводится ее описание. Разумеется, прежде чем переходить к выполнению техники, уже должен быть установлен доверительный контакт с ребенком и терапевтические отношения. Подходит для детей от 4-х лет, иногда удается работать даже с трехлетними.

Ребенка просят закрыть глаза и представлять все, что говорит психотерапевт. "Представь, что ты отправился на прогулку в лес. Идешь по тропинке и видишь вокруг себя деревья." Некоторое время нужно для того, чтобы ребенок погрузился в мир своей фантазии. Для этого задаются вопросы. Какой это лес, какие там деревья? Приятно ли тебе там гулять? Какое там время года? Есть ли там запахи или звуки? и так далее. Убедившись, что ребенок погрузился в мир фантазии, продолжаем.

"Представь, что ты подошел к опушке", нужно убедиться, что ребенок понимает, что значит опушка. "Но ты не выходи пока на опушку, а оставайся в лесу. Спрячься за кустом и наблюдай за тем, что происходит на опушке. Представь, что из леса на опушку вышел дикий зверь. Он не видит тебя, потому, что ты спрятался, и ты можешь наблюдать за ним". Обычно я задаю несколько вопросов, про то как выглядит зверь и что чувствует ребенок. Обычно зверь бывает злым или страшным, а ребенок чувствует страх или беззащитность.

После того, как ребенок освоился в этой ситуации, я ему предлагаю "Выйти на опушку и подружиться со зверем". Я прошу ребенка подойти и покормить зверя, или его просто погладить. Если ребенку страшно сделать даже это, то в начале, я предлагаю ему просто мысленно посылать зверю хорошие мысли и мысленно предложить ему подружиться.

Реакции зверя можно разделить на две категории. Зверь либо начинает сразу трансформироваться и становиться менее злым и страшным. Обычно изменяется его внешний вид, он становится более приятным и дружелюбным и ребенок может успешно с ним подружиться. Либо зверь начинает проявлять агрессию - нападать, кусаться. Ваша задача помочь ребенку устоять перед лицом этой агрессии и, не смотря ни на что, продолжать предлагать зверю дружбу и ласку. Я говорю ребенку "Пусть он кусается, тебе это не страшно. Пусть нападает на тебя - тебе это не причинит вреда. Все равно продолжай его гладить и говори ему, что хочешь с ним дружить, и будешь к нему хорошо относиться". Или я говорю "Зверю страшно и плохо, поэтому он кусается. Успокой его и скажи, что не будешь его обижать". В конце концов зверь принимает предложение дружбы и трансформируется.

В очень редких случаях, зверь слишком ужасен, и ребенок испытывает слишком сильные эмоции, чтобы их преодолеть в этом упражнении - это говорит о том, что ребенок пережил очень сильное потрясение, возможно психологическую травму. В таком случае, имеет смысл переключиться на методы, которые используются при работе с травмированными детьми – например, ДПДГ, билатеральную стимуляцию, ТЭО и так далее (здесь это не обсуждается, поскольку работа с травмой это отдельная тема).

В большинстве же случаев, данное упражнение оказывается очень эффективным и быстро приводит к заметным улучшениям в психоэмоциональном состоянии ребенка. Родители видят эффект буквально в тот же вечер. Интересно то, что часто после выполнения этого упражнения дети становятся не только менее тревожными, но и менее агрессивными.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Профориентация: что это за "зверь?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Послеотпускная депрессия- что за "зверь" такой?
  • Коучинг: что за "зверь" такой? (Статья 1)
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что за зверь такой "саботаж"?
  • Что за "зверь" психотерапевтическая группа?
  • Что за "зверь" такой - ПСИХОЛОГ?!
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Что ребенок может "сям"?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь