Хорошая техника для работы с детскими страхами.

Эта техника адаптирована из терапии эго-состояний (Уоткинс, Эмерсон), но также подобная техника существует в символдраматическом подходе (Лейнер). Она хорошо подходит в ситуациях, когда ребенок проявляет общую тревожность и пугливость, но идентифицировать точную причину или объект страха невозможно. Также данное упражнение часто оказывается полезным при работе с детской агрессивностью. Ниже приводится ее описание. Разумеется, прежде чем переходить к выполнению техники, уже должен быть установлен доверительный контакт с ребенком и терапевтические отношения. Подходит для детей от 4-х лет, иногда удается работать даже с трехлетними.

Ребенка просят закрыть глаза и представлять все, что говорит психотерапевт. "Представь, что ты отправился на прогулку в лес. Идешь по тропинке и видишь вокруг себя деревья." Некоторое время нужно для того, чтобы ребенок погрузился в мир своей фантазии. Для этого задаются вопросы. Какой это лес, какие там деревья? Приятно ли тебе там гулять? Какое там время года? Есть ли там запахи или звуки? и так далее. Убедившись, что ребенок погрузился в мир фантазии, продолжаем.

"Представь, что ты подошел к опушке", нужно убедиться, что ребенок понимает, что значит опушка. "Но ты не выходи пока на опушку, а оставайся в лесу. Спрячься за кустом и наблюдай за тем, что происходит на опушке. Представь, что из леса на опушку вышел дикий зверь. Он не видит тебя, потому, что ты спрятался, и ты можешь наблюдать за ним". Обычно я задаю несколько вопросов, про то как выглядит зверь и что чувствует ребенок. Обычно зверь бывает злым или страшным, а ребенок чувствует страх или беззащитность.

После того, как ребенок освоился в этой ситуации, я ему предлагаю "Выйти на опушку и подружиться со зверем". Я прошу ребенка подойти и покормить зверя, или его просто погладить. Если ребенку страшно сделать даже это, то в начале, я предлагаю ему просто мысленно посылать зверю хорошие мысли и мысленно предложить ему подружиться.

Реакции зверя можно разделить на две категории. Зверь либо начинает сразу трансформироваться и становиться менее злым и страшным. Обычно изменяется его внешний вид, он становится более приятным и дружелюбным и ребенок может успешно с ним подружиться. Либо зверь начинает проявлять агрессию - нападать, кусаться. Ваша задача помочь ребенку устоять перед лицом этой агрессии и, не смотря ни на что, продолжать предлагать зверю дружбу и ласку. Я говорю ребенку "Пусть он кусается, тебе это не страшно. Пусть нападает на тебя - тебе это не причинит вреда. Все равно продолжай его гладить и говори ему, что хочешь с ним дружить, и будешь к нему хорошо относиться". Или я говорю "Зверю страшно и плохо, поэтому он кусается. Успокой его и скажи, что не будешь его обижать". В конце концов зверь принимает предложение дружбы и трансформируется.

В очень редких случаях, зверь слишком ужасен, и ребенок испытывает слишком сильные эмоции, чтобы их преодолеть в этом упражнении - это говорит о том, что ребенок пережил очень сильное потрясение, возможно психологическую травму. В таком случае, имеет смысл переключиться на методы, которые используются при работе с травмированными детьми – например, ДПДГ, билатеральную стимуляцию, ТЭО и так далее (здесь это не обсуждается, поскольку работа с травмой это отдельная тема).

В большинстве же случаев, данное упражнение оказывается очень эффективным и быстро приводит к заметным улучшениям в психоэмоциональном состоянии ребенка. Родители видят эффект буквально в тот же вечер. Интересно то, что часто после выполнения этого упражнения дети становятся не только менее тревожными, но и менее агрессивными.



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Работа с МАК. Расклад "Я и мой РЕБЕНОК(авторская техника)
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Коротко и по делу: "Мама, вот тебе ребенок! Отстань!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Тотем - психологический аспект или "Скажи мне - кто твой зверь и я скажу - кто ты?"
  • Размышление о чувствах. Скука. Ребенок говорит: "Мне скучно!"
  • Техника "Ребенок-взрослый"
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Часто болеющий" ребенок.
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Внутренний ребенок" в ситуации терапии
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Почему ребенок не говорит "нет"?
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Ребенок "тормозит" во время сборов...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь