|
Хорошая техника для работы с детскими страхами.Автор статьи: Голощапов Андрей Викторович
Эта техника адаптирована из терапии эго-состояний (Уоткинс, Эмерсон), но также подобная техника существует в символдраматическом подходе (Лейнер). Она хорошо подходит в ситуациях, когда ребенок проявляет общую тревожность и пугливость, но идентифицировать точную причину или объект страха невозможно. Также данное упражнение часто оказывается полезным при работе с детской агрессивностью. Ниже приводится ее описание. Разумеется, прежде чем переходить к выполнению техники, уже должен быть установлен доверительный контакт с ребенком и терапевтические отношения. Подходит для детей от 4-х лет, иногда удается работать даже с трехлетними. Ребенка просят закрыть глаза и представлять все, что говорит психотерапевт. "Представь, что ты отправился на прогулку в лес. Идешь по тропинке и видишь вокруг себя деревья." Некоторое время нужно для того, чтобы ребенок погрузился в мир своей фантазии. Для этого задаются вопросы. Какой это лес, какие там деревья? Приятно ли тебе там гулять? Какое там время года? Есть ли там запахи или звуки? и так далее. Убедившись, что ребенок погрузился в мир фантазии, продолжаем. "Представь, что ты подошел к опушке", нужно убедиться, что ребенок понимает, что значит опушка. "Но ты не выходи пока на опушку, а оставайся в лесу. Спрячься за кустом и наблюдай за тем, что происходит на опушке. Представь, что из леса на опушку вышел дикий зверь. Он не видит тебя, потому, что ты спрятался, и ты можешь наблюдать за ним". Обычно я задаю несколько вопросов, про то как выглядит зверь и что чувствует ребенок. Обычно зверь бывает злым или страшным, а ребенок чувствует страх или беззащитность. После того, как ребенок освоился в этой ситуации, я ему предлагаю "Выйти на опушку и подружиться со зверем". Я прошу ребенка подойти и покормить зверя, или его просто погладить. Если ребенку страшно сделать даже это, то в начале, я предлагаю ему просто мысленно посылать зверю хорошие мысли и мысленно предложить ему подружиться. Реакции зверя можно разделить на две категории. Зверь либо начинает сразу трансформироваться и становиться менее злым и страшным. Обычно изменяется его внешний вид, он становится более приятным и дружелюбным и ребенок может успешно с ним подружиться. Либо зверь начинает проявлять агрессию - нападать, кусаться. Ваша задача помочь ребенку устоять перед лицом этой агрессии и, не смотря ни на что, продолжать предлагать зверю дружбу и ласку. Я говорю ребенку "Пусть он кусается, тебе это не страшно. Пусть нападает на тебя - тебе это не причинит вреда. Все равно продолжай его гладить и говори ему, что хочешь с ним дружить, и будешь к нему хорошо относиться". Или я говорю "Зверю страшно и плохо, поэтому он кусается. Успокой его и скажи, что не будешь его обижать". В конце концов зверь принимает предложение дружбы и трансформируется. В очень редких случаях, зверь слишком ужасен, и ребенок испытывает слишком сильные эмоции, чтобы их преодолеть в этом упражнении - это говорит о том, что ребенок пережил очень сильное потрясение, возможно психологическую травму. В таком случае, имеет смысл переключиться на методы, которые используются при работе с травмированными детьми – например, ДПДГ, билатеральную стимуляцию, ТЭО и так далее (здесь это не обсуждается, поскольку работа с травмой это отдельная тема). В большинстве же случаев, данное упражнение оказывается очень эффективным и быстро приводит к заметным улучшениям в психоэмоциональном состоянии ребенка. Родители видят эффект буквально в тот же вечер. Интересно то, что часто после выполнения этого упражнения дети становятся не только менее тревожными, но и менее агрессивными. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|