Меня беспокоит, что моя 2 годовалая дочка с трудом говорит "нет". Т.е. у меня складывается ощущение, что она терпит какие-то вещи, даже если ей это не очень нравится. Она очень-очень услужлива, если я прошу всегда помогает, старается угодить нам, родителям. У неё всегда кто-то что-то отбирает, например, в песочнице, мальчик забрал у нее лопатку, она молча отдала и огорченно подошла ко мне. Многие дети пересекают границы, они её стараются обнять и даже поцеловать, она стоит, как вкопанная, не шелохнувшись, и не делая ответных движений, как будто терпит. Я ей говорю: "Если тебе не нравится, ты можешь отойти, это нормально". Мы с мужем часто повторяем, что это нормально - говорить "нет", если что-то не нравится, мы стараемся с уважением относится, если она отказывается от нашей помощи. Иногда я обращаю внимание, что когда ей малознакомый посторонний человек говорит директивно: "Дай руку, идём", - она может дать руку и пойти. При этом мне руку до этого не дала. У меня двойное чувство: иногда я ревную к посторонним, но чаще меня беспокоит такая доверчивость. Как вы думаете стоит ли мне беспокоиться или мои страхи надуманные, и как нам быть?
Ощущение, что нам, своим людям, дочка может сказать "нет". И это нас радует. А вот посторонним не может, как будто в ступор впадает. И это мне кажется небезопасным.
PS: Эта дочка - одна из двух однояйцевых близнецов. Вторая дочка не подпускает к себе чужих. Она более боевая и все отбирает у первой. Сейчас научилась спрашивать.
В этой истории я бы обратила внимание на два момента:
Границы ребенка
Переживания ребенка.
Про границы. В возрасте 2 лет ребёнок только начинает процесс отделения себя как самостоятельной личности от окружающих, кульминацией этого процесса является знаменитый кризис 3-х лет: кризис "негативизма", кризис "я сам". Поэтому, в данном случае, когда мама "требует" от дочки обозначения ее границ - она хочет, чтобы дочка обозначала то, чего еще нет. Учитывая, что дети - близнецы, на данном этапе они могут еще не совсем отделять себя даже друг от друга, воспринимая себя как единое целое. При этом, как это обычно бывает у близнецов, наблюдается разница темперамента и характера, одна девочка более бойкая, другая - более спокойная, уступчивая. Думаю, мама ошибочно воспринимает более твердый характер другой дочери как способность отстаивать границы, а более мягкий - как не способность. Ни та ни другая еще не осознают свои границы и границы других людей во взрослом понимании слова, одна скорее действует более импульсивно, настойчиво и напористо, обладая, судя по всему более сильным типом нервной деятельности. Поэтому для меня вопрос здесь такой - как поддержать ребенка в начавшемся процессе обнаружения своих границ? И мы переходим к пункту 2 - переживания ребенка. Описывая реакцию дочки на "отобрал лопатку", "обнимают", мама пишет о таких реакциях как "огорченно", "как будто в ступоре". Это может быть действительно реакция ребенка, а может быть проекция мамы, которая огорчается, что ее дочка не борется за свою лопатку и которая (мама) не стала бы терпеть объятий других людей. Какова же реакция девочки - не ясно. Здесь хорошо бы не давать ребенку готовое решение "говорить нет нормально" и т.п., а выяснить - чего она сама хотела бы в этой ситуации. Что она чувствует, когда мальчик отобрал лопатку? Хотела ли она ее отдать? Хочет ли она ее отобрать обратно? (возможно, что и нет). Если да - то нужна ли ей помощь? Почему она этого не делает? Читая историю, понимаешь, что для мамы важны такие качества - как настойчивость, умение отстоять свои границы, говорить "нет", и она беспокоится и переживает за того ребенка, который, как ей кажется, этого не умеет. В этот момент настоящие потребности этого ребенка и его уникальные черты скрыты от мамы за ее переживаниями. Что касается беспокойства о безопасности - об этом имеет смысл начать беспокоиться тогда, когда вы начнёте отпускать детей куда-то без сопровождения взрослых (к этому времени дети сильно изменятся). Рискну предположить, что это будет еще не скоро)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.