Обретение себя

ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ

(Цикл статей, посвященных работе с Внутренним Ребенком методом эмоционально-образной терапии, автор метода Линде Николай Дмитриевич)

 

Один из важнейших и значимых образов, с которым приходится сталкиваться при проведении консультаций – это образ Внутреннего Ребенка (далее ВР). При этом запрос Клиента изначально может находиться совершенно в иной области и, казалось, никоим образом не может быть связан с ВР. На Внутреннего Ребенка мы часто выходим, решая проблему в личных взаимоотношениях, при депрессивных состояниях Клиента, в работе с зависимыми и созависимыми Клиентами и т.д.

«Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности. ВР счастлив или несчастлив в зависимости от того, как к нему относится сама личность, и как он относится к личности в целом, а также к самому себе. Именно эмоциональное состояние Внутреннего Ребенка определяет основной эмоциональный тон личности, ощущение непосредственного счастья или, наоборот, депрессии, уверенности в себе или собственной никчемности и т.д. ВР может мстить за что-то самому индивиду, дарить ему удачу или поражение, вести его к определенному образу жизни и предопределять выбор работы, друзей, спутника жизни или отношение к собственным детям.» [1]. 

 Обретение себя

Из всего выше сказанного становится очевидным, почему так важно в работе с Клиентом выйти именно на образ Внутреннего Ребенка. Это огромный жизненный ресурс, на котором держится и от которого зависит и эмоциональное состояние человека, и его физическое здоровье, и отношение к окружающим и жизни в целом. И вот здесь необходимо увидеть и понять, а в каком же состоянии и виде находится сам Внутренний Ребенок человека? Метод Эмоционально-образной терапии (автор метода Н.Д. Линде, г. Москва) позволяет в процессе работы не только выявить сам образ Внутреннего Ребенка, но и работать по изменению/улучшению его состояния в дальнейшем. Разумеется, не всегда образ Внутреннего Ребенка – обязательно несчастный или агрессивный – негативный, если брать в целом. Но чаще всего, как правило, за консультацией обращаются люди именно с «несчастным» Внутренним Ребенком. О таких случаях и пойдет речь в этом цикле статей, посвященных работе с ВР.

Какой он – образ «несчастного» Внутреннего Ребенка? Как он стал таким, по каким причинам? По какому принципу Он действует, продолжая влиять на человека и его поступки, спустя время, - на протяжении всей его жизни? На эти и некоторые другие вопросы мы и постараемся ответить по мере раскрытия темы и с помощью описания нескольких случаев из опыта работы Терапевта. 

Внутренний Ребенок может быть бунтующим, подавленным, отвергнутым когда-то (при чем как самим человеком, так и его значимыми людьми), может быть злобным и мстительным, недоверчивым и злопамятным. ВР может действовать согласно предписанию (из детства, например). Как сам ВР невидим для человека и не всегда даже осознается им, так и само предписание или несколько предписаний, по которым человек выстраивает свою жизнь, присутствуют лишь на подсознательном уровне, и человек не догадывается, что, совершая те или иные действия в своей жизни, - лишь исполняет собственное предписание и действует в соответствии с его требованиями. А предписания могут быть различными – от самых безобидных до приводящих к смерти. Например, «не взрослей», «не действуй», «не будь красивым/ой», «не женись/не выходи замуж», «не будь счастливым/ой», «не живи».

ВР, на уровне подсознания, действует согласно принятому предписанию, находящемуся здесь же, в подсознании. Отсюда и поступки, мысли и поведение человека диктуются состоянием Внутреннего Ребенка. Это как своего рода замкнутый круг, который необходимо разорвать. Т.е. человек, совершая под влиянием негативного состояния Внутреннего Ребенка, стремящегося во что бы то ни стало «выполнить» или подтвердить предписание, какие-либо действия, которые опять приводят к неутешительному результату, - тем самым опять:

А)   подтверждает предписание;

Б) «вгоняет» Внутреннего Ребенка в еще более депрессивное состояние;

В)   продолжает, оправившись, действовать дальше, НО (!) – опять под влиянием еще более плачевного состояния ВР.

Поскольку и Внутренний Ребенок, и предписания в большинстве случаев человеком не осознаются, метод Эмоционально-образной терапии (далее ЭОТ), автором которого является Н.Д. Линде, помогает с помощью образов выйти и на образ Внутреннего Ребенка, и на предписания, по которым человек живет. Далее работа строится на принятии ВР (при условии его гармоничного образа) и происходит закрепление позитивного состояния Клиента.  

Рассмотрим следующий случай работы с ВР:

 

В ТИХОМ ОМУТЕ…

 

Краткая предыстория:

Обратилась девушка, 26 лет. Ситуация с детьми своего молодого человека от первого брака. Детей трое, старшему – 16 лет, младшей – 6 лет. Дети приезжают к ним, как правило, на выходные, отношения с детьми у Клиентки складывались нормально. Молодой человек сделал ей предложение, что говорит о дальнейшем их совместном проживании уже в качестве новой семьи и, как следствие, постоянное (на время выходных и праздников) общение и взаимодействие с его детьми.

Запрос следующий:

Как только Клиентка стала совместно проживать с женихом и реально столкнулась с повседневным общением и налаживанием контакта с его детьми, появилась негативная реакция на детей – истерика, паника, «уход в себя» (на выходные) плюс подобное состояние замкнутости на 2-3 дня. Т.е. нормальные отношения со своим женихом продолжаются только со среды по пятницу каждую неделю. И так уже на протяжении нескольких недель.

Терапевт (далее Т) – Представьте последнюю ситуацию с детьми (их приездом). Что Вы чувствуете при этом? Опишите Ваше состояние, пожалуйста.

Клиент (далее К) – Недовольство, паника, злость, обида.

Т. – Как и где Вы ощущаете эти чувства в своем теле? Где они находятся?

К. (немного задумавшись) – в груди, вот точно в груди. Меня тошнит очень сильно…

Т. – Как это выглядит? Представьте, пожалуйста, этот образ вот на этом стуле (указываю на заранее приготовленный один из стульев).

К. – Да.

Т. – На что это похоже?

К. – Это что-то черное, страшное, темное.

Т. – Продолжайте. Какого это размера. Как выглядит?

К. – Это черт, черный такой, страшный, большой.

Т. – А что он делает?

К. – Он сидит на стуле, также улыбается, смеется даже над нами.

 

Т. – А Вы спросите его: Что ты делаешь для Кати (назовем так нашу Клиентку)? Зачем ты ей?

К. (повторяя все вопросы за терапевтом)

- Он молчит, только смеется.

Т. – А там давно он сидит, у Кати?

К. (молчит длительное время)

Т. – Я попрошу Вас пересесть на место черта. Теперь Вы не Катя, Вы – черт.

К. (пересаживаясь)

Т. – Что ты, Черт, делаешь для Кати? Для чего ты в ней?

К. (на месте черта и в его роли, судя по улыбке на ее лице) – Я не знаю.

Т. – А кто знает, для чего ты здесь? Кто тебя посадил тогда?

К. – Она сама знает.

* И тут удивительно – одновременно и непроизвольно – руки Клиентки моментально закрыли ей рот, буквально обеими ладонями «на замок». И она энергично и отрицательно закачала головой. (прим.автора).

Т. – Значит, Вы знаете это сами, Катя? Просто не хотите нам говорить?

К. (уже плача, молчит)

Т. – Пересаживайтесь, пожалуйста, обратно на свой стул. Вы снова Катя.

К. (молча пересаживается. Очень расстроенная и как будто сжавшаяся) – Чтобы жалели что ли меня все… (как сама с собой)

Т. – Давайте поступим следующим образом (решая применить парадоксальный прием): Скажите ему (Черту), что Вы очень его любите, что будете всегда заботиться о нем…

К. (все повторяет)

Т. – будете всегда рядом, будете играть с ним. Вы не будете жалеть его. Он достоин большего, он достоин любви. Вы его будете уважать и любить.

* Повторяем некоторое время.

Т. – Что Вы сейчас видите? Как выглядит черт?

К. – Странно… Он как будто изменился. Я не понимаю. Он светлый стал и не страшный уже, и маленький что ли что ли какой-то…

Далее мы продолжали говорить образу ВР (а это был именно Внутренний ребенок, как вы могли уже догадаться) фразы о доверии, любви и заботе.

Образ постепенно превратился в «маленького смешного чебурашку, который смеялся, улыбался» (со слов Клиентки).

 

Клиентка не остановилась только на словах. Ей очень захотелось подойти к Чебурашке, к своему Внутреннему Ребенку. Желание Кати было настолько сильным, что она, не дожидаясь даже моего согласия, подошла к стулу, где находился образ ВР, и стала убаюкивать его, буквально беря на руки как младенца. Стала шептать ему что-то, лелеять и убаюкивать.

Интересно было наблюдать за ними – единое целое; умиротворенная, спокойная и улыбающаяся Катя – заботящаяся, может быть впервые за все время, о самой себе, любящая и принимающая себя…

После проделанной работы Катя с удовольствием приняла образ (уже младенца) в себя и он разместился у нее в области груди. «От этого стало очень тепло и энергия пошла по всему телу» (со слов Кати).

Экологическая проверка:

Т. (Предложила представить ситуацию (можно последнюю), где испытывались ранее описанные негативные чувства) – Что Вы сейчас чувствуете?

К. – Мне спокойно. Я могу общаться. Меня больше это не беспокоит…

Т. (решив на этом моменте предпринять более глубокую проверку) – А что при этом в теле Вы ощущаете? Оно себя как чувствует в этой ситуации? Как себя ведет?

К. – Вот Вы знаете, Вы сейчас спросили – и меня прямо затрясло всю – тело сразу откликнулось, и стала реагировать как раньше – меня стало всю потряхивать и какая-то энергия снизу пошла…

Т. – Какая энергия? Опишите.

К. – Вот непонятно даже: плохая или хорошая – просто энергия, а тело трясется от нее…

Т. – (решив проэкспериментировать) – Вы здорово сказали про энергию: что «ни плохая и ни хорошая». Значит Вы вправе решать сами – какой она будет и куда ее можно направить? (по примечанию Н.Д.Линде – «сама по себе энергия не может быть плохой или хорошей, она сильна, но НЕЙТРАЛЬНА. Все зависит от того, в какое русло ее направить и как это сделать.»)

- Давайте всю эту мощь, силу энергии (а это неиссякаемый источник) – направим на Вашего Внутреннего Ребенка. Он сейчас так нуждается в ней – в Вашей любви, нежности, заботе. Ему это очень необходимо – эта энергия любви, красоты и здоровья – чтобы расти, крепнуть не по дням, а по часам. Расцветать и хорошеть день ото дня.

К. (соглашаясь) – Хорошо, я согласно попробовать.

Т. – Представьте, что весь этот поток энергии (или лучи) направлены на ВР – как бы пропитывают его. И продолжайте этот процесс максимально долго как только можете.

К. (работает некоторое время).

После окончания этой работы Клиентке было еще раз предложено пройти экологическую проверку. Снова прошу ее «окунуться» в похожую ситуацию и спрашиваю обо всех чувствах и ощущениях, которые испытывает Клиентка на этот раз.

Проходит еще какое-то время.

К. – Мне спокойно и хорошо. Меня не беспокоит больше эта ситуация. Я могу спокойно находиться рядом с этими детьми, могу общаться с ними, а могу и заниматься своими делами. И тело мое спокойно и расслаблено. Оно никак не реагирует. Я не ощущаю больше ничего неприятного.

Т. – Вас устраивает такое Ваше состояние?

К. – Да, мне очень хорошо! И спокойно, и дышится легко!

Т. – Вы готовы его принять и сохранять?

К. – Да, конечно. Мне нравится такое мое новое состояние. И я сама себе нравлюсь в нем.

Далее была проведена завершающая работа по принятию нового дня, новой жизни (по методу ЭОТ Н.Д.Линде). Были придуманы совместно с Клиенткой жизнеутверждающие приветствия новому дню и лозунги по типу: «Я приветствую тебя, мой новый день!». И приведены в действия различные разрешающие фразы:

«Я разрешаю себе:

- быть любимой и любящей,

- быть красивой и заботливой,

- быть жизнерадостной и т.д.»

Клиентка разрешила себе быть также женственной (в этот момент, кстати, по словам Кати, - стало очень тепло в области живота. Это подтверждает метод ЭОТ Линде Н.Д. о том, что принимая/обретая свою женственность – тепло уходит в область матки как сокровища женщины, телесное отображение ее красоты и женственности).

 

  • Кстати, как Многоуважаемый Читатель мог заметить, в первом случае Внутренний Ребенок (Черт) – мужского рода. Здесь могло быть два варианта объяснения:

 1)    «Черт» употреблен в общепринятом смысле, более распространенном в народном групповом сознании нежели, например, «Чертовка», т.к. чертовка несет в себе и дополнительную, несколько иную смысловую нагрузку.

2)    Непринятие в себе женщины, женственности. Иначе откуда тогда мужской пол ВР у молодой, очень красивой девушки?

Параллельно размышляя об этих возможных вариантах, решено было включить в предлагаемые Клиентке фразы о выражении чувств Внутреннему Ребенку больше слов о привлекательности, женственности и красоте.

Далее гипотеза подтвердилась тем, что позитивный образ ВР явился уже в образе Чебурашки (т.е. действительно присутствует проблема половой идентификации и непринятие себя как женщины – даже в этом, положительном образе ВР). Чебурашка – вымышленный персонаж, даже не берусь судить о его поле. Но подразумевается, что либо это «ОН» - Чебурашка, либо вообще существо бесполое – по крайней мере на этом внимание зрителей не акцентируется.

Таким образом, решено было продолжать в том же духе – больше слов о женственности, нежности, красоте. Работа в том ключе, в котором женщина-драгоценность – как драгоценность от рождения, принадлежащая ей по праву рождения, а не заслуженная в процессе жизни какими-либо делами или действиями, как было в случае с мужчиной. Т.е. любовь женщинам не надо заслуживать, просить или добиваться – любовь уже с женщиной с момента ее появления на свет Как дар Бога миру.

 Необходимо также пояснить, откуда вообще такой странный первоначальный образ Внутреннего Ребенка у Кати – страшный черный черт. Дело в том, что, углубившись немного в историю детства Кати, мы узнали следующее. В возрасте 6-ти лет Катя лишилась отца, отца горячо любимого. Он погиб. И в данном случае вся любовь, недополученная в детстве от столь значимого человека,  могла проецироваться на отношения сегодняшние. Как только появляется «реальная» угроза разделения или даже потери любви в лице детей (особенно младшей дочери) жениха Кати – так сразу проявляются негативные эмоции и неприятные телесные ощущения (по сути ничем не объяснимые). Кстати, младшей девочке как раз в настоящее время столько же лет, сколько было Кате, когда она потеряла отца. Страх потери из детства – он никуда не делся и ему не было выхода все эти годы. Обида и злость на отца остались. Сейчас бессознательное Кати воспринимает сложившуюся ситуацию как реальную угрозу, т.к. опять наступил в ее жизни такой момент, когда она страшно боится потерять любимого человека или даже разделить его любовь с кем-то, пусть даже с его детьми.Отсюда, вероятно, и столь устрашающий образ Черта. Бунтующий и насмехающийся. Внутренний Ребенок, доведенный горькой потерей из детства до такого состояния. И он проявляет себя в своем истинном виде спустя 20 лет, когда ситуация практически повторяется в жизни Кати и появляется «угроза» ее счастью.Возникает соответствующий вопрос - почему это видится угрозой? Взрослый, зрелый человек вроде бы должен понимать, что это разные по своей сути отношения – в первом случае детско-родительские отношения, а во втором – отношения между мужчиной и женщиной. И Катя, кстати, в процессе консультации неоднократно повторяет: «Я все понимаю, это же дети, но ничего поделать с собой не могу». В этом все и дело. Взрослый говорит и понимает, а ребенок, Внутренний Ребенок, так и оставшийся после детской травмы (потери отца) в шестилетнем возрасте, - ребенок не понимает. Он чувствует, сердится, упрямится, ревнует – т.е. ведет себя совершенно естественно для шестилетнего возраста, - и он никого не хочет делить с кем бы то ни было – никого: ни папу, ни маму. И это лишний раз доказывает, что сознательно (умом) человек вроде бы действительно «ВСЁ ПОНИМАЕТ», но опять же «НИЧЕГО ПОДЕЛАТЬ С ЭТИМ НЕ МОЖЕТ» (!), т.к. ВР, находясь в бессознательном, диктует свое состояние, свои эмоции и переживания (в случае с Катей – гнев и обиду до тошноты). И поэтому, создавая методом ЭОТ образ ВР – Клиент работает непосредственно со своим бессознательным, с образом и состоянием ВР, изменение которого впоследствии сказывается как на общем состоянии человека, так и оказывает влияние на все сферы его жизни в дальнейшем.

На этом сессия была закончена. Контрольный звонок был сделан Клиентке по прошествии 2-х недель. По телефону Катя подтвердила, что «чувствовала себя при общении с детьми также, как при экологической проверке – ровно, спокойно и свободно. Вела себя естественно и непринужденно». Также она поделилась тем, что почти каждый день находит время для обращения к своему ВР – разговаривает с ним, дарит тепло, заботу и любовь. Уходит на это всего несколько минут, а результат бесценный – обретение себя и нового мира – в любви и согласии с самим собой и в гармонии с любимыми людьми.

 

 Образ Внутреннего Ребенка порой непредсказуем, часто неприятен и даже страшен для человека. Но хорошо, когда мы все-таки на него выходим и тогда понятно как и с чем работать дальше. А вот что делать в тех случаях, когда образ Внутреннего Ребенка предстает в таком виде как, например, в следующем случае. Что делать с трупом, найденным в закрытом на молнию - пластиковом пакете?..

Продолжение следует…

Список источников:

 Линде Н.Д. Журнал «Вопросы психологии», №1, 2007, стр. 159-169

 http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?f=330&t=1400&p=2504#p2504 



Просмотров: 275
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Понять себя и обрести гармонию. Исцеление внутреннего ребенка
  • Образ разочарованного человека, давно изжил себя.
  • Индивидуальная расстановка Внутреннего Ребенка (и не только) на фотографиях клиента
  • Как разбудить в себе энергию «Внутреннего Ребенка»? Один из способов.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Медвежонок Паддингтон как образ Внутреннего Ребёнка
  • Исцеление внутреннего ребенка или шаг на встречу к себе.
  • Добро пожаловать из Ада! Эпизод из жизни Внутреннего Ребенка.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Проблемы современного человека: Нездоровый образ жизни.
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • "Некомфорное" состояние внутреннего ребенка
  • Как образ “секс-бомбы” может помешать девушке быть счастливой в любовных отношениях?
  • Красивая и грамотная речь человека, говорит о красоте его внутреннего мира
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Индикатор внутреннего состояния человека
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Финансовая сторона жизни как отражение «внутреннего содержания» человека
  • День Внутреннего ребенка (практика)
  • Ресурсная Арт-терапия: Какими Мы видим образ своего ресурса и образ ресурса в групповом сознании?
  • Обида на партнера — результат отклика внутреннего ребенка.
  • Как принять и полюбить своего внутреннего ребенка
  • Созависимость от «Мы» до «Я». Социально одобряемый образ созависимого в кино: Катя из «Афони»
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь