Нельзя пережить только собственную смерть…

Военно –политический и экономический кризис в Украине создал   новое  , очень драматичное направление в работе  с последствиями стресса.

Какой бы опасной и сложной ни была ситуация, сама по себе она стресса  не вызывает .

Его  вызывает наше отношение к ситуации как чрезвычайно опасной и безвыходной.

 Реальный(а не предполагаемый)военный конфликт , потеря близких , потеря имущества , угроза быть призванным на войну , вынужденная эмиграция и прочее   не оставляют выбора в том , как воспринимать происходящее. Это действительно опасно, как бы мы к этому ни относились. Но опасно вдвойне, когда  происходит эскалация внутренних  конфликтов.

  • Если говорить об отношении  большинства  клиентов  к внешним ситуациям , то самое большое когнитивное расстройство  связано

 с ощущением абсурдности происходящего  сегодня.

Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый») —нечто алогичное, нелепое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

Иногда используют близкий к этому термин Парадокс.

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный,странный  — ситуация , которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения .

Парадоксальная ситуация содержит в себе противоречивые тенденции, которые иногда просто разрывают на части.

С одной стороны, никто не хочет войны.  Многие хотят мирного урегулирования   конфликта. С другой стороны, есть страх перед расширением военного кризиса  и потребность себя защитить.

С одной стороны, есть очевидное сталкивание родственных моделей культуры, с другой- ощущение родства , исторической связи между ними.

 

Многие  клиенты говорят о том , что окружающая реальность абсурдна,  Это значит, что поведенческие шаблоны и способы восприятия реальности не работают.  Это значит , что в происходящем нет логики. А  это   очень страшно , когда нет логики, и когда ум оказывается совершенно беспомощным в интерпретации реальности.

Итак, возникла внешняя картинка, которая никак не согласуется  с внутренней привычной картиной реальности.

  • Что делать для преодоления абсурдности?

1.Сформулировать запрос.

Каков предмет внутреннего конфликта?

Что вызывает противоречия?

Что кажется лишенным смысла?

2.Определить собственную позицию в ситуации абсурда или парадокса.

                2 варианта определения своей позиции :

1вариант:  экстернальная позиция.  Признать, что  «Мир таков».

Важно понять правила этого мира. Правила страны. Ситуации. 

Вы пришли в новый коллектив. Что вы делаете? Осматриваетесь, изучаете правила , по которым живет коллектив. Адаптируетесь.

Пример 1-й позиции. Достает начальник на работе.

Формулируя «Мир таков», вы можете сделать вывод , что все начальники плохие. С одной стороны, грустный вывод ,

но с другой … а чего напрягаться? Искать другое место работы? Утомительно и ненадежно.

К тому же,  на этой работе хорошо платят.

 И она рядом с домом.

Так,  находя дополнительные бонусы, вы снимаете остроту

проблемы , лишаете её своей энергии.

 

Положительные последствия:

главным образом, сброс психо-эмоционального  напряжения.  Когда адаптировались , можете переходить в режим автопилота, т е не контролировать ситуацию, не напрягаться.

 

2 вариант : интернальная позиция. «Я могу».

Какой бы мир ни был, есть что-то , на что я могу влиять. 

И опять пример из сферы привычных нам жизненных реалий

(не все коллеги, слава богу, живут в зоне военного конфликта, и примеры из этой , военной жизни, могут быть малопонятны):

Вы не можете изменить поведение своих сотрудниц-интриганок и сплетниц-, но можете перевести отношения с ними в деловой формат.

Положительные последствия:

повышается  ответственность,разрушается автоматизм.

Ведь в привычных жизненных ситуациях, не вызывающих беспокойства, человек как бы находится в спящем режиме.

Самое главное положительное следствие абсурдности в том, что она выбивает из автоматизма, заставляет проснуться. Возможно, в этом один из её смыслов.

 

Первая позиция  не требует особого обсуждения, она сама по себе адаптивна.

А вот вторую, «Я могу », стоит рассмотреть.

 

Алгоритм работы с последствиями стрессогенных обстоятельств.

1     Шаг. Проблема и её последствия.  

 

Определите  проблему , вызывающую беспокойство, и её возможные последствия

Что будет, если это произойдет?

2     шаг.Положительные и отрицательные последствия.

Каждое последствие запишите на отдельный листик. Разделите    их на группы. . Положительные – откложите  в сторону. Их наличие говорит о том, что изначально вы   видите ресурсы для решения проблемы.

Далее – работа с отрицательными последствиями.

3-й шаг.Тематические группы.

 Объедините в тематические группы и запишите названия тем:

болезнь, утрата работы, резкое обнищание , одиночество и т.д.

 Эта  работа демонстрирует наши ценности и смыслы. Что мы считаем по-настоящему важным, то и будет в этом тематическом репертуаре.

 

4-й .  Степень вероятности(эвентуальность).

 

Определяем  степень вероятности  каждого события(последствия) по 10-бальной шкале.

 

Вывод: высоковероятностные события – те , которые оцениваются от 7 до 10 баллов.

 

Затем –события с оценкой от 4 до 6 баллов(средняя вероятность)

И замыкают этот список события с оценкой от 0 до 3-х.

 

5-й шаг. Исключение событий с низкой эвентуальностью.

 

Те последствия , которые вы оценили от 0 до 3-х баллов., вообще не заслуживают внимания. Вычеркните их.

 

6-й:Ранжирование списка (фактор эвентуальности).

 

Наиболее вероятностные события-в начале списка-наименее в конце.

 

7-й. Определение зоны своего влияния.

Задание: поставьте «+» напротив тех последствий, на которые  вы можете влиять, и «-»-против тех , на которые не  можете  влиять.

 

8-й шаг. Исключение событий, не подверженных вашему влиянию .

Вычеркните из списка те события, на которые вы влиять никак не можете.

Как правило , оказывается , что в наибольшей степени мы можем влиять на наше собственное отношение к ситуации, на наше эмоциональное состояние.

 

9-е :Ранжирование (фактор значимости).

 

На 1-е место поставьте наиболее важное, на 2-е –менее, и т.д.

На последнем месте окажется то , что не является    важным.

 

Уже в процессе работы Вашему клиенту  могут открываться  новые смыслы и ценности.

А на основе этих смыслов формируются определенные жизненные концепции.

 

Некоторые примеры:

 «Жизнь- это цирк».

  Это позиция некоторого цинизма. Я не могу изменить реальность, и я смеюсь над ней. Но это смех грустного клоуна.

«Жизнь-это театр». Она, как и первая, выполняет амортизирующую роль, обеспечивает психологическую защиту. Я не верю в происходящее на сцене жизни, и поэтому могу растождествиться с этим.

«Жизнь-это школа». Любая ситуация, происходящая с нами, не враждебная, а учебная.

Если вам удастся  содействовать формированию 3-й жизненной концепции у клиента, то считайте  это своим профессиональным успехом.

  • А теперь- о ресурсных сферах. Как же обойти их молчанием, когда речь идет о преодолении кризисов?

Ум(когнитивная сфера). Как работает эта сфера?

Обрабатывает информацию из внешней среды, сортирует, раскладывает  по полочкам. Ранжирует, расставляет приоритеты. И может оказаться, что в шкале приоритетов этот кризис занимает не первое место.

Кроме того, ум создает психологические защиты, одна из которых-рационализация..

 

Чувства(эмоциональная). Любой стресс несет негативные эмоции. Оставлять их в себе –значит, создавать невротическую базу.

Вот почему эта ресурсная сфера подталкивает нас к отреагированию эмоций.

Каким способом отреагировать эмоции?

1 способ-вербальный. Проговорить. С друзьями, психологом, священником, с кем угодно. Проговаривая, человек не только снижает эмоциональный накал и напряжение, но и начинает структурировать свою картинку и осознавать свое место в ней.

2 способ-невербальный. Пропеть, протанцевать, прорисовать,

 т е сублимировать энергию эмоции в  мирное русло.

Испытывая гнев, можно разбить витрину или ввязаться в драку, а можно исполнить экспрессивный танец, или    устроить ручную стирку, и энергия этой эмоции пойдет на полезное действие. Как мирная энергия атома. Можно атомную бомбу, а можно электростанцию.

.

Ощущения (телесная)- мы знаем что не только  эмоции влияют на состояние тела, но и , наоборот, жесты и мимика запускают психо-эмоциональные состояния. Это значит, что мы радуемся, потому что у нас на лице улыбка;гневаемся, потому что сжимаем руки в кулаки, тревожимся , потому что напрягаем тело . Расслабляя тело, мы

 меняем и его психо-эмоциональный аккомпанемент.

  Известно, что  в расслабленном  теле ни страхи, ни тревоги не живут.

 

Деятельность.  Рапространенный способ борьбы со стрессами- глушить их работой. Производственные авралы очень отвлекают от саморазрушительных мыслей.

 Вот почему трудоголизм тоже имеет свой резон.

 

Общество (сфера  коммуникации)социальное окружение    помогает избежать зацикленности на стрессовой ситуации.   Многие выбирают именно такой  способ терапии –погрузиться с головой в контакты. Вспомните предыдущий ресурс- отреагирование эмоций.

 

Фантазии (сфера воображения)-именно фантазии создают для нас тот слой реальности, в котором комфортно и безопасно житьИменно на эту сферу опираются   психотехники, связанные с управляемым воображением. Сама по себе сфера воображения – гениальный психотерапевт. Пассивное воображение      (или грезы) не меняют окружающей реальности, но выполняют роль мощного анестетика , подавляющего боль.  А активное, творческое, помогает  реализовать самые смелые фантазии.

 Разницу между грезами и активным воображением можно увидеть на таком примере: предположим, некая женщина мечтает о принце на белом коне. Выполняет  эта фантазия психотерапевтическую роль? Да, ведь об этом так приятно мечтать.Имеет шансы к осуществлению?Никаких. Но вот другой пример.  Женщина мечтает выйти замуж за конкретного Ивана Иваныча.  Эта мечта деятельная, поскольку включает иные ресурсные сферы. И тогда подключается сфера ума, разрабатывается план.Затем сфера деятельности. Сфера контактов(женщина начинает знакомиться  с окружением И.И. И т.д.

 

 Вера (духовная сфера)- человек меняет фокус восприятия происходящих событий. Он помещает проблему в контекст собственного   духовного развития(рефрейминг), и тогда травмирующая ситуация  перестает восприниматься как враждебная. Она  «звучит» как учебная.

  

 Предложенный  алгоритм действенен в ситуации серьезных психологических травм.

Впрочем, действенен ли для вас, дорогие коллеги- судить не мне.

Буду рада обратной связи.

 

 

 

 

 



Просмотров: 407
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вы можете жить только в своей собственной реальности, все другие заняты
  • Забота о себе: духовная сфера
  • Забота о себе: эмоциональная сфера
  • Фильм "Сфера": киномысли о реальности бессознательного
  • Забота о себе: физическая сфера
  • Забота о себе: интеллектуальная сфера
  • Метод метафоры, принцип его работы и сфера применения.
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.
  • Как женщина может влиять на намерения и отношение к себе мужчины
  • Не достает заботы? 10 вещей которые вы можете сделать для себя сами:
  • Эмоциональная сфера дошкольников
  • Эмоциональная сфера ребенка - как она развивается?
  • Токсичные мысли, которые вы можете думать, когда вас бросил любимый мужчина
  • Почему сексуальная сфера в отношениях важна
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Диагностика аутизма. Как определить, что у ребенка страдает коммуникативная сфера.
  • 15 вещей, которые вы можете сделать, чтобы вырастить свою частную психологическую практику
  • Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действий
  • Сфера саморазвития: как сориентироваться и выбрать для себя лучшее
  • Если вы можете сказать эти слова своему любимому человеку, значит вы действительно его любите
  • Эмоционально-волевая сфера детей с интеллектуальной недостаточностью
  • Семья и сфера сексуальных отношений в период НЭПа
  • Травма свидетеля или Как помочь себе, когда вокруг происходят трагические события
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН). Тонкая интимная мужская сфера
  • Слова, решайте мои проблемы. Полностью! Что значит, вы не можете…?
  • Последствия психотравмирующих событий: потеря близких
  • Психобизнес. Вы можете быть шикарный психолог, но об этом никто ж не знает!
  • Жизнь в радость. Можете ли вы себе это позволить?
  • Можете ли Вы позволить себе счастливую жизнь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь