|
Нельзя пережить только собственную смерть…Автор статьи: Джандар Зарема Зауровна
Военно –политический и экономический кризис в Украине создал новое , очень драматичное направление в работе с последствиями стресса. Какой бы опасной и сложной ни была ситуация, сама по себе она стресса не вызывает . Его вызывает наше отношение к ситуации как чрезвычайно опасной и безвыходной. Реальный(а не предполагаемый)военный конфликт , потеря близких , потеря имущества , угроза быть призванным на войну , вынужденная эмиграция и прочее не оставляют выбора в том , как воспринимать происходящее. Это действительно опасно, как бы мы к этому ни относились. Но опасно вдвойне, когда происходит эскалация внутренних конфликтов.
с ощущением абсурдности происходящего сегодня. Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый») —нечто алогичное, нелепое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.Иногда используют близкий к этому термин Парадокс.Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный,странный — ситуация , которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения .Парадоксальная ситуация содержит в себе противоречивые тенденции, которые иногда просто разрывают на части. С одной стороны, никто не хочет войны. Многие хотят мирного урегулирования конфликта. С другой стороны, есть страх перед расширением военного кризиса и потребность себя защитить. С одной стороны, есть очевидное сталкивание родственных моделей культуры, с другой- ощущение родства , исторической связи между ними.
Многие клиенты говорят о том , что окружающая реальность абсурдна, Это значит, что поведенческие шаблоны и способы восприятия реальности не работают. Это значит , что в происходящем нет логики. А это очень страшно , когда нет логики, и когда ум оказывается совершенно беспомощным в интерпретации реальности. Итак, возникла внешняя картинка, которая никак не согласуется с внутренней привычной картиной реальности.
1.Сформулировать запрос. Каков предмет внутреннего конфликта? Что вызывает противоречия? Что кажется лишенным смысла? 2.Определить собственную позицию в ситуации абсурда или парадокса. 2 варианта определения своей позиции : 1вариант: экстернальная позиция. Признать, что «Мир таков». Важно понять правила этого мира. Правила страны. Ситуации. Вы пришли в новый коллектив. Что вы делаете? Осматриваетесь, изучаете правила , по которым живет коллектив. Адаптируетесь. Пример 1-й позиции. Достает начальник на работе. Формулируя «Мир таков», вы можете сделать вывод , что все начальники плохие. С одной стороны, грустный вывод , но с другой … а чего напрягаться? Искать другое место работы? Утомительно и ненадежно. К тому же, на этой работе хорошо платят. И она рядом с домом. Так, находя дополнительные бонусы, вы снимаете остроту проблемы , лишаете её своей энергии.
Положительные последствия: главным образом, сброс психо-эмоционального напряжения. Когда адаптировались , можете переходить в режим автопилота, т е не контролировать ситуацию, не напрягаться.
2 вариант : интернальная позиция. «Я могу». Какой бы мир ни был, есть что-то , на что я могу влиять. И опять пример из сферы привычных нам жизненных реалий (не все коллеги, слава богу, живут в зоне военного конфликта, и примеры из этой , военной жизни, могут быть малопонятны): Вы не можете изменить поведение своих сотрудниц-интриганок и сплетниц-, но можете перевести отношения с ними в деловой формат. Положительные последствия: повышается ответственность,разрушается автоматизм. Ведь в привычных жизненных ситуациях, не вызывающих беспокойства, человек как бы находится в спящем режиме. Самое главное положительное следствие абсурдности в том, что она выбивает из автоматизма, заставляет проснуться. Возможно, в этом один из её смыслов.
Первая позиция не требует особого обсуждения, она сама по себе адаптивна. А вот вторую, «Я могу », стоит рассмотреть.
Алгоритм работы с последствиями стрессогенных обстоятельств. 1 Шаг. Проблема и её последствия.
Определите проблему , вызывающую беспокойство, и её возможные последствия Что будет, если это произойдет? 2 шаг.Положительные и отрицательные последствия. Каждое последствие запишите на отдельный листик. Разделите их на группы. . Положительные – откложите в сторону. Их наличие говорит о том, что изначально вы видите ресурсы для решения проблемы. Далее – работа с отрицательными последствиями. 3-й шаг.Тематические группы. Объедините в тематические группы и запишите названия тем: болезнь, утрата работы, резкое обнищание , одиночество и т.д. Эта работа демонстрирует наши ценности и смыслы. Что мы считаем по-настоящему важным, то и будет в этом тематическом репертуаре.
4-й . Степень вероятности(эвентуальность).
Определяем степень вероятности каждого события(последствия) по 10-бальной шкале.
Вывод: высоковероятностные события – те , которые оцениваются от 7 до 10 баллов.
Затем –события с оценкой от 4 до 6 баллов(средняя вероятность) И замыкают этот список события с оценкой от 0 до 3-х.
5-й шаг. Исключение событий с низкой эвентуальностью.
Те последствия , которые вы оценили от 0 до 3-х баллов., вообще не заслуживают внимания. Вычеркните их.
6-й:Ранжирование списка (фактор эвентуальности).
Наиболее вероятностные события-в начале списка-наименее в конце.
7-й. Определение зоны своего влияния. Задание: поставьте «+» напротив тех последствий, на которые вы можете влиять, и «-»-против тех , на которые не можете влиять.
8-й шаг. Исключение событий, не подверженных вашему влиянию . Вычеркните из списка те события, на которые вы влиять никак не можете. Как правило , оказывается , что в наибольшей степени мы можем влиять на наше собственное отношение к ситуации, на наше эмоциональное состояние.
9-е :Ранжирование (фактор значимости).
На 1-е место поставьте наиболее важное, на 2-е –менее, и т.д. На последнем месте окажется то , что не является важным.
Уже в процессе работы Вашему клиенту могут открываться новые смыслы и ценности. А на основе этих смыслов формируются определенные жизненные концепции.
Некоторые примеры: «Жизнь- это цирк». Это позиция некоторого цинизма. Я не могу изменить реальность, и я смеюсь над ней. Но это смех грустного клоуна. «Жизнь-это театр». Она, как и первая, выполняет амортизирующую роль, обеспечивает психологическую защиту. Я не верю в происходящее на сцене жизни, и поэтому могу растождествиться с этим. «Жизнь-это школа». Любая ситуация, происходящая с нами, не враждебная, а учебная. Если вам удастся содействовать формированию 3-й жизненной концепции у клиента, то считайте это своим профессиональным успехом.
Ум(когнитивная сфера). Как работает эта сфера? Обрабатывает информацию из внешней среды, сортирует, раскладывает по полочкам. Ранжирует, расставляет приоритеты. И может оказаться, что в шкале приоритетов этот кризис занимает не первое место. Кроме того, ум создает психологические защиты, одна из которых-рационализация..
Чувства(эмоциональная). Любой стресс несет негативные эмоции. Оставлять их в себе –значит, создавать невротическую базу. Вот почему эта ресурсная сфера подталкивает нас к отреагированию эмоций. Каким способом отреагировать эмоции? 1 способ-вербальный. Проговорить. С друзьями, психологом, священником, с кем угодно. Проговаривая, человек не только снижает эмоциональный накал и напряжение, но и начинает структурировать свою картинку и осознавать свое место в ней. 2 способ-невербальный. Пропеть, протанцевать, прорисовать, т е сублимировать энергию эмоции в мирное русло. Испытывая гнев, можно разбить витрину или ввязаться в драку, а можно исполнить экспрессивный танец, или устроить ручную стирку, и энергия этой эмоции пойдет на полезное действие. Как мирная энергия атома. Можно атомную бомбу, а можно электростанцию. . Ощущения (телесная)- мы знаем что не только эмоции влияют на состояние тела, но и , наоборот, жесты и мимика запускают психо-эмоциональные состояния. Это значит, что мы радуемся, потому что у нас на лице улыбка;гневаемся, потому что сжимаем руки в кулаки, тревожимся , потому что напрягаем тело . Расслабляя тело, мы меняем и его психо-эмоциональный аккомпанемент. Известно, что в расслабленном теле ни страхи, ни тревоги не живут.
Деятельность. Рапространенный способ борьбы со стрессами- глушить их работой. Производственные авралы очень отвлекают от саморазрушительных мыслей. Вот почему трудоголизм тоже имеет свой резон.
Общество (сфера коммуникации)- социальное окружение помогает избежать зацикленности на стрессовой ситуации. Многие выбирают именно такой способ терапии –погрузиться с головой в контакты. Вспомните предыдущий ресурс- отреагирование эмоций.
Фантазии (сфера воображения)-именно фантазии создают для нас тот слой реальности, в котором комфортно и безопасно жить. Именно на эту сферу опираются психотехники, связанные с управляемым воображением. Сама по себе сфера воображения – гениальный психотерапевт. Пассивное воображение (или грезы) не меняют окружающей реальности, но выполняют роль мощного анестетика , подавляющего боль. А активное, творческое, помогает реализовать самые смелые фантазии. Разницу между грезами и активным воображением можно увидеть на таком примере: предположим, некая женщина мечтает о принце на белом коне. Выполняет эта фантазия психотерапевтическую роль? Да, ведь об этом так приятно мечтать.Имеет шансы к осуществлению?Никаких. Но вот другой пример. Женщина мечтает выйти замуж за конкретного Ивана Иваныча. Эта мечта деятельная, поскольку включает иные ресурсные сферы. И тогда подключается сфера ума, разрабатывается план.Затем сфера деятельности. Сфера контактов(женщина начинает знакомиться с окружением И.И. И т.д.
Вера (духовная сфера)- человек меняет фокус восприятия происходящих событий. Он помещает проблему в контекст собственного духовного развития(рефрейминг), и тогда травмирующая ситуация перестает восприниматься как враждебная. Она «звучит» как учебная.
Предложенный алгоритм действенен в ситуации серьезных психологических травм. Впрочем, действенен ли для вас, дорогие коллеги- судить не мне. Буду рада обратной связи.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|