|
Последствия психотравмирующих событий: потеря близкихАвтор статьи: Карпова Людмила Григорьевна
Не каждый человек может смириться с болью утраты, поскольку смерть близких вызывает эмоциональный всплеск, гамму чувств, и их избирательность препятствует полноценному проживанию горя. Часто клиенты обращаются к психологу-консультанту с целью выговориться. В процессе беседы клиент ожидает получить одобрение за собственные поступки, допущенные в отношении с человеком, когда тот был жив, попросить прощение, отпустить обиды, сказать слова любви ушедшему. Результатом работы психолога-консультанта является успокоение обратившегося за психологической помощью, его позитивное состояние, уравновешенность, новые цели и желания на следующий этап жизни. В качестве иллюстрации остановимся на некоторых случаях из опыта работы. Вика и Вероника, близнецы, 6 лет. Обе девочки посещали дошкольное учреждение. В семье скоропостижно скончался их папа, и через короткое время мама вышла замуж за другого. Запрос поступил от воспитателя группы, поскольку одна из сестёр в рисунках при наличии многочисленной палитры начала активно использовать чёрный цвет, в повседневной жизни стала нарушать поведенческие правила, в качестве защитной реакции использовала слёзы. Психолог предложила близнецам нарисовать семью (методика КРС), где одна из девочек изобразила счастливых членов семьи, нового папу в ярких, красочных цветах, улыбающуюся маму, себя в центре, держащуюся за руки родителей, и сестру за кустом. Другая девочка нарисовала разобщённую семью, с большим силуэтом ушедшего папы, изображенного чёрным карандашом, которого она держала крепко за руку. Над его фигурой большими буквами было написано «ПАПА». Новый член семьи на рисунке отсутствовал. В беседе с Викой было выяснено, что девочка любила папу, но после того, как его не стало, мама стала грустная. И только когда появился папа Серёжа, мама стала улыбаться, перестала плакать, стала ласковой, покупать новые платья и игрушки. Рассказ Вероники показал, что она очень тосковала по папе, совместным прогулкам и играм. Девочке не хватало предыдущего общения, позитивных эмоций. Нового папу Вероника воспринимала как врага. В беседе с мамой выяснилось, что Вика легко приняла нового папу, а Вероника либо игнорировала его, либо грубила. Сначала новый папа одинаково общался с обеими сёстрами, но грубость и неприятие со стороны Вероники оттолкнули нового члена семьи, и он стал больше уделять внимание, одаривать подарками, проводить время с Викой, которая с благодарностью принимала его хорошее отношение к ней и щедрость. Мама, чтобы сохранить отношения с мужем, не вмешивалась и старалась во всём угодить любимому мужчине и Вике. Итак, мы видим, что Вероника не смогла смириться с уходом папы, она страдала от недостатка внимания и любви. Психокоррекционная работа с данным ребёнком проводилась индивидуально и в подгруппе. Индивидуальная работа включала общее сочинение историй, рисование красками, карандашами, работу с пластилином, игротерапию. Например, при сочинении историй сначала историю рассказывала Вероника, затем её продолжал психолог, который вводил в повествование альтернативные способы разрешения конфликта между новым папой и девочкой, чтобы снизить напряжение и исключить невротичечские типы поведения ребёнка. При игротерапии использовались куклы из серии «Барби»: мама, папа, новый папа, сёстры-близнецы. Проигрывались различные ситуации в семье и варианты решений. Кроме того, в игровой форме Вероника сказала папе спасибо за то, что он был очень хороший папа, рассказала, как она его любит, скучает, бережёт подаренные им игрушки, как ей хочется его обнять и поцеловать. При подбадривании психологом после четырёх занятий девочка приняла мысль о том, что папу надо отпустить в другой мир, но он всегда будет её любить. Также велась работа в подгруппе из 6 человек, где использовались специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка – психогимнастика. Здесь, при общем рассказывании историй принимали участие все дети совместно с психологом. Кроме того, дети обучались различным движениям и ауторелаксации, проводилась коррекция поведения с помощью ролевых игр, что способствовало снижению эмоционального напряжения. Определённые трудности возникли, когда проводилась работа по принятию нового папы, поэтому его пригласили на пару занятий с согласия девочки. Вместе с новым папой делали совместные поделки из пластилина, рисовали общие рисунки и сочиняли к ним названия, четверостишия. Особенно повлияла на результат сближения игра «10 слов», где сначала папа Серёжа с каждым шагом говорил Веронике хорошие слова, а затем – Вероника. На одно из занятий были приглашены все члены семьи с целью принятия друг друга, здесь же были использованы элементы телесно-ориентированной терапии. Итак, в результате психокоррекционной работы Вероника отпустила родного папу, изменила своё отношение к новому члену семьи и приняла его. Рисуя семью, девочка изобразила папу Серёжу в цветном варианте, который держал Вику и маму за руки. Себя же Вероника нарисовала улыбающейся, с цветами в руках. Дальнейшая работа не проводилась, так как девочка пошла в школу. Для иллюстрации работы со взрослым клиентом по проблеме потери близкого человека приведу следующий пример из практического опыта. Остановимся на этом случае подробнее. Светлана, 37 лет. В результате несчастного случая погиб её муж. У женщины в процессе беседы наблюдалось подавленное настроение и периодические ничем не подкреплённые небольшие истерики. Рассказывая свою историю, Светлана винила себя в том, что не всё сделала для спасения любимого человека. Её муж погиб в аварии, за день до трагедии супруги поругались и находились в состоянии ссоры. После его смерти у женщины нарушился сон, появилась плаксивость, желание чаще навещать могилу мужа. Только находясь рядом с ним, Светлана успокаивалась. Данной клиентке понадобилась психологическая помощь, поэтому одной встречей работа не ограничилась. Во время проведения консультации в следующий раз мы работали в рамках гештальтпсихологии. В основе применявшегося паттерна лежало завершение «незавершённого разговора», следовательно, чтобы Светлану вернуть из травматических воспоминаний прошлого в настоящее, был поставлен якорь «здесь-и-сейчас». Светлане было предложено представить ушедшего мужа, сидящим на стуле напротив и описать его вслух, рассказать, каким он был при жизни. Это способствовало погружению клиента в ситуацию. Затем женщина пообщалась вслух с проекцией своего мужа, «дорассказала» всё, о чём при жизни не успела сказать: поблагодарила его за счастливую семейную жизнь, за поддержку и чувство плеча, за цветы и подарки по поводу и без повода, за то, что с ним она чувствовала себя женщиной. Однако чувство вины из-за ссоры накануне не отпускало Светлану, поэтому она обратилась к образу мужа со словами: «Прости меня, любимый, за то, что я не сдержалась и наговорила тебе много плохих слов, о чём сейчас очень жалею……», - постепенно проговаривая всё, что накопилось в душе и нарушало её спокойствие. Далее, по просьбе психолога, женщина пересела на стул «умершего» и постаралась почувствовать, обижается ли на неё муж или не обижается, готов ли он её простить или нет. Светлане, находясь на стуле мужа, тяжело было себя простить, ей не хватало оправданий для самой себя, поэтому она снова села на свой стул и работала от своего имени, затем смена позиций, и так продолжалось до тех пор, пока женщине стало легче, так как она, наконец, почувствовала, что прощена. Получив прощение в собственных глазах, Светлана осознала, что у неё появились собственные обиды на мужа: ощущение чувства одиночества, ненужность. Была семья, и вдруг в результате трагического случая женщина осталась одна, её в одночасье бросили, и она стала никому не нужной, как сломанная кукла. Высказав обиды, Светлана пересела на стул умершего, обратилась к себе и попросила прощение от имени мужа. По словам клиентки, находясь на месте мужа, после слов прощения у неё появилось ощущение лёгкости, душевного успокоения. Следующим шагом нашей работы было то, что Светлана снова вошла в ресурсное состояние, для этого она проговорила несколько слов любви образу мужа, акцентировала, как она его любила, и получила обратную связь, снова села на место мужа, то есть, получила подтверждение того, как её любил муж. В завершении работы была проведена беседа о необходимости отпустить умершего, проститься с ним навсегда. Светлана ответила на вопрос о готовности отпустить мужа согласием, затем спокойно сказала: «Прощай, я тебя отпускаю». Обратившись к клиенту в образе умершего с вопросом: «Готовы ли вы уйти? Хотите ли ещё остаться?», получили ответ, что «хочет уйти». После этого стул умершего был убран. Светлана была опустошена и спокойна. Клиентка продолжала работать в пространстве собственной психики и объяснила, что дело мужа продолжит его брат, а стихи, написанные в тетради и так не напечатанные, она опубликует в сборнике. Пережитая ситуация, по словам Светланы, научила её быть терпимей, самостоятельней, независимей, уважать личное пространство, прощать других. При проверке на экологичность, клиентка на вопрос: «Испытываете ли вы сильное чувство переживания, когда думаете о муже?», – ответила: «Я успокоилась». Далее, остановимся на примере из личного опыта. Мать, 29 лет. Смерть ребёнка – самое страшное, что может случиться в семье. Дима, 9 лет, жизнерадостный, коммуникабельный мальчик, лидер в классе, его рисунки печатали в детских журналах. Внезапно заболел онкологией, борьба за жизнь окончилась безрезультатно. Первая реакция матери после ухода из жизни ребёнка – мир замер, укор себе, что не все способы были использованы для спасения сына, появилось желание остаться наедине со своим горем. Апатия, безразличие к родным, ко всему, что окружает. И беспросветная тоска за тем, кого уже не вернуть. Переосмыслить и принять ситуацию помогла работа над собой, со своими воспоминаниями, позитивными мыслями, использование элементов арт-терапии, позитивной психологии, поддержка семьи и друзей. Жизнь матери получила качественное изменение. Итак, смерть близкого является большим горем для человека. Кроме того, это своеобразный толчок к переустройству и переосмыслению своей жизни. Для того, чтобы пережить утрату и вернуться к жизни, необходимо проделать важную внутреннюю работу. Это поможет выйти из зависимости от ушедшего, приспособиться к новым реалиям, принять ситуацию. В то же время, смерть близкого, являясь тяжёлым событием, сопряжённым со многими страданиями, имеет и положительную сторону. Так, золото, закаляясь в огне, становится чище, а человек, пройдя через горе, может стать лучше [1]. Таким образом, боль утраты связана с сильными эмоциональными переживаниями, которые нарушают внутреннее равновесие человека. Помощь психолога помогает клиенту не только найти себя и обрести спокойствие, но и, опираясь на результаты, выстроить свою дальнейшую жизнь наиболее благоприятно. Библиографический список
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|