|
Психологическая помощь замещающим семьям при риске отказа от приёмных (усыновлённых) детейАвтор статьи: Кузнецова Евгения Александровна
Оказание психологической помощи замещающим родителям в ситуациях риска отказа от усыновленных (приёмных) детей, представляет на сегодняшний день трудную и мало описанную в специальной литературе тему. И вопросов здесь намного больше, чем ответов. В чём специфика работы психолога? С чего начинать? Какую цель выбрать? Как отмечают психологи-исследователи из Санкт-Петербурга Семикин В.В. и Векилова С.А., проблема отказа от приёмных детей носит системный характер. Способность родителей жить и воспитывать приёмного ребёнка имеет прямую связь с такими факторами, как: психический статус самого ребёнка, социальный и психологический статус самого родителя, качество сопровождения процесса до и после усыновления (взятия под опеку и т.д.). И следуя законам системы, все факторы по значимости одинаково важны, и все влияют друг на друга. Поэтому очевидно, что основная профилактика отказов начинается ещё в тот момент, когда будущие родители (или как часто сегодня бывает – одинокий родитель) после окончания обучения в Школе подготовки замещающих родителей начинают заниматься «поиском своего ребёнка». И здесь многое зависит от работы специалистов. Предоставление кандидатам объективного анализа психического статуса ребёнка, исследование психологических и социальных характеристик усыновителя (мотивации, особенностей семейной системы семьи-усыновительницы и т.д.), качественное сопровождение процесса усыновления (доступное и своевременное) могут помочь создать крепкую базу новой семьи. Однако в реальности так бывает редко, и специалисты служб сопровождения чаще встречаются с семьями уже в ситуации кризиса. На момент обращения дети проживают в семье не менее 2-3 лет (первичная адаптация закончена), выясняется, что процесс подбора и принятия ребёнка в семью в своё время проходил стихийно, сопровождения ранее не было. Обращения к частным психологам также происходят уже «по факту» наличия острой ситуации. Конфликты и непонимание длились давно, но как отмечают родители «думали, что время всё исправит». Низкая учебная мотивация или её отсутствие, конфликты со сверстниками, кровными детьми родителей, отказ выполнять правила жизни, принятые в семье и многое другое, расшатывают взаимоотношения. И не всегда это дети подросткового возраста, от которых взрослые иногда даже ждут проявлений негативизма. Нередки обращения с младшими школьниками 8-10 лет. Поэтому, несмотря на жизненную историю семьи, психолог должен работать с ситуацией в том виде, как она есть. Так как за консультацией в основном обращается родитель, всё-таки видится очевидным начать работу с прояснения его запроса. Начало консультирования должно быть направлено на личность самого родителя. Важно эмпатийно поддерживать такие аспекты его переживания как физическое и эмоциональное самочувствие, в определённой мере разделять тревогу, но в тоже время быть достаточно нейтральным, не обвиняя и не «сливаясь» в полном понимании всех трудностей. Возможно рассмотреть историю семьи родителя, сделать генограмму, которая поможет ей или ему в некоторой степени отстраниться, посмотреть на свою жизнь более осмысленно и глубоко, понять взаимосвязи. Таким образом, главная задача первой встречи (или серии встреч) - оказание доступной и безоценочной поддержки, независимо от того – какие дальнейшие планы в отношении ребёнка озвучивает родитель. В тоже время необходимо донести мысль, что ребёнок – прежде всего ребёнок и поступает определённым образом не умышленно «на зло» родителю, а не умея проявить себя иначе. Здесь, конечно не идёт речь о детях, имеющих психопатологии развития. Иногда вместе с психологом уместно вспомнить жизненный путь ребёнка до «новой» семьи, пережитые им психологические травмы и их влияние на то, каким он стал. Можно разобрать трансформацию мотивов принятия и воспитания ребёнка: как это было тогда и как это видится сейчас. Несоответствие ожиданий и реальности часто является провокационным запускающим механизмом нарушения взаимоотношений, который родителю трудно распознать без помощи специалиста. Необходимо отметить, что такие психологические интервенции лучше делать через несколько вводных встреч. При диагностировании достаточной мотивации на возможное разрешение кризиса дальнейшие консультации могут иметь несколько направлений. Например, привлечение других членов семьи или друзей, в качестве ресурса способного поддержать родителя, разделить с ним трудности. Подобным образом работает и технология «Группа ответственности», которая может быть реализована специалистами сопровождения семьи. Возможность собрать за одним столом ближайшее окружение семьи, классного руководителя ребёнка, представителя Органов опеки, команды сопровождения, для обсуждения возможной поддержки семьи, может помочь отчаявшемуся родителю почувствовать себя не одиноким. Отсутствие явной положительной мотивации, стойкое нежелание посещать психолога, информирование, что в ближайшее время планируется написание заявления об отказе от ребёнка в Органах опеки, свидетельствует о необходимости изменения вектора психологической работы. Так, в Социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних есть возможность временного стационарного размещения ребёнка с целью снятия острого напряжения и возможности реабилитационной работы с семьёй, направленной на налаживание детско-родительских отношений. Хотелось бы отметить, что к такому варианту стоит прибегать в крайних случаях. Даже временное оставление ребёнка в государственном учреждении, может быть расценено им как «очередное предательство» и восстановление эмоционального контакта с родителем будет значительно затруднено. Наравне с индивидуальным и семейным консультированием родителя (родителей) равноценным направлением может стать индивидуальная работа с ребёнком. Диагностика его личностных психологических особенностей, причин нарушения поведения, эмоциональной привязанности к родителю важна для выстраивания линии (если хотите плана) по восстановлению взаимоотношений в семье. Практика автора показывает, что в данной работе большую роль играет успешное налаживание контакта в паре «психолог – ребёнок», использование в качестве рабочего инструментария не бесед с профилактическим уклоном, а, например, методов игровой и арт- терапии (использование популярных настольных игр, ассоциативных метафорических карт, рисования, песка и т.д.). Индивидуальное внимание к личности ребёнка помогает и ему раскрыться и психологу понять мотивы деструктивного поведения. В дальнейшем совместные занятия членов семьи становятся основой для выстраивания новых отношений. Часто от индивидуальных консультаций до начала семейных встреч проходит довольно много времени и это обоснованно. Готовность родителя и ребёнка взаимодействовать не так, как раньше, не всегда совпадают. Иногда дети меняются значительно быстрее, чем установки их родителей. Мотивация замещающих родителей, включение всех членов семьи в психологическую работу, комплексная поддержка семьи специалистами – необходимые условия для благоприятного прогноза в налаживании семейной коммуникации и сохранения семьи для приёмного ребёнка. Список использованной литературы: 3. Семикин В. В., Векилова С. А. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновлённых и приёмных детей: вторичное сиротство. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 7. – М.: СВИВТ, 2013. – С. 81-85. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|