Мама, поиграй со мной!


Как часто вы слышите эту просьбу от своего ребенка?

А как вы с ним играете? Уже не слышите? Уже не просит? Почти не играете?


Если итогом прочтения этой статьи будет то, что вы сегодня предложите вашему ребенку ввести в ваше общение время, посвященное только ему, то я поздравляю вас с началом развития по-настоящему близких, любящих, доверительных отношений!

Мама поиграй со мной

Для чего необходимо ввести это Особое Время для ребенка? На консультациях я задаю родителям простой, можно сказать, риторический вопрос:

- Вы любите своего ребенка?

- Да ну что вы, конечно! Иначе зачем бы мы сюда пришли? – не задумываясь отвечает мама.

- А как ваш ребенок понимает, что вы его любите?

-…?

А действительно, как? Вспомните себя маленькой девочкой и мальчиком.

Как ваши родители показывали, что они вас любят?

А чтобы вам хотелось, чтобы они делали?

Задайте этот вопрос своему ребенку (детям). Как ты понимаешь, что я тебя люблю? А что я должен делать, чтобы ты понял, что я тебя люблю?

Взгляните на ваше общение с ребенком дома со стороны.

Как это происходит? Где находится он? Где вы?

Чем занимается он? Чем занимаетесь вы?

Сколько времени вы уделяете только ему (не говорите в это время с другими, не занимаетесь при этом другими делами, не думаете о своих проблемах)? Сколько он получает вашего внимания?

На самом деле многие дети говорят, что родители их не любят, потому что не уделяют им внимания и не играют с ними. Заметьте, что детям важно именно внимание, а не покупка новой игрушки. Вы знаете, что есть состоятельные семьи, в которых дети могут иметь любые игрушки и вещи, но при этом улетают в зависимости только потому, что не получали настоящего внимания от родителей и искреннего интереса к их личности. Существует мнение специалистов, основанное на опыте многолетнего консультирования семей, что если ребенок в семье имеет возможность свободно играть, имеет хороший контакт с родителями, и его потребность во внимании удовлетворяется, то риск возникновения у него любого вида зависимости стремится к нулю!

У многих мам складывается субъективное обманчивое ощущение того, что она и так очень много времени проводит с ребенком. Да, физически они могут быть рядом. Но на эмоциональном уровне взаимодействия мамы нет. Она может задавать формальные вопросы, делать замечания, осуществлять действия по уходу за ребенком, но на просьбу ребенка побыть с ним рядом она почти всегда дает отказ, объясняя это более важными делами. Но что может быть важнее любящих близких отношений между мамой и ее ребенком? Итак, первое, что дает введение Особого Времени для ребенка – это удовлетворение потребности во внимании и любви.

Каким образом проводится Особое Время? Вы говорите своему ребенку, что теперь вы можете уделять ему внимание в течение, например, 40 минут в определенное время определенное количество раз в неделю. Продолжительность и частота встреч будет зависеть от возраста ребенка, от ваших временных и физических ресурсов. Посвящать даже 40 минут ребенку каждый день для многих взрослых – это тяжело и физически, и эмоционально. Я думаю, эти организационные моменты вы отрегулируете по мере практики. Важно, чтобы ваш ребенок знал, что в такой-то день, в такой-то час, вы обязательно будете с ним. Поэтому с вашей стороны необходимо держать слово. Если вы договорились с ним об Особом Времени в четверг в 18.00., то уже не можете передумать, сославшись на усталость или более важные дела. Это подрывает доверие ребенка к вам, которое потом будет очень трудно восстановить.

Дальше вы обговариваете условия вашего взаимодействия в это время. Вы говорите, что можно делать все, что не наносит ущерб ему, вам, мебели и другим вещам. Например, если в игре ребенок начнет драться или ломать вещи, имея естественную потребность в разрядке агрессии, то это недопустимо, так как нарушает ваши права на безопасность. Можно, например, биться подушками, но не по голове.

Следующее, что вы говорите ребенку, звучит так: «Ты сам решаешь, как ты будешь использовать свое время». При такой постановке вопроса ребенок будет иметь возможность самому распоряжаться своими желаниями. Он может сам решать, чем он хочет заняться, как и во что играть. Ваша задача – просто следовать за процессом, ни что не вмешиваясь, ничего не контролируя, ни чем не управляя, не пытаясь направлять игру ребенка. Не допускается критика действий и игры ребенка. Не допускается отказ играть по правилам ребенка, если это не нарушает принципы безопасности. Ни в коем случае нельзя прерывать игру до окончания отпущенного времени.

В начале практики Особого Времени ребенок может действовать как угодно. Далеко не все дети с радостью кидаются играть в долгожданную игру с мамой. Некоторым детям нужно время, чтобы привыкнуть к новому способу взаимодействия. Некоторым детям нужно удостовериться, что это действительно правда, и он действительно сам может выбрать, чем заниматься, и что мама действительно будет следовать за игрой, а не диктовать свои правила. Кто-то может просто промолчать целый час и просидеть, казалось бы, бездействуя. На самом деле, это не так. Внутри кипит работа по установлению непривычного контакта в отношениях. Не стоит торопить ребенка и отдавать команды: «Очнись!», «Давай уже быстрей думай!» и т.п. Пусть ребенок действует в своем темпе и так, как захочет. В конце, концов, это его время. Особое Время для ребенка позволяет ему учиться самому принимать решения, касающиеся его жизни. А вы через это учитесь передавать ему ответственность за те сферы жизни, за которые он способен отвечать сам, без вашего контроля.

Теперь ваша задача – не просто следовать за игрой, но с восторгом и энтузиазмом откликаться на все его предложения:

- Ух, как здорово ты это придумал!

- Вот это да! Никогда я еще не сталкивалась с таким воображением!

- Сколько у тебя силы (храбрости, доброты, ума и т.п.)!

- Отличное решение!

- Какой ты талантливый, способный, творческий!

- Как это хорошо у тебя получилось!

Такой позитивной обратной связью вы не только поощряете ребенка к игре, но и повышаете у него чувство собственного достоинства, самоценности, самоуважения. Помимо этого вы позволяете ребенку развивать его творческие способности. Вскоре вы заметите, что выбор ребенком игры не случаен. Он проигрывает те ситуации, которые его тревожат, волнуют, которые вызывают в нем чувства, требующие разрядки. Например, 3-хлетняя дочка в роли воспитательницы в детском саду заставляет маму в роли непослушной девочки съедать манную кашу. Мама при этом преувеличенно боится злую воспитательницу, дрожит от страха, умоляет не кормить ее этой противной кашей. А через несколько таких проигрываний по ролям в Особое Время страх уходит, и девочка теперь не плачет по утрам, направляясь в детский сад, и там ее больше не тошнит при запахе кухни.

Во время игры  ребенок спонтанным образом разряжает любые чувства: страх, агрессию, горе, физическую боль. Разрядка происходит в движении через крики, плач, смех. Вы знаете, что делают дети во время школьной перемены. Они бегут и кричат. Дети это делают не потому, что не слушаются взрослых или плохо воспитаны. Так реализуется потребность в разрядке накопившихся во время уроков чувств и напряжений. Разрядка чувств ребенка во время игры настолько целебна, что регулярно практикуя Особое Время с ребенком, мамы замечают, что уходят симптомы неврологического, невротического характера. Ребенок престает испытывать мышечные спазмы, исчезают нервные тики, он перестает грызть ногти, пропадает энурез. Исчезают также симптомы психосоматических заболеваний: астмы, аллергии, головные боли, симптомы, связанные с нарушением работы той или иной системы органов. А всего-то нужно выделить несколько часов в неделю просто для того, чтобы поиграть со своим ребенком!

При этом вы не только отдаете свое внимание и любовь ребенку, но и сами начнете получать огромное удовольствие и энергию от этого творческого общения, а также ответную любовь, радость и благодарность вашего ребенка. Не откладывайте на потом этот эксперимент! Начните прямо сегодня! И тогда прямо сегодня вы откроете для себя что-то новое в вашем общении.

Подробно о том, как использовать игру с ребенком с целью восстановления его эмоционального состояния я описала в Практическом руководстве по Восстанавливающей игре с ребенком "Мама, поиграй со мной!"

Юлия Данилова, детский и семейный психолог.



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Особое время" для ребенка
  • Как не доконать своего ребенка во время ЕГЭ
  • Как научить ребенка организовывать свое время?
  • Серебряное время ребенка или как воспитать радость бытия
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Как научить ребенка понимать время?
  • Как поддержать ребенка во время учебного года.
  • О важности зрительного контакта с ребенком во время кормления.
  • Как маме с маленьким ребенком найти время для себя (лайфхак от психолога)
  • Где маме с ребенком взять время?
  • Время лечит, главное не умереть во время этого лечения
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • В какое время лучше заниматься вашему ребенку?
  • Почему ребенок падает на пол во время истерики и что делать?
  • Чем в свободное время занимается мой ребенок?
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Время жить 8...Чтобы получить энергию, ее нужно тратить!
  • Реальность жизни - время жить и время умирать
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • "Время для ребенка"
  • Что делать, если время уходит, а вкус жизни еще не распробован?
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Когда ребенок все время болеет. Немного о причинах детских психосоматических расстройств.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь