Почему мы хотим, но не делаем

Автор статьи: Новикова Екатерина

          Когда один очень близкий человек предложил мне написать статью на тему "стояния" личности на месте, застывания в мертвой точке построения  планов без их реализации,  переходящих каждый день в "завтра", "на днях", "скоро", вспомнилась фраза из известного мультфильма "Живу я, как поганка, а мне летать охота…"

           Да, тема очень распространенная – вопросы потребностей, мотивации, выученной беспомощности…Чтобы разобраться, что все таки происходит,   почему мы не делаем, а только думаем о том, что надо делать,  мне кажется,  важно определить, действительно ли это – мои цели, или чьи –то чужие, на самом деле мое "Я" хочет того, к чему стремлюсь, или это -  навязанное кем то извне, зафиксированная установка на полубессознательном уровне,  мнение кого то из значимых близких или авторитетных личностей, или даже ценности общества, современного мира и принятые за свои собственные... То есть, если я буду это иметь, значит, я буду похожим на них, и тогда реальность будет определена, тогда будет все понятно, со мной все ок – примерно такой подтекст живет в подсознании в этом случае. На самом же  деле так происходит по причине незнания себя, неумения слышать себя, некоего отчуждения от своих истинных потребностей и желаний. Корни этого явления находятся в детстве, на этапе развития автономии, между тремя и шестью годами. Важно, чего получает в это время развивающаяся личность в большей мере – готовых решений со стороны "всезнающих" взрослых, критики попыток самостоятельности в любых ее проявлениях (от желания выбрать определенный вид мороженого до разрешения ребенку находится в актуальном эмоциональном для него состоянии, ведь позволить человеку переживать то, что он переживает в данный момент, отнестись с вниманием и принятием к нему и его чувствам – также является подтверждением независимости и уважения к личности) или поощрения исследовать окружающий мир, возможность высказывать свою точку зрения и быть, по крайней мере услышанным, а не сраженным словами: "Ты еще маленький, раз я тебе сказал/а,  значит, я лучше знаю, я ведь взрослый/я…" Так формируется доверие к собственному мнению, умение слышать себя и действовать согласно своим интересам или, наоборот, недоверие к себе, бессознательное стремление учитывать интересы других,  быть удобным для окружающих и быть похожим на них,  воспринимая это за свои истинные желания…И тогда, часто бывает, что такой человек вообще не знает, чего он хочет, затрудняется в выборе целей, берется за одну, начинает делать, а энергии нет, чтобы довести до конца, потому что на самом деле его "Я" не хочет этого и проявляет сопротивление в виде апатии. В большинстве случаев (подчеркну, не всегда), это, можно сказать, сигнал для человека о том, что движется не в своем направлении и необходимо пересмотреть цели и желания и найти среди них свои, настоящие.

        Вторым важным моментом в недостаточном упорстве человека в реализации своих планов, на мой взгляд, является неумение разделять потребности и желания. Потребности – это то, что необходимо человеку, а желания – то, без чего можно обойтись, но это может казаться очень важным, и в то же время недостижимым в данный момент, что и приводит к блокировке активности, возникновению внутреннего конфликта. Например, кто – то мечтает выучить иностранный язык (написать диссертацию, начать заниматься в спортзале и т.п.). Если это будет истинной потребностью личности, то особых трудностей в реализации задуманного не возникнет – дело делается, т.к. потребность вызывает мотив, мотив является той двигательной силой, которая и помогает человеку не стоять на месте. Далее – происходит по схеме потребности – мотив – цель – действие – результат. Если потребность подменяется желанием, например, выучить иностранный язык, чтобы производить более благоприятное впечатление на окружающих, или даже для повышения зарплаты – это не будет являться истинной потребностью – знать иностранный язык,  ощущать "вкус" от знания, и в этом случае может возникать ступор – человек хочет, чтобы его желание осуществилось, но не получает не самом деле удовольствия от процесса достижения результата.

       Третьей составляющей является то, как человек встречает и реагирует на трудности (то, что субьективно воспринимается, как трудность). Выделяют два типа реагирования – стенический – сильный, напористый, в какой то степени агрессивный – по принципу "не хочется, но - надо, эмоции в сторону", и гипостенический – слабый, отличающийся повышенной эмоциональностью, неуверенностью в своих силах, уходом от борьбы…И третий, промежуточный – смешанный – проявляется как сильным, так и слабым реагированием. В зависимости от настроения и состояния личности. Как правило, смешанным типом реагирования наделены эмоционально лабильные личности. В формировании типа реагирования играет роль и тип нервной системы, воспитание, пример взрослых, собственный опыт, самооценка…

      Стоит вспомнить также о том, что эмоционально – волевая сфера в структуре личности находится на одном уровне с психическими познавательными процессами. Т.е., если человек учится доступным ему способом контролировать свои эмоции, заставлять себя делать не только то, что приносит удовольствие, формируется такое качество, как эмоциональная зрелость. Интеллектуальное развитие, обучение, самообучение улучшает психические познавательные процессы (мышление, память, воображение и т.п.), что помогает "уравновесить" оба полюса данного уровня – эмоциональную и рациоанальную части, формирует умение "взять себя в руки", отложить эмоции и сделать то, что не хочется, но что необходимо в данной ситуации – к примеру, вспомним тот же иностранный язык…

       И последнее – лень  - матушку никто не отменял. Существует мнение, что лень – это хорошо, это умение расслабиться и отдыхать…Но не напрягаясь, как можно получать удовольствие от отдыха? Для человеческой личности это – неестественное состояние, находится все время в каком то киселе комфорта и обездвиженности…Конечно, все люди отличаются по степени активности и потребности в действиях, но для каждого существует свой оптимальный уровень напряжения, который человек может переносить без ущерба для собственной личности, помогает сохранять жизненный тонус и способствует развитию.   

       Лень – недоразвитость волевых качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости…Существуют несложные способы развития воли:

  - во первых, представьте себе себя через год, в случае, если Вы реально поступаете так, как сейчас с тем, что хотите сделать (не делаете ничего). Честно признайтесь себе, нравится Вам то, что Вы видите? Если все таки больше не устраивает, чем удовлетворяет, подумайте и запишите: на какие этапы я могу эту цель разделить? Что я могу делать каждый день для этого реально? Кто мне может помочь в этом? Придумайте систему поощрений – за каждый выполненный пункт награждайте себя чем – нибудь (кто что любит- шоколадка, поход в кино и т.п.). Это будет способствовать позитивному подкреплению нового поведения, привязки к нему  положительных эмоций, что само по себе уже придает силы.

- перестаньте себя критиковать и ставить все новые цели: "вот, завтра я сделаю то то и это"…потому что приходит завтра, Вы снова бездействуете, и от этого еще больше разочаровываетесь в себе, это, в свою очередь, вызывает негативные эмоции, происходит негативное подкрепление поведения, и Вы ходите по замкнутому кругу..Вместо этого позвольте себе не хотеть делать то, что Вы хотите себя заставить сделать. Подчеркиваю, разрешить просто не хотеть, а не разрешить не делать и остановиться. Просто допустить то, что да, я вот такой ленивый, ничего не хочу, но это – только часть меня, я не весь такой. Я буду так лениться, как никто на свете, все будут удивляться и не поверят, что это я…Это прием доведения до асбурда и метод парадоксальной интенции – как только Вы перестаете фиксироваться на чем то, позволяете ему быть, оно теряет силу…

 - Почитайте афоризмы, крылатые выражения, пересмотрите любимые фильмы, выберите из них ключевые слова, которые могут помогать Вам, побуждать к действию. Для меня в свое время стали актуальными, да и  сейчас остаются слова Антуана де Сент Экюпери: "Смысл жизни в том, на что она была потрачена", Зигмунда Фрейда "Единственный человек, с которым Вы должны сравнивать себя – это Вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого Вы должны быть – это Вы сейчас", фраза из фильма "Цирк "Баттерфляй", сказанная инвалиду в ответ на то, что он никому не нужен и жизнь его кончена "Ты сам в это поверил".

      Верьте в себя и в свои возможности! "Сбыча мечт",  зависит только от Вас самих, и на процентов 15 – от обстоятельств…             



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Что такое, на самом деле "Любить себя"?!
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь