Христианская психология. Миф для одних, реальность для других.

Для меня попытки некоторых людей, провозгласивших себя православными психологами создать "христианскую психологию" это - всего-навсего показатель того, что спекуляции на духовную тему сейчас в моде. Что поделаешь, когда одни психологи отдаляются от научных фактов и теорий, занимаясь только "искусством", поскольку, по их представлениям на практике "все субъективно", а другие - грубые материалисты, безуспешно ищут какие-нибудь нейроны сознания. 

Словом, все смешалось и не каждый специалист приходит к пониманию того, что не все измеряемо, и не все объективно (имеется в виду, не все можно пощупать руками и попробовать на вкус), но это не значит, что критерии оценки эффективности психокорекции или психотерапии каждый раз субъективны - Карвасарский и Ялом со своими разработками по этому вопросу, извините меня, не мыльные пузыри, которые так просто лопнуть. Иначе, если все и правда субъективно, можно задаться вопросом - как они выясняли эффективность собственной практической работы? Положительная динамика конечно, важна в каждом отдельном случае. И при этом, нельзя опираться только лишь на свое восприятие или самочувствие клиента: субъективно он может чувствовать себя лучше, а объективно, его состояние может ухудшаться. Однако, я склонен полагать, что т.н. христианская психология это, как раз, тот самый пузырь, который можно взорвать.

До сих пор не все понимают о чем говорят некоторые социологи, психологи, и философы-экзистенциалисты: что такое экзистенциальный переворот, в чем суть "духовной свободы", которую некоторые ошибочно трактуют как вседозволенность? Сдается мне, расхожее в определенных кругах "во что веришь то и есть" это, своего рода, переложение того, что подразумевают под духовной свободой на язык, понятный религиозному человеку.

Духовная свобода это - ответственное самоопределение себя в мире, переоценка личностных смыслов субъектом с целью быть в ладах с самим собой, целостной личностью, осуществляющей себя в мире. Иными словами - никто не хуже и не лучше, если осознает свои права на индивидуальность, и соглашается с тем, что и другие люди могут жить как им хочется. Но, как известно, хотеть не вредно. Поэтому, мы и упоминаем об ответственности за личный выбор человека перед самим собой, за понимание того, что у каждого поступка будут последствия. А где ответственность - там и ограничения. К которым, наверное, лучше всего относиться как к данности. Итак, современная личность осознает за собой право (и не всегда им пользуется) творить собственную реальность, формировать свое собственное, личностное, понимание мира, индивидуальное отношение к нему. И вроде бы все хорошо - ведь свобода. Но, хочет ли на самом деле каждый человек (тем более, атеистичный в традиционном понимании слова) брать на себя ответственность за такую свободу? Мы можем увидеть, что так случается не всегда. Все относительно. Универсальной таблетки для счастья нет ни у кого.

Эрих Фромм такое положение называл бегством от свободы. По сути, это, попытка заместить собственное "Я" с его потребностями и проявлениями покупкой вещей, клишированными разговорами, потреблением сверх-необходимого. В случае такого бегства каждый прибегает к своему финишу: одни начинают фанатеть от психоанализа, другие - от религии, третьи - от просмотра новостных телепередач. Сценарии и механизмы могут быть различны. Все это - лишь примерный набросок того, что может быть. Духовная свобода жить иначе редуцируется до ее антипода.

Так и, на мой взгляд, в христианской психологии: декларируемый отход от эгоизма в сторону христианских, высших, вечных (как минимум, не для всех так) ценностей это - вполне может быть на практике, всего лишь на всего отвлечение, децентрация внимания клиента от личностно-значимого на божественное. Полезно ли это для человека, пришедшего на прием к православному психологу? Кто знает. Вернее, узнать можно, сопоставив данные по этой модели психотерапии (модель ли это вообще?) с другими моделями. И, конечно, одного сопоставления для оценки мало. Но сейчас не об этом.

Упрощая, я могу сказать, что одни могут себе позволить искать смысл жизни самостоятельно, а другие заглатывают догматы Церкви, испытывая духовный голод. Человек духовной свободы осознает, что Бога может быть и нет, что он как субъект - может верить во что угодно, даже в самость, самого себя, - но по-жизни, эти его мировоззренческие установки и позиции необходимо перепроверять. Фанатично верующий (в крайнем случае, сектант) напротив, как бы привязывается к той картине мира, которая транслируется ему Церковью. У таких истово верующих нет выбора.

Раньше в Санкт-Петербурге я встречал тех, кто называли себя православными психологами. Теперь же все больше разговоров раздается о христианской психологии. Говоря за себя отмечу, что мне все было бы яснее, имей мы в виду священника с базовым психологическим образованием. Например, такой психолог-священник пошел в хоспис к терминальному больному. Почему нет? Очень даже кстати.

Христианская психология Миф для одних реальность для других

Но реальность этим примером не ограничивается. На деле некоторые психологи самостоятельно называют себя "христианскими" или "православными психологами", поскольку не имеют соответсвующего образования. Все это позволяет полагать, что христианская психология как психология - в худшем случае пустышка, а в лучшем - разновидность экзистенциальной психологии, которая в строгом смысле слова не является самостоятельным психологическим направлением, школой. Об этом, не кривя душой, пишут Дорцен, Мэй и другие. Вероятно, лишь Франкл не отдалился от научной методологии, и, прожив интересную и сложную жизнь сообщил нам, что нет универсального смысла жизни, и каждому нужно находить свой собственный самостоятельно. И все же, скорее, христианская психология подобна кукле в сравнении с живым, неделимым на части человеком.

Поясню: если так дальше пойдет, появится мусульманская психология, и еще какая-нибудь религиозная, а затем, каждый ее представитель начнет тянуть одеялко на себя. Мол, "все субъективно, Бог есть любовь, но мой Бог лучше твоего". Наконец, христианская психология абсурдна как наука, поскольку существование или отсутствие Бога нельзя доказать или опровергнуть. В него можно только верить. И это, для одних - хорошо, а для других - повод организовать крестовый поход, с целью поработить нравственное ядро личности. К тому же, можно сказать, что некоторых аддиктов удобно пересадить с "влечения к алкоголю" на "влечение к богу".

Разумеется, я сейчас нарочно гиперболизирую, дабы острее высветить недостатки подхода, слава богу, находящегося пока в зачаточном состоянии. А недостатки, кроме вышеотмеченных в этой статье, я озвучу в виде вопросов к христианским психологам:

- Как Вы планируете организовать профотбор христианских психологов? Будет ли он вообще?
- Как Вы будете вести себя с теми людьми, которые не хотят приобщаться к Христу?
- Что Вы будете делать с теми специалистами по христианской психологии, которые могут навязывать свои взгляды на жизнь клиенту? 

Я могу предположить и принять, что религия выполняет мощную терапевтическую функцию для ряда людей, а при помощи веры можно проработать страх смерти. Но также не требует доказательства и тот факт, что не каждый психолог - специалист. Если сказать более отчетливо - идиоты есть в каждой профессии. Священник священнику рознь. Например, я нашел в продаже книгу священника, под названием "Три Слова в Психологии". К психологии она имеет самое косвенное отношение, зато, переполнена предрассудками, типа:

«ведь не секрет, что в учебных заведениях
потерявшие разум педагоги уже без стеснения внушают учащимся ложную мысль о «полезности» для здоровья беспорядочного внебрачного секса» ([1], с. 119-120).

Добавлю, что по жизни знаю духовных и при этом атеистичных людей, весьма нравственных; а еще, знаю лесбиянку, которую нехорошими словами и морализаторством осудил и отчитал "православный психолог" из Питера, причём, священник. За то, что она занимается сексом с девушками, а не с мальчиками. Уродилась такой, грешница...

Вы уж простите, но, боюсь, иногда только молиться и остается. В том случае, когда психологию смешивают с софистикой, дабы популяризировать религию под соусом псевдонауки и стремления к духовному просветлению.

P.S. Нашел интервью с политологом: http://lenta.ru/articles/2015/09/01/karaganovint/

Список использованной литературы:

1. Георгий Михайлов. Три слова в психологии. // Санкт-Петербург:
Издательский Дом «Русская Симфония», 2010. – 280 c.



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Я для себя" - что это?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Чем опасно обманывать себя? Ведь так все " хорошо"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Хочу родить для себя, но боюсь. Что делать?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • статья - интервью "Работает все, во что ты веришь..."
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь