|
Жизненный сценарий. Трансформация.Автор статьи: Трохалина Катрина Евгеньевна
Есть такая не навящивая штука - сценарий жизни. Сидит он в голове, очень далеко, но при этом очень многое определяет. Предлагаю с ним соприкоснуться, выявить, познакомиться, и если это необходимо - изменить. Сценарий жизни – это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли. Это алгоритм, в соответствии с которым мы выстраиваем свою жизнь и отношения с другими людьми и самими собой. Откуда берется этот план? 1. Мы Сами усваиваем его исходя из родительского опыта (добровольно). Жалко дочке милого, доброго папу алкоголика, которого подавляет мать. Девочка вырастает и всячески старается любить и поднимать и вытаскивать из всех возможныхситуаций любомого человека - алкоголика (или имеющего схожие проблемы наркомана, игромана) 2. Родители или др. важные для ребенка люди транслируют, вдавливают, внушают сценарий (насильно). Родители транслируют ребенку свои несбывшиеся мечты и желания. Мать вышла замуж по любви и всю жизнь мучилась с мужем-неудачником, поэтому дочь должна найти себе богатого мужа. Активатор - мать. «Призыв» родителей к ребенку с требованием воспроизвести их жизненный путь, делая все, как они. Тем самым родители утверждают свои жизненные ценности, доказывают самим себе правильность собственного выбора, а ребенок, согласившийся с таким сценарием, становится заложником их плана. Ключевые фразы неоднократно вбиваемые в голову - «ты должен быть лучше всех», «большие мальчики не плачут», «никогда не смей так говорить», «хватит скакать», «не умничай». Некоторые послания передаются невербально (мимика, жесты, интонации), но они тоже имеют большое значение. 3. Психологическая травма в детстве или подрастковом возрасте. Она становится точкой притяжения для построения определенной судьбы. Под травмой я имею ввиду не только действительно драматичные события, но и фразы, или моменты жизни, простые по содержанию, но оказавшие очень сильное впечатление на ребенка. Из ситуации в которой ребенок был жертвой (агрессивного поведения родителей, их безразличного отношения, арессии сверстников, секс.насилия) вырастает взрослый - играющий противоположную роль (замещение травмирующей роли) 4. Заимствуем из сказок (былин, историй, книг и т.п.) В сказке принц спасает любимую из лап дракона, они счастливы, дракон убит. Переносим в реальность - девушка страдает от прошлых отношений, ее преследует бывший (которому она сама же дает надежду). Схватка с новым молодым человеком определяет чей трофей. В конце истории девушка в руках благородного рыцаря, обнимает его на больничной койке, и награждает за победу поцелуем. Она спасена, дракон повержен, и исчезает в неизвестном направлении. Сколько сказок, столько и сценариев на выбор, со счастливым концом, или не очень. 5. Заимствуется положительный или негативный сценарий другого (случаи из реальной жизни, и вымышленные истории кино, театра). С важной пометкой - то что сценарий сработал на позитив у одного человека, не значит что сработает и у вас. То, что привело к трагедии в одной истории, возможно кончится счастьем при слегка других обстоятельствах. Простой пример, девочка видит что девушка ставшая моделью - благополучна, окружена красивыми вещами, интерьерами, обеспеченными людьми, путешествует по миру и обладает прочими благами. Переносит сценарий на свою жизнь и готова на все чтобы стать моделью, чтобы перенести остальную картинку на свою жизнь. 6. Возможны вариации приобретения сценария не описанные здесь, так как процесс его построения творческий и оригинальный как сама жизнь. Как выявить в своей жизни сценарий? Вариант №1. Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову. Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Опишите последнюю сцену. Чем заканчивается ваш сценарий? Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию. Вариант №2. Задумайтесь о своем сценарии. Возможно погрузиться вам поможет расслабляющая музыка, ароматические индийские палочками или свечи. Представьте какие-то образы и ощутите связанные с ними чувства. Возможна работа в паре или в группе. Используйте краски и бумагу, вы можете изобразить картину, начните с легких штрихов, и дайте рукам свободу. Расскажите самому себе, или партнеру, о том что за картина перед вами, что там происходит и с кем? Кто главный герой, какой он? Образ может быть метафоричным или очень конкретным. Удобно ли главному герою в этой картине, что он чувствует, нравится ли ему эта история, которая с ним происходит? Что он хочет изменить? Представьте себя полным силы изменить картину если она вам не нравится. Изобразите еще одну и продумайте что происходит в ней? Что изменилось? Как теперь чувствует себя герой? Данное упражнение можно делать обдуманно и не за один день. Может быть даже не за один месяц. Свои работы вы можете обсудить с психологом и с арт-терапевтом. Вариант №3. Напишите рассказ, сказку о себе. Какая она, кто в ней главное действующее лицо? Вы сами или предмет, существо? Чем оно похоже на вас? Какими качествами обладает? Комфортно ли ему в этой истории? Какой у нее конец? Устраивает ли вас эта история, какие чувства вы испытваете в конце к главному герою? Что хотите изменить? Затем изменяйте, действуйте. Но осторожно, не торопясь, ведь вы имеете дело с вашим сценарием. Иногда не сразу понятно откуда берутся негативные элементы и их не просто убрать. А иногда и невозможно, если самому человеку комфортно в неблагополучном сценарии. Действительно, есть люди, которые комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это их личный выбор. Например, человек, которому «не везет», которому «мешают», всегда найдет у окружающих сочувствие. Жена, которую бьют, а она терпит, собирает тонны искреннего сочувствия у окружающих. Она жертва, а муж - негодяй, агрессор. Дети тоже жертвы, но ради них все это длится дальше с полной отдачей. Трансформируем В анализе работы вам помогут вопросы из "Варианта №1". Если вы решаете изменить сценарий, отправьте запрос внутрь себя на изменение, что говорит вам ваш внутренний мир? Поддерживает или он еще не готов, что ему мешает? Что вы выбрали: быть побежденным или победителем? Снять сценарную программу можете вы сами, терапевт, и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому спортсмену: «Ты сможешь!». Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание, что и как вы повторяете своему ребенку, или самому себе. В сценарии двигатели - полученные от родителей и других важных людей - послания. Исследуйте их. Нарисуйте свою сценарную матрицу. На листе бумаге оставьте место для названия сценария в котором вы сейчас находитесь и его описания. Затем напишите список приказаний (посланий) переданных вам родителями. Изучите их на адекватность и соответствие вашей реальности в который вы живете "здесь и сейчас". Естественно, что вам была передана и куча хороших посланий и возможно исследование основных из них так же дополнит вашу картину. По каждому делаем следующий анализ. Приказание, посыл (его содержание). От кого он исходил (отец, мать)? В какой форме и при каких обстоятельствах это происходило? Что в было в чувствах, мыслях, теле, и какие выводы сделали вы сами (каждый параметр рассматриваем в аспекте времени "тогда и сейчас")? В соседнем столбце вы можете вписать это послание без изменений или можете изменить его так, как вы сейчас считаете правильным. Если вы не можете выявить послания, или чувствуете, что упускаете что-то важное оставьте пока место свободным. Вернитесь к сценарию который вы воссоздали из своего внутреннего мира. Используйте ваше мышление и интуицию для выявления связей между этими данными и информацией в матричной таблице. Возможно после того как вы проанализируете свои послания и адаптируете их, вам легче будет составить новый план. Если вам интересна эта тема, вы можете глубже изучить факторы работы сценариев в работах Эрика Берна, обсудить работу с близкими вам людьми, или гулбоко проработать ее на сессиях с психологом.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|