|
Мама, дающая жизнь и питание.Автор статьи: Имтосими Наталья Анатольевна
Известна притча о том, как молодая мать пришла к мудрецу и спросила «когда мне следует начать воспитывать своего сына». «А сколько ему?» - спросил мудрец. «Один год». «Тогда ты опоздала на один год и девять месяцев» - последовал ответ. Так как же это «воспитывать»? В этом слове есть корень «питать». Питание – это не только полезные витамины, минералы и прочее. Кроме заботы о естественном, есть еще и то необходимое питание, от которого растет и зреет личность. Понаблюдайте за детьми. У одних светятся глаза, они полны энергии, общительны и любознательны, другие – потухшие, зажаты и неуверенны. Одних насыщают энергией, жизненной силой, у других отнимают эту силу и делают ослабленными. С одной мамой ребенок расцветает и набирается сил, а с другой чахнет и угасает. Ежедневно общаясь с ребенком, как говорит известный российский психолог В.В.Столин, мать «надевает» на своего ребенка своеобразную «психологическую одежду», которая состоит из слов, интонаций, прикосновений, действий и поступков. Мама создает либо позитивный («Ты — хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится»), либо негативный эмоциональный фон («Ты — хуже, чем мне бы хотелось», «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Если ты будешь таким, как я хочу, тебе будет хорошо»), который будет влиять на жизнь ребенка всю последующую жизнь. В сотканной мамой «одежде» ребенок либо хорошо относится к себе, положительно принимает себя («Я уважаю себя, потому что я — Человек»), либо отвергает, мечется и мучительно сомневается в собственной самоценности («Я хуже всех», «Мне не за что себя уважать»). Но, пожалуй, наиболее сложным испытанием для ребенка, когда высказывания, обращенные к нему положительные, а действия и поступки – отрицательные. Прочитав «правильные» книги по воспитанию, мама может долго и красноречиво рассказывать ребенку о том, какой он хороший и как она его любит, но если при этом ее взгляд холодный и отстраненный, а голос чужой, без теплых, ласковых интонаций, то такое неоднозначное отношение значительно тормозит его личностное развитие. Впоследствии он не может найти себе места между определениями самого себя: «Какой я — хороший или плохой? Умный или глупый? Сильный или слабый?». Внутренне он стремится построить свой позитивный портрет — хорошего, умного и сильного, но, не получая поддержки и подкрепления со стороны матери как человека, наиболее значимого в этот период его жизни, сомневается в своем движении и останавливается, не вылепив из себя ничего конкретно-действенного и конкретно-самоощутимого. Особенно остро это ощущается в подростковом периоде, когда подросток не может выстроить свой «Образ Я», так и оставшись неоформленным «куском» пластилина, поддающимся любому внешнему воздействию. Есть вероятность, что в будущем он также будет метаться в отношениях с другими значимыми людьми: стремиться к эмоциональной близости в отношениях с ними и одновременно испытывать страх перед возможностью иметь с ними эмоциональную близость, — такое «замкнутое кольцо». Он будет принимать и одновременно отвергать себя самого, желать и одновременно бояться своего партнера, всеми силами своей души стремиться любить и быть любимым, но также активно может сознательно или неосознанно избегать близких и устойчивых отношений, испытывая непонятную тревогу и необъяснимый страх. «Смерть и жизнь - во власти языка» - заметил мудрый Соломон,- и любящие его вкусят от плодов его». Воспитать, повторюсь, от слова «питать», так давайте же будем давать нашим детям только полезную для их души пищу, и вы обязательно вкусите прекрасные и добрые плоды. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|