«О, спорт! Ты – Мир!», слова Пьера де Кубертена, инициатора организации современных олимпийских игр. Спорт – особый пласт культуры человечества. Мир спорта рождает множество возможностей себя реализовать. Даже если не рассматривать спорт как профессиональную сферу, для людей, занимающихся на любительском уровне, увлечение им воспитывает волю к достижениям, дисциплинирует, повышает самооценку, улучшает самочувствие, тренирует выдержку, выносливость, становится источником новых ощущений и ярких, сильных эмоций, дарит возможность знакомства с новыми людьми и многое другое.
Но если взглянуть на оборотную сторону медали, то здесь мы можем увидеть то огромное количество трудностей, с которыми приходиться сталкиваться: волнение, страх, конкуренция, разочарование, утомление, огорчение и не только. А если говорить о детях, которые начали заниматься каким-либо видом спорта и родители отнеслись к этому серьезно: систематически водят их на тренировки, заинтересованы в успехах ребёнка, стараются поддержать его желание, вместе с ребёнком обсуждают будущее в спорте, то в какой-то момент наступает понимание, что нужно что-то ещё. Не только отработка определённых навыков, хотя куда же без них. Перед ними появляется «стеклянный потолок», который не позволяет шагнуть на следующую ступеньку в ряду достижений, и как его преодолеть неизвестно.
Успех в спорте это не сумма полученных навыков. А побед достигают ни в день соревнований или игр. Вот и замкнутый круг: спорт формирует человека как личность, но и личность нужно развивать для спорта.
Например, спортсмены, занимающиеся спортивными танцами, не смогут добиться успехов, если забывают, что во время танца они не каждый сам по себе, а пара. Если начинают ссориться на танц.поле, указывать друг другу на ошибки. Продолжая классические тренировки, это не изменить. В данном случае нужно уделять внимание паре и их способам взаимодействия между собой.
Бывает и такое, что одержав несколько побед, получив признание, ребенок начинает бояться проиграть. Он избегает возможной неудачи, излишне переживать по поводу соревнований, ставит себе высокую планку, с которой очень тяжело показать свои настоящие результаты.
Сложности возникают на разных этапах вхождения в спорт. Поначалу они продиктованы образами, которые возникают у детей при желании заняться спортом. Кто же не пытался замотивировать ребенка, ссылаясь на конечный успешный результат? «Представь, сынок, будешь знаменитым футболистом, играющим в лучших клубах мира и зарабатывать большие деньги». Кто же после такого не захочет играть в футбол?! Но ориентация на результат, а ни на процесс не раскрывает истинной картины. Путь к достижениям и результатам долог и тернист.
Определяют желания ребенка и мотивация родителей. У малыша очень рано появляется необходимость быть любимым и хорошим. А угодить родителю – верный путь к удовлетворению этих потребностей. Поэтому иногда родители считают, что предоставляют выбор своему ребенку, прислушиваются к его решениям и желаниям, невольно обманывая себя. Потому что ребенок зачастую старается выбрать то, чего хотят от него любимые мама и папа.
Роль родителя невозможно переоценить в пути становлении спортсмена. Поэтому мы предлагаем родителям, чьи дети занимаются спортом, сейчас задуматься и ответить для себя на несколько вопросов, которые, помогут Вам в дальнейшем создать с ребенком альянс на этом пути:
- Прислушайтесь к себе, открыто и честно скажите, чего Вы хотите, отдавая детей в спортивные секции. Хочется, чтобы ребенок получал награды или посвятил свою профессиональную жизнь этому виду спорта? Стал тренером или создал свою команду, школу, клуб? Или чтобы он был сильный, выносливый? Или что-то ещё?
- Соответствуют ли ваши желания возможностям и желаниям вашего спортсмена? Ведь если Вы мечтали о достижениях, а ребенку они не удаются, то он точно не станет довольствоваться теми малыми шагами, которые у него получаются. Поскольку цели родителей – это и его цели.
- При обсуждении с ребенком попробуйте опираться не только на оценки «нравится – не нравится», «хочу – не хочу» в общем, а подходить с более тщательным анализом этой деятельности. Например: «не нравятся тренировки», «не нравятся растяжки», НО «нравится участвовать в соревнования», «нравится побеждать», «нравится та гибкость и пластичность, которые являются результатом занятий гимнастикой», «нравится фигура, осанка». Тогда будет проще взвешивать и опираться на свою цель.
Мы запускаем направление тренинга «Спортивная психология», и приглашаем детей и подростков, которые занимаются спортом, видят свое будущее в нём или рассматривают его как серьезное увлечение.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.