|
О воспитании эмоцийАвтор статьи: Иван Валерьевич Дарондов
О воспитании эмоций Сразу хочется раскрыть моё понимание используемых терминов. Воспитание - есть процесс формирования, развития и передачи социально полезных качеств человека. А также, развития полезных врожденных качеств. В данной статье подразумевается воспитание детей, хотя принципы вполне применимы для самовоспитания. Может помочь при формировании стратегии консультирования родителей, опекунов, воспитателей. Под эмоциями понимаются врожденные влечения и устремления, переживания, исходящие из бессознательного. Существует несколько базовых эмоций связанных с физиологическими потребностями и задачами. Такими как выживание, размножение, доминирование, питание. Такими эмоциями являются радость, удовлетворенность (чувство наполненности), возбуждение, страх, гнев, печаль (тщетность, горе), чувство защищенности, отвращение. Так же мы рассмотрим игру. Игра - это деятельность, преследующая цели обучения, развлечения и развития. Игры бывают различными: ролевыми, манипулятивными, эмоциональными, подражающими, логическими, двигательными и пр. В процессе воспитания зачастую именно эмоциям предаётся особое значение. Предвзято или бессознательно запрещают, или пестуют в своих детях некоторые эмоции. Например, довольно часто встречаются фразы родителей «ты большой, не реви!» т.е. запрет на грусть, «ты маленький, не возмущайся!» т.е. запрет на гнев. Тотальный запрет на гнев у подростков. Запрет мужчинам любого возраста на все эмоции кроме гнева и грусти. Вот и ходят они угрюмые и злые. Социальный и родительский запрет на грусть и печаль у девочек и женщин. После это продолжается в браке со стороны супруга… В общем, эти примеры все перед нами и не стоит на них останавливаться. Для полноценного развития личности ребёнка необходимо принять некоторые принципы развития эмоций:
Как же тогда вообще воспитывать эмоции у ребенка?! Существует «золотое» правило; не думайте, что можно отнять, думайте, что нужно дать ребенку. Плачет мальчик в песочнице, скажем, Максим ему по голове дал лопаткой. Не нужно ему говорить «что ты как девочка!», «только слабаки плачут!». Отведите ребёнка в сторонку, дайте ему защиту, скажите «не плачь при девочках», «будь сильнее», т.е. чтобы ребёнок учился защищать свой авторитет. Нужно понимать также, что у всех людей разные задачи и интересы в том числе и у Вашего ребенка. Нужно помогать развивать его сильные стороны, а не те стороны, которые Вы бы хотели видеть сильными. Приведу схему движения эмоций, по которой благоприятно развиваются эмоции Каждый ребенок начинает испытывать желания Желание удовлетворяется, происходит насыщение и после - отвращение. Или же, желание не удовлетворяется и в итоге появляется гнев. Это важный этап, на котором большинство из нас – родителей - не выдерживают и начинает подавлять, запрещать, раздражаться, тем самым задерживают ребёнка на этой фазе, не давая эмоциям двигаться дальше естественным путём. Некоторые и во взрослом возрасте застревают на этом этапе… Далее ребенок, повозмущаясь, попротестуя, должен испытать тщетность своих желаний. То есть понять, что его желания не будут удовлетворены. После ощущения тщетности в углу или в своей комнате, под одеялом, в позе морской звезды на ковре, отерев слёзы, как ничего и не происходило – наступает фаза возникновения желаний. Далее. Игра является важным индикатором развития психики и, если ребёнок сидит на диване и через некоторое время не начинает играть, это может говорить о некоторых эмоциональных проблемах. Возможно причиной послужил запрет на некоторые эмоции и ребёнок не может ощутить себя наполненным и целостным. Чему важно научить ребенка; А. Осознавать Б. Идентифицировать В. Смешивать эмоции Осознавать значит понимать, что за эмоция возникла в данный момент. Для этого нужно разговаривая с ребёнком говорить о своих возникающих эмоциях и спрашивать о эмоциях, возникающих у ребенка по поводу тех или иных вещей или событий. Идентифицировать – различать, чем одна эмоция отличается от другой. Печаль от страха, радость от воодушевления и т. д. Смешивать, то есть, испытывать несколько эмоций одновременно. Например, любить и грустить, проявлять интерес и чувствовать опустошённость.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|