|
Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет): психологический портрет ребенкаАвтор статьи: Соснина Мария Сергеевна
Пятый год жизни существенно отличается как от предшествовавшего - младшего дошкольного возраста, так и от последующего - старшего. К четырем годам речь ребенка уже становится для него средством общения, а также средством выражения мыслей ребенка и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и для самостоятельной организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры. Существенно увеличивается значение речи как способа передачи детям разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективным способом расширения кругозора детей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Ребенку иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос «почему молния?» достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя абстрактное понятие «статическое электричество». Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребенок приобретает способность воображать на основе словесного описания различные миры, например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п. Отметим, что игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и активизирует его память и репродуктивное воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Сюжеты игр отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, телефильмов и программ ТВ. Поэтому они постоянно меняются. Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют. Четырехлетние дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Нередко они носят фантастический характер. Иногда эти соображения могут выглядеть как открытие ребенком для себя какого-то важного закона природы. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и, высоко поднимая в руке, поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка и собственную сандалию. В заключение сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, всё будет внизпадать, если его отпустить?» Еще одна особенность этого возраста - бурный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с корову; о том, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего такого в этой семье не было; о том, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях, и т. п. К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее называть выдумками или фантазиями. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. После взволнованного рассказа о совершенно невероятных и достаточно драматичных событиях, происходивших дома, взрослый спокойно заканчивает эту историю словами: «И тут ты проснулся». Ребенок удивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: «Да!» Это может быть выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности. Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах. Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Если описанные в них события уж чересчур фантастичны, им можно противопоставить собственный опыт: например, что вы сами никогда не видели собак размером с корову и никогда о таких не читали. Если ребенок возразит, что речь идет о совсем маленькой, только что родившейся корове, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фантазии с реальностью. Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличать ребенка во лжи. В этом возрасте дети обожают сказки. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности оценивать разные поступки. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают родители и воспитатели. Дети играют небольшими компаниями от двух до пяти человек, которые иногда становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание, и с которыми он охотнее играет. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: 1) дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; 2) взрослый предоставляет детям полную свободу выбора, во что они хотят играть, не навязывает им сюжет игры. Важно помнить, что развивающий потенциал игры определяется тем, что это единственная самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. В ролевых играх дети часто создают для себя замкнутое пространство. Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты характера ребенка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности, темперамент и принимайте каждого ребенка независимо от его поведения. Оценивайте отдельные поступки, а не личность в целом. Взаимоотношения со сверстниками У четырехлетних детей взаимоотношения со сверстниками существенно меняются, и это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, показа своих навыков и т.п. Потребность в сверстнике у высока, так как в этом возрасте происходит становление сюжетно-ролевой игры, где одна игровая роль может быть реализована только во взаимодействии с другой ролью. В возрасте от 4-х до 5-ти лет дети сильно отличаются друг от друга по развитию игрового навыка. Кто-то умеет играть более интересно, чем другие, а кто-то почти не умеет. К хорошо играющим деткам тянутся сверстники, и у них появляется возможность выбирать себе партнера по игре и отвергать нежелательных. А плохоиграющим детям приходится добиваться того, чтобы их "взяли" в игру, или довольствоваться тем партнером, который их примет. Поэтому в "детском обществе" начинается расслоение на тех, кто оказывается в привилегированном положении с рядом преимуществ, и тех, кто попадает в достаточно неблагополучную ситуацию. В этом возрасте важно и то, что, играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, С одной стороны, в детской игре дети выстраивают те ролевые отношения, в которых приобретают важный социальный опыт, воспроизводя отношения взрослых. С другой стороны в тгре формируются отношения по поводу игры. Если в игре участвуют более чем два ребенка, она превращается в их общее дело. А как любое общее дело, игра ставит перед четырехлетними детьми ряд задач, которых нужно решить: 1. Необходимо договорится, во что играть: предпочтения детей различны, и дана задача решается объединением детей с общими вкусами; 2. Распределить обязанности - кто какую роль будет играть. Поскольку роли в игре неравноценны, то это становится поводом для разногласий. И если раньше разногласие можно было решить, вырвав у сверстника игрушку, то игровую роль также вырвать невозможно, и дети переходят к психологическому давлению на партнера. 3. Распределить игровые атрибуты: в этом возрасте дети решают разногласия по поводу игрушек словесными воздействиями. 4. Придумать смену разыгрываемых эпизодов и событий, последние предлагаются кем-то из детей и должны быть приняты партнерами. Более инициативные и психологически сильные дети настаивают на своих предложениях и определяют дальнейший ход игры. Они вынуждают партнеров принимать свои планы и подчиняться им, используя более изощренные приемы давления. Детские отношения приобретают тип руководства-подчинения. В таких отношениях дети находились и раньше, но со взрослыми (!). В данном возрасте это вполне естественно. Подчинение сверстнику, на которое дети идут ради совместной игры - это новый и не всегда приятный для них опыт. Важной чертой этих новых отношений является то, что они устойчивы и нечувствительны к педагогическим воздействиям. Способность выполнения внутренних действий Около 4-х лет начинается интенсивное развитие способности совершать так называемые внутренние действия ("в голове", "про себя") не только с цифрами, но и с образами и представлениями о предметах. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления и т.п. и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них, играет решающую роль в познавательном и интеллектуальном развитии. Она дает возможность мысленно расширить границы познаваемого мира, в своем познании "выйти" за пределы того, с чем ребенок непосредственно сталкивается сам. Поэтому, начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого. А задача взрослого состоит в том, чтобы формировать у ребенка целостную систему взаимосвязанных представлений о каких-либо удаленных сферах и областях жизни (с чем ребенок не может непосредственно контактировать). Благодаря развивающейся способности внутренних действий четырехлетний малыш может заимствовать и разделять отношение к удаленным сферам жизни другого достаточно близкого человека. Например, если ребенку рассказать, что у соседки живет злая и страшная собака, и ее (собаку) все боятся, ребенок, разделяя это чувство, может начать испытывать этот страх. Точно также можно передать и свое отношение к тем новым областям жизни, с которыми его знакомят. Но детки этого возраста очень чутки к искренности отношения взрослого к какому-либо предмету, явлению, животным, интересам. Они не заимствуют те отношения, которых в действительности нет. Поэтому следует знакомить ребенка с теми областями жизни, которые у взрослого вызывают положительные чувства. В этом возрасте впервые могут возникнуть подлинно познавательное отношение к миру, и бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Следует также предупредить, что если в этом году у ребенка 4-х лет не заложить способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к познанию окружающего мира, то полноценно сформировать его позже будет неизмеримо труднее. Психические процессы Восприятие. Процессы восприятия начинают, как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве. Внимание остается еще в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путем словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции еще требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объем внимания в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется. Память также остается в основном непроизвольной. Но уже появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру. Речь. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Появляются существительные, обозначающие обобщенные свойства предметов (скорость, твердость), прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (веселый, сердитый), этические качества (добрый, злой), эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми словами (необычные отглагольные прилагательные, нетрадиционное употребление уменьшительных суффиксов и т. д.). Это также намеренное искажение слов, происходящее большей частью в форме особой игры со сверстниками. У некоторых детей негромкая речь для себя — так называемое «приборматывание» по ходу деятельности еще сохраняется и продолжает выполнять функции организации и опережающего планирования деятельности. Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если мыслительный процесс малыша постоянно имел тенденцию перейти в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п. Дети могут построить убывающий или возрастающий ряд, например, по размеру. Они могут выделять простейшие закономерности в уже построенном упорядоченном ряду (например, чередование бусинок по размеру, цвету, форме). Ребенок активно осваивает операцию счета в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Эмоции. Четырехлетние дети — уравновешенные и жизнерадостные существа. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребенка. Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадают люди. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость. На пятом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции. До поступления в ДОУ девочка беспрепятственно командовала двоюродным братом, своим одногодком. Оказавшись в одной группе с ним, она стремится сохранить те же отношения. Однако брат очень скоро устанавливает более равноправное взаимодействие с мальчиком Васей и постоянно играет только с ним. Сестра, утратив контроль над братом, регулярно устраивает воспитателям сцены со слезами, требуя запретить кузену играть с этим «противным Васей». Еще одним новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с героями литературных и сценических произведений. По ходу телепередачи девочка сжимает кулачки и возбужденно повторяет: «Я бы влезла в телевизор и побила эту противную Бабу-Ягу». Эти новые источники изменяют и содержание эмоций, и их динамику. События, происходящие с вымышленными персонажами, вызывают сопереживание - радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе. В целом эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, это — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливыми (что связано, в том числе, и с возрастающей физической выносливостью).
Как следует взаимодействовать с ребенком от 4-х до 5-ти лет 1. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Благодаря рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок начинает активно интересоваться животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушать рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о родном городе, о Москве - столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также о жизни динозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей. 2. Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. 3. Ответы на вопросы детей должны быть правильными по существу, но краткими и выражены простыми словами и грамматическими конструкциями. 4. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. 5. Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении размышлений ребенка недопустимы. 6. Не запрещайте детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы. 7. Именно в этом возрасте нужно читать и рассказывать детям волшебные сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей. 8. Читайте детям сказки, в которых отчетливо выделены хорошие и плохие герои. 9. Обеспечивайте их разнообразными длинными юбками, шалями, шляпками, перчатками, веерами, бусами и браслетами, а также плащами, накидками, игрушечным оружием и другими предметами для игр в «волшебный мир». 10. Оставляйте время для игр в артисты и обеспечивайте детей популярной легкой музыкой в аудиозаписи. Музыкальные занятия, как правило, не удовлетворяют эту потребность. Кроме того, они проходят не ежедневно. 11. Необходимо подчеркивать что-то хорошее в ребенке. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не при группе детей, братьях и сестрах. 12. Обеспечивайте в квартире возможность, используя мебель и ткани, создавать дома, укрытия, «пещерки» для этих целей. Дети обожают путешествия и приключения. 13.Создавая условия для радостного проживания детства, продумывайте иногда возможности развлечений для детей: приезд кукольного театра, прогулка в парк на аттракционы, посещение зоопарка или цирка и т. п. 14. Совершайте прогулки за пределы двора. В теплое время года устраивайте маленькие походы и пикники. 15. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите детей смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые природные уголки. Выходите, если есть возможность, к реке или к пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. 16. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п. 17. Не тормозите искусственно процесс развития детей, но и не форсируйте его. Не следует ставить задачу научить их читать как можно раньше. С ребенком действуйте, согласуясь с его темпом запоминания и степенью заинтересованности в таких занятиях. Ориентиры возрастного развития: к пяти годам ребенок может 1. Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений; лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони, на животе, подтягиваясь руками. 2. Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см; ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании и метать разные предметы; отбивать мяч о землю (пол). 3. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам; ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты с переступанием, подниматься в горку (если ребенок этому обучен); кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо и налево. 4. Ориентироваться в пространстве, находить правую и левую стороны, различать левую и правую руку. 5. Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения; выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений. 6. Называть самые разные предметы, которые его окружают (в помещении, на улице), знать их назначения, свойства и качества; проявлять интерес к предметам и явлениям, которые он не имел/не имеет возможность видеть. 7. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте и традициях; активно участвовать в мероприятиях ДОУ (или других), направленных на то, чтобы порадовать родителей. 8. Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе); о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать пожарным и т.п.). 9. Участвовать в наблюдениях за живой природой, в посильном труде по уходу за животными и птицами; делиться своими познаниями о них; бережно относиться к живой природе. 10. Значительно увеличить свой словарь за счет слов, обозначавших предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов; понимает и употребляет слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница). 11. Осмысленно работать над собственным произношением слов; осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложные предложения; подробно рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений. 12. Рассказывать невероятные истории (как следствие бурного развития фантазии); активно сопровождать речью свою деятельность. 13. Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину); считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос "сколько всего?"; сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов. 14. Раскладывать до 5 предметов различной величины в возрастающем/убывающем порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду. 15. Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, знать их основные отличия; находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры. 16. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз); определять части суток. 17. Высказывать желание послушать определенное литературное произведение; с интересом рассматривать иллюстрации детских книг; с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, песни, хороводы; назвать любимую сказку или прочесть любимый стишок, выбрать с помощью считалки водящего.Пытаются осмысленно отвечать на вопросы: "Понравилось ли прочитанное произведение?", "Кто особенно понравился и почему?", "Какой отрывок прочесть еще раз?". 18. В рисовании: изображать предметы и явления, передавая их выразительность путем создания форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования различных средств рисования: карандашей, красок, фломастеры, мелки; передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов; украшать силуэты людей, игрушек. 19. В лепке: создавать образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов лепки. 20. В аппликации: правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы; аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; подбирать цвета по желанию или в соответствии с наглядным образцом; составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. 21. В конструировании: использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств; преобразовывать постройки в соответствии с заданиями взрослого; сгибать прямоугольный лист бумаги пополам. 22. Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, рисунком, движениями. 23. Узнавать песни по мелодии, различать звуки по высоте, петь протяженно, четко произносить слова (в группе вместе начинать и заканчивать пение); выполнять танцевальные движения (пружинки, подскоки, движения парами и т.п.), движения с предметами (куклами, лентами), а также движения, отвечающие характеру мелодии.
Литература: 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 2. Смирнова Е.О. Детская психология - СПб.: Питер, 2009 - 304 с. 3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с. 4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|