|
Тренинговые формы работы с педагогами при внедрении ФГОС (Часть 2)Автор статьи: Кравченко Алексей Александрович
В прошлый раз (http://www.psyoffice.ru/article/34049/) мы начали разговор о тренинговых формах работы психолога с педагогами. Сегодня мы разберём стандартную модель тренинга. Большинство существующих тренингов чаще всего ставят перед собой следующие задачи: Основные задачи:
В начале каждого тренинга участники в обязательном порядке проходят психологическое тестирование и анкетирование. Диагностика необходима для определения зоны ближайшего развития участника, его индивидуальных целей и запросов. Диагностика помогает сформировать группы, в которых участники смогут максимально раскрыться и проявить себя. Нужно отметить, что особое внимание необходимо уделять психологическому комфорту. Зачастую на тренингах происходит обсуждение тем, которые относятся к группе личных. Участники должны быть уверенны друг в друге. Они должны ощущать полную безопасность и психологическую поддержку со стороны тех, кто находится рядом. Для этого в начале любого тренинга оглашаются правила взаимодействия участников. Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных, поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом. В некоторых случаях обсуждаются также штрафные санкции, полагающиеся нарушителю правил тренинга. К правилам, которые применяются практически на любом тренинге, можно отнести следующие: Правило единой формы обращения; Обычно под такой формой понимается обращение на «ты» и по имени, однако это не обязательно. Правило актуального общения; Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе. Правило конфиденциальности; Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым. Правило персонификации высказываний; Автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен». То же касается и адресата высказывания: оно адресуется не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею. Правило искренности и уважительности; Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной, и высказываться в рамках предыдущего тренингового правила. Правило пунктуальности; Правила пользования мобильными телефонами; Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе. Ядром любого тренинга является программа. Именно она определяет направление разговора. Понятно, что у участников тренинга в любой момент может возникнуть вопрос, который связан с целью и задачами тренинга опосредованно. Профессиональный тренер должен, с одной стороны, уметь двигать к достижению группой обещанного и одинакового для каждого результата, но с другой, дать возможность каждому участнику ответить на какие-то свои индивидуальные вопросы. Если это правило соблюдается параллельно с внушением уверенности, то участники обязательно почувствуют воодушевление и удовлетворённость от обучения. Сам по себе тренинг может напоминать общение группы лиц объединенных общей целью, но для достижения качества образования тренеру-психологу рекомендуется использовать различные активизирующие мышление методы. На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др. Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса - научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий. Деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения). Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение групповые задания. Фасилитация - инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло. Видеоанализ - инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
% усвоения учебного материала
Исследования показывают, что до 90% выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники образовательного учреждения применяют лишь 10 - 20 % из полученного материала. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в организации после тренинга и т. д. Посттрениинговое сопровождение - это система работы с педагогическим коллективом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.
Кравченко Алексей Александрович Клинический психолог г. Раменское http://www.akravchenko.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|