Тренинговые формы работы с педагогами при внедрении ФГОС (Часть 2)

В прошлый раз (http://www.psyoffice.ru/article/34049/) мы начали разговор о тренинговых формах работы психолога с педагогами. Сегодня мы разберём стандартную модель тренинга.

Большинство существующих тренингов чаще всего ставят перед собой следующие задачи:

Основные задачи:

  • Формирование ответственности за обстоятельства собственной профессиональной карьеры, личной жизни, судьбы.
  • Формирование позитивного отношения к себе и миру, повышение самооценки.
  • Формирование уверенного поведения.
  • Формирование навыков работы с личными потребностями, целями, стратегиями, ресурсами, препятствиями. Развитие навыка анализа эффективности собственной деятельности.
  • Обучение принципам сохранения стабильного психоэмоционального состояния.

В начале каждого тренинга участники в обязательном порядке проходят психологическое тестирование и анкетирование. Диагностика необходима для определения зоны ближайшего развития участника, его индивидуальных целей и запросов. Диагностика помогает сформировать группы, в которых участники смогут максимально раскрыться и проявить себя.

Нужно отметить, что особое внимание необходимо уделять психологическому комфорту. Зачастую на тренингах происходит обсуждение тем, которые относятся к группе личных. Участники должны быть уверенны друг в друге. Они должны ощущать полную безопасность и психологическую поддержку со стороны тех, кто находится рядом. Для этого в начале любого тренинга оглашаются правила взаимодействия участников.

Правила тренинга предлагаются, обсуждаются и вводятся в самом начале работы курса и задают определенный формат общения, который содействует достижению конкретных, поставленных перед тренингом целей. Обычно тренер предлагает ряд достаточно стандартных правил, и группа обсуждает их. Важно, чтобы правила принимались группой добровольно и с пониманием их реального смысла и оправданности. Это с самого начала заложит основы доверия. Чаще всего проблем с принятием правил не возникает, так как стандартные правила тренинга просты, проверены временем и практикой, и интуитивно понятны своей сутью и смыслом. В некоторых случаях обсуждаются также штрафные санкции, полагающиеся нарушителю правил тренинга.

Тренинговые формы работы с педагогами при внедрении ФГОС Часть 2

К правилам, которые применяются практически на любом тренинге, можно отнести следующие:

Правило единой формы обращения;

Обычно под такой формой понимается обращение на «ты» и по имени, однако это не обязательно.

Правило актуального общения;

Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

Правило конфиденциальности;

Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым.

Правило персонификации высказываний;

Автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен». То же касается и адресата высказывания: оно адресуется не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею.

Правило искренности и уважительности;

 Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной, и высказываться в рамках предыдущего тренингового правила.

Правило пунктуальности;

Правила пользования мобильными телефонами;

Это основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

Ядром любого тренинга является программа. Именно она определяет направление разговора. Понятно, что у участников тренинга в любой момент может возникнуть вопрос, который связан с целью и задачами тренинга опосредованно. Профессиональный тренер должен, с одной стороны, уметь двигать к достижению группой обещанного и одинакового для каждого результата, но с другой, дать возможность каждому участнику ответить на какие-то свои индивидуальные вопросы. Если это правило соблюдается параллельно с внушением уверенности, то участники обязательно почувствуют воодушевление и удовлетворённость от обучения.

Сам по себе тренинг может напоминать общение группы лиц объединенных общей целью, но для достижения качества образования тренеру-психологу рекомендуется использовать различные активизирующие мышление методы.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса - научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. 

Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение групповые задания.

Фасилитация - инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ - инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. 

 

% усвоения учебного материала

 

Исследования показывают, что до 90% выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники образовательного учреждения применяют лишь 10 - 20 % из полученного материала. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в организации после тренинга и т. д.

Посттрениинговое сопровождение - это система работы с педагогическим коллективом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

 

 

Кравченко Алексей Александрович Клинический психолог г. Раменское http://www.akravchenko.ru



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • Личностный тренер как способ продвижения тренинга
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • «Мухи отдельно, котлеты отдельно» – или в чем отличие тренинга от психодинамической группы?
  • Сказка. Работа участницы тренинга Быть женщиной.
  • Правила Психологии. Правило Пятое. Нам должны!
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"
  • Почему некоторым участникам тренинга не удается получить то, что заявлено в запросе?
  • Игра для тренинга «Величественное имя»
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Психологическое сопровождение методом профессионального тренинга
  • Жизнь эмоций внутри тела. Работа участника тренинга
  • Психолог нещадно бьет пощечины участникам тренинга! К чему бы это?
  • Супер упражнение для тренинга: знакомство, диагностика, снятие напряжения
  • Встреча с болезнью. (Работа участника тренинга)
  • Кухня создания тренинга
  • Методика тренинга уверенности
  • Методика тренинга уверенности
  • О вредных и полезных тренингах. Экологичность тренинга.
  • Ответственность (по материалам семинара-тренинга Ирины Шевцовой)
  • Ошибки при выборе психолога или тренинга. Маркетинг впечатлений в психологической практике.
  • Разговор с телом. Работа участницы тренинга
  • Творческий подход – залог эффективности командообразующего тренинга
  • Возраст достижений (по материалам семинара-тренинга Ирины Шевцовой)
  • Суицид: феноменология и основы психопрофилактики. Методика проведения тренинга.
  • Результаты бизнес-тренинга: в чем причины неудач?
  • Правила Психологии. Правило Четвертое. Соответствие
  • Правила Психологии. Правило Шестое. Присутствие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь