Ответственность (по материалам семинара-тренинга Ирины Шевцовой)

     Ответственность, прежде всего за себя, за свои поступки и их последствия  – основное новообразование  18 – 25 летних юношей и девушек.

     Традиционно,  когда в психологии говорят о новообразовании, то имеют в виду  возрастной кризис. Вообще то,  как такового кризиса в привычном, бытовом  понимании этого слова, может и не быть. Новое качество, соответствующее возрасту, может сформироваться постепенно и безболезненно. Но все же условимся этот период  называть возрастным кризисом.

     Многие психологи, рассматривающие периодизацию жизни взрослого человека, говорят « о необходимости возрастных кризисов для  продолжения процесса развития. В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе» (Малкина-Пых).

     Итак, умение брать на себя ответственность за свою жизнь, за свои поступки формируется в 18-25 лет.  Однако так бывает не всегда.  Некоторые  люди, даже достигшие  50-60 летнего возраста так и не научились отвечать за свои деяния. Они  недовольны жизнью, постоянно обвиняют других в своих проблемах.

      Четыре года я работала с пожилыми людьми и помню двух клиенток 55 -60 лет.  Одна из них ругала и обвиняла: своих родителей в том, что те вырастили ее какую-то не такую, своего брата в том, что он ей не помогает, ужасных соседей, отвратительных мужчин.  Другая -  требовала от меня, чтобы я повлияла на ее младшую сестру, которая недостаточно ее чтила. «Вы ведь психолог и поэтому  обязаны поговорить с ней, объяснить, что она и ее муж обязаны считаться со  мной». И та и другая не состояли в браке, не имели детей, были относительно здоровы,  во всяком случае, не страдали никакими тяжелыми  недугами. Кстати, возвращаясь к вопросу о счастье вначале статьи, они не производили впечатление счастливых людей.

     Другое проявление отсутствия ответственности – это растворение себя в другом (взрослом), как следствие, отказ от себя. Потребность быть «в центре жизни другого» дает таким людям ощущения полноты собственной жизни.  Проживать свою жизнь -  это делать, рисковать, страдать, испытывать сильные, иногда неприятные эмоции, отвечать самой(му) себе на неудобные  вопросы, быть честной(ым) с собой, отказываться от иллюзий относительно себя, относительно своих возможностей, узнавать себя, прикладывать усилия к реализации своих проектов. Так жить интересно, но подчас  тяжело. Значительно безопасней и менее травматично наблюдать за жизнью другого или «как бы разделять»  с ним его чувства, эмоции. К тому же это дает ощущения собственной мудрости «Я же говорила…», собственной значимости «Этот несмышленыш без меня пропадет…»,  а также дает возможность обвинить других в своей личностной  нереализованности « Я тебе всю свою жизнь посвятил(а)….» 

      Причин, по которым   кризис 20 лет проходит по касательной и такое качество как ответственность не формируется, несколько. Одна из них – крайняя степень  эгоцентризма, другая  –  заниженная  самооценка, третья – отсутствие такой черты характера как самостоятельность (новообразование предшествующего подросткового кризиса).   

      Неприятный момент любого кризиса, в том числе и кризиса 20, состоит в том, что если его удалось «избежать», то его задачи перейдут «на следующий возрастной кризис».

 

 



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что делает нашу жизнь насыщенной и разнообразной? Что дает чувство удовлетворения своей жизнью?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • О том, что мешает и не дает женщинам чувствовать себя свободными и счастливыми
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Что случится если не взять ответственность за свою жизнь
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • «Что со мной не так?»: почему мы стыдимся и виним себя за эмоции
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь