|
Ответственность (по материалам семинара-тренинга Ирины Шевцовой)Автор статьи: Сиротина Марина Вячеславлвна
Ответственность, прежде всего за себя, за свои поступки и их последствия – основное новообразование 18 – 25 летних юношей и девушек. Традиционно, когда в психологии говорят о новообразовании, то имеют в виду возрастной кризис. Вообще то, как такового кризиса в привычном, бытовом понимании этого слова, может и не быть. Новое качество, соответствующее возрасту, может сформироваться постепенно и безболезненно. Но все же условимся этот период называть возрастным кризисом. Многие психологи, рассматривающие периодизацию жизни взрослого человека, говорят « о необходимости возрастных кризисов для продолжения процесса развития. В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе» (Малкина-Пых). Итак, умение брать на себя ответственность за свою жизнь, за свои поступки формируется в 18-25 лет. Однако так бывает не всегда. Некоторые люди, даже достигшие 50-60 летнего возраста так и не научились отвечать за свои деяния. Они недовольны жизнью, постоянно обвиняют других в своих проблемах. Четыре года я работала с пожилыми людьми и помню двух клиенток 55 -60 лет. Одна из них ругала и обвиняла: своих родителей в том, что те вырастили ее какую-то не такую, своего брата в том, что он ей не помогает, ужасных соседей, отвратительных мужчин. Другая - требовала от меня, чтобы я повлияла на ее младшую сестру, которая недостаточно ее чтила. «Вы ведь психолог и поэтому обязаны поговорить с ней, объяснить, что она и ее муж обязаны считаться со мной». И та и другая не состояли в браке, не имели детей, были относительно здоровы, во всяком случае, не страдали никакими тяжелыми недугами. Кстати, возвращаясь к вопросу о счастье вначале статьи, они не производили впечатление счастливых людей. Другое проявление отсутствия ответственности – это растворение себя в другом (взрослом), как следствие, отказ от себя. Потребность быть «в центре жизни другого» дает таким людям ощущения полноты собственной жизни. Проживать свою жизнь - это делать, рисковать, страдать, испытывать сильные, иногда неприятные эмоции, отвечать самой(му) себе на неудобные вопросы, быть честной(ым) с собой, отказываться от иллюзий относительно себя, относительно своих возможностей, узнавать себя, прикладывать усилия к реализации своих проектов. Так жить интересно, но подчас тяжело. Значительно безопасней и менее травматично наблюдать за жизнью другого или «как бы разделять» с ним его чувства, эмоции. К тому же это дает ощущения собственной мудрости «Я же говорила…», собственной значимости «Этот несмышленыш без меня пропадет…», а также дает возможность обвинить других в своей личностной нереализованности « Я тебе всю свою жизнь посвятил(а)….» Причин, по которым кризис 20 лет проходит по касательной и такое качество как ответственность не формируется, несколько. Одна из них – крайняя степень эгоцентризма, другая – заниженная самооценка, третья – отсутствие такой черты характера как самостоятельность (новообразование предшествующего подросткового кризиса). Неприятный момент любого кризиса, в том числе и кризиса 20, состоит в том, что если его удалось «избежать», то его задачи перейдут «на следующий возрастной кризис».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|