|
До сих пор не понимаю других: Как НачатьАвтор статьи: Макс Ильин
Заезженная тема: и "меня никто не понимает", и "я других не пойму никак". На самом деле, всё просто, если погрузитьтся в теории глубинной психологии. Основные положения и Фрейда, и Юнга, и многих других уже стали "фундаментом" всего психологического знания. Их подход к психике принято называть психодинамическим.Что это значит? Дело в том, что существует (грубо упрощая) две части психической жизни человека - сознательная и бессознательная. И психодинамика постулирует, что основу всех наших поступков, реакций, решений и мыслей составляет как раз бессознательная часть. Наполненная эмоциями, убеждениями, предписаниями, конфликтами и многим другим. Одной из важнейших частей этого бессознательного являются "драйвы". Или по-русски - Стремления, мотивирующие силы нашей деятельности. Доходя до крайностей: есть мнение, что вообще ВСЕ решения принимаются бессознательно, на автопилоте. А затем сознание подводит под это "рациональную базу" - находит доводы, оправдания, доказательства и т.п. В общем, зачем я это пишу - в этой статье уже рассказано, что такое мотивы, потребности и как они связаны с целями. И также указан важный факт - что потребности всех живых людей идентичны. Т.е., они у всех одни и те же, мы все внутри хотим одного - но, разумеется, "каждый по своему". Для одинаковых потребностей мы избираем разные мотивы. На этом - основан важный принцип, кажется, пришедший из гештальт-терапии: Принцип Позитивного Намерения. Он состоит в том, что ни один человек, ни одно вообще живое существо никогда ничего плохого - сознательно - не хочет! Ни для кого. Но это позитивное и конструктивное намерение может серьёзно "извращаться", если субъет обладает "кривыми" картами реальности. Скажем, всё тот же пример "из детства": мать действительно может переживать за ребёнка и хотеть для него самого лучшего; но, несмотря на столь благие побуждения - она жестоко его наказывает и без конца контролирует каждый шаг. "Ради его же блага", естественно. И ей совсем невдомёк, как это деформирует психику ребёнка, причём на всю дальнейшую жизнь. * * * Так как же понимать себя и других? На самом деле - так просто, что даже смешно становится. Просто вспомним о том, что потребности у всех одинаковые. И вся деятельность человека - это процесс удовлетворения этих потребностей, в той или иной форме. А затем - вспомним, что эти потребности не просто всем давно прекрасно известны, но и выстроены в иерархию. Да, пирамида Абрахама Маслоу. Поэтому, просто скопируйте себе список ниже - и если что, не стесняйтесь к нему обращаться и анализировать. Вопросы для проверки: - Зачем он/она так делает? - Какую потребность он/она пытается так удовлетворить? - В чём его/её бессознательная выгода от такого поведения? 1. Физиологические Потребности: - В воздухе - В пище и воде - В сне и отдыхе - В сексе, продолжении рода 2. "Оборонные" Потребности: - Комфорт - Безопасность и защищённость - Стабильность, уверенность в своих силах 3. Социальные Потребности: - Внимание, одобрение - Общение, принадлежность к обществу - Забота - Поддержка 4. Статусные Потребности: - Нужность, востребованность - Значимость, влияние - Признание, компетентность - Уважение Согласно Маслоу (и здравому смыслу) - выше указанные группы потребностей являются Дефицитным. Т.е. это то, что человек должен ПОЛУЧАТЬ в первую очередь. Ниже - те потребности, которые Маслоу относил к Производительным, Продуктивным потребностям. Это - то, что человек, в общем смысле, ОТДАЁТ, или как-то иначе продуктивно использует. 5. Познавательные (Когнитивные) Потребности: - Познание - Открытие - Творчество - Изобретение 6. Эстетические Потребности: - Гармония - Красота - Порядок - Любовь (да, это здесь) 7. Духовные Потребности: - Самопознание - Самоактуализация - Трансценденция - Исполнение предназначения * * * Ну что же, всё достаточно просто и ясно - до уровня №7, по крайней мере :). Если не удовлетворены дефицитарные потребности - о производстве не может быть и речи. Нельзя давать, когда у тебя ничего нет, логично? Небольшое упущение Маслоу - в том, что потребности уровней 3-4 (их иногда обобщённо называют "Эмоциональными") - не являются строго дефитными. Скорее, это потребности отношений - как получать, так и отдавать, соблюдая при этом баланс. Также, существует интересная модель доктора Дэвида Хокинса о "калибровочных" уровнях сознания, но об этом как-нибудь в другой раз. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|