До сих пор не понимаю других: Как Начать

Автор статьи: Макс Ильин

Заезженная тема: и "меня никто не понимает", и "я других не пойму никак". На самом деле, всё просто, если погрузитьтся в теории глубинной психологии. 

Основные положения и Фрейда, и Юнга, и многих других уже стали "фундаментом" всего психологического знания. Их подход к психике принято называть психодинамическим.Что это значит? Дело в том, что существует (грубо упрощая) две части психической жизни человека - сознательная и бессознательная.

И психодинамика постулирует, что основу всех наших поступков, реакций, решений и мыслей составляет как раз бессознательная часть. Наполненная эмоциями, убеждениями, предписаниями, конфликтами и многим другим.

Одной из важнейших частей этого бессознательного являются "драйвы". Или по-русски - Стремления, мотивирующие силы нашей деятельности. Доходя до крайностей: есть мнение, что вообще ВСЕ решения принимаются бессознательно, на автопилоте. А затем сознание подводит под это "рациональную базу" - находит доводы, оправдания, доказательства и т.п.

В общем, зачем я это пишу - в этой статье уже рассказано, что такое мотивы, потребности и как они связаны с целями. И также указан важный факт - что потребности всех живых людей идентичны. Т.е., они у всех одни и те же, мы все внутри хотим одного - но, разумеется, "каждый по своему". Для одинаковых потребностей мы избираем разные мотивы.

На этом - основан важный принцип, кажется, пришедший из гештальт-терапии: Принцип Позитивного Намерения. Он состоит в том, что ни один человек, ни одно вообще живое существо никогда ничего плохого - сознательно - не хочет! Ни для кого. Но это позитивное и конструктивное намерение может серьёзно "извращаться", если субъет обладает "кривыми" картами реальности.

Скажем, всё тот же пример "из детства": мать действительно может переживать за ребёнка и хотеть для него самого лучшего; но, несмотря на столь благие побуждения - она жестоко его наказывает и без конца контролирует каждый шаг. "Ради его же блага", естественно. И ей совсем невдомёк, как это деформирует психику ребёнка, причём на всю дальнейшую жизнь.

* * *

Так как же понимать себя и других? На самом деле - так просто, что даже смешно становится. Просто вспомним о том, что потребности у всех одинаковые. И вся деятельность человека - это процесс удовлетворения этих потребностей, в той или иной форме.

А затем - вспомним, что эти потребности не просто всем давно прекрасно известны, но и выстроены в иерархию. Да, пирамида Абрахама Маслоу.

Поэтому, просто скопируйте себе список ниже - и если что, не стесняйтесь к нему обращаться и анализировать. Вопросы для проверки:

- Зачем он/она так делает?

- Какую потребность он/она пытается так удовлетворить?

- В чём его/её бессознательная выгода от такого поведения?

1. Физиологические Потребности:

- В воздухе

- В пище и воде

- В сне и отдыхе

- В сексе, продолжении рода

2. "Оборонные" Потребности:

- Комфорт

- Безопасность и защищённость

- Стабильность, уверенность в своих силах

3. Социальные Потребности:

- Внимание, одобрение

- Общение, принадлежность к обществу

- Забота

- Поддержка

4. Статусные Потребности:

- Нужность, востребованность

- Значимость, влияние

- Признание, компетентность

- Уважение

Согласно Маслоу (и здравому смыслу) - выше указанные группы потребностей являются Дефицитным. Т.е. это то, что человек должен ПОЛУЧАТЬ в первую очередь.

Ниже - те потребности, которые Маслоу относил к Производительным, Продуктивным потребностям. Это - то, что человек, в общем смысле, ОТДАЁТ, или как-то иначе продуктивно использует.

5. Познавательные (Когнитивные) Потребности:

- Познание

- Открытие

- Творчество

- Изобретение

6. Эстетические Потребности:

- Гармония

- Красота

- Порядок

- Любовь (да, это здесь)

7. Духовные Потребности:

- Самопознание

- Самоактуализация

- Трансценденция

- Исполнение предназначения

* * *

Ну что же, всё достаточно просто и ясно - до уровня №7, по крайней мере :). Если не удовлетворены дефицитарные потребности - о производстве не может быть и речи. Нельзя давать, когда у тебя ничего нет, логично?

Небольшое упущение Маслоу - в том, что потребности уровней 3-4 (их иногда обобщённо называют "Эмоциональными") - не являются строго дефитными. Скорее, это потребности отношений - как получать, так и отдавать, соблюдая при этом баланс.

Также, существует интересная модель доктора Дэвида Хокинса о "калибровочных" уровнях сознания, но об этом как-нибудь в другой раз.



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Куда "прорвут" неудовлетворённые потребности?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь