До сих пор не понимаю других: Как Начать

Автор статьи: Макс Ильин

Заезженная тема: и "меня никто не понимает", и "я других не пойму никак". На самом деле, всё просто, если погрузитьтся в теории глубинной психологии. 

Основные положения и Фрейда, и Юнга, и многих других уже стали "фундаментом" всего психологического знания. Их подход к психике принято называть психодинамическим.Что это значит? Дело в том, что существует (грубо упрощая) две части психической жизни человека - сознательная и бессознательная.

И психодинамика постулирует, что основу всех наших поступков, реакций, решений и мыслей составляет как раз бессознательная часть. Наполненная эмоциями, убеждениями, предписаниями, конфликтами и многим другим.

Одной из важнейших частей этого бессознательного являются "драйвы". Или по-русски - Стремления, мотивирующие силы нашей деятельности. Доходя до крайностей: есть мнение, что вообще ВСЕ решения принимаются бессознательно, на автопилоте. А затем сознание подводит под это "рациональную базу" - находит доводы, оправдания, доказательства и т.п.

В общем, зачем я это пишу - в этой статье уже рассказано, что такое мотивы, потребности и как они связаны с целями. И также указан важный факт - что потребности всех живых людей идентичны. Т.е., они у всех одни и те же, мы все внутри хотим одного - но, разумеется, "каждый по своему". Для одинаковых потребностей мы избираем разные мотивы.

На этом - основан важный принцип, кажется, пришедший из гештальт-терапии: Принцип Позитивного Намерения. Он состоит в том, что ни один человек, ни одно вообще живое существо никогда ничего плохого - сознательно - не хочет! Ни для кого. Но это позитивное и конструктивное намерение может серьёзно "извращаться", если субъет обладает "кривыми" картами реальности.

Скажем, всё тот же пример "из детства": мать действительно может переживать за ребёнка и хотеть для него самого лучшего; но, несмотря на столь благие побуждения - она жестоко его наказывает и без конца контролирует каждый шаг. "Ради его же блага", естественно. И ей совсем невдомёк, как это деформирует психику ребёнка, причём на всю дальнейшую жизнь.

* * *

Так как же понимать себя и других? На самом деле - так просто, что даже смешно становится. Просто вспомним о том, что потребности у всех одинаковые. И вся деятельность человека - это процесс удовлетворения этих потребностей, в той или иной форме.

А затем - вспомним, что эти потребности не просто всем давно прекрасно известны, но и выстроены в иерархию. Да, пирамида Абрахама Маслоу.

Поэтому, просто скопируйте себе список ниже - и если что, не стесняйтесь к нему обращаться и анализировать. Вопросы для проверки:

- Зачем он/она так делает?

- Какую потребность он/она пытается так удовлетворить?

- В чём его/её бессознательная выгода от такого поведения?

1. Физиологические Потребности:

- В воздухе

- В пище и воде

- В сне и отдыхе

- В сексе, продолжении рода

2. "Оборонные" Потребности:

- Комфорт

- Безопасность и защищённость

- Стабильность, уверенность в своих силах

3. Социальные Потребности:

- Внимание, одобрение

- Общение, принадлежность к обществу

- Забота

- Поддержка

4. Статусные Потребности:

- Нужность, востребованность

- Значимость, влияние

- Признание, компетентность

- Уважение

Согласно Маслоу (и здравому смыслу) - выше указанные группы потребностей являются Дефицитным. Т.е. это то, что человек должен ПОЛУЧАТЬ в первую очередь.

Ниже - те потребности, которые Маслоу относил к Производительным, Продуктивным потребностям. Это - то, что человек, в общем смысле, ОТДАЁТ, или как-то иначе продуктивно использует.

5. Познавательные (Когнитивные) Потребности:

- Познание

- Открытие

- Творчество

- Изобретение

6. Эстетические Потребности:

- Гармония

- Красота

- Порядок

- Любовь (да, это здесь)

7. Духовные Потребности:

- Самопознание

- Самоактуализация

- Трансценденция

- Исполнение предназначения

* * *

Ну что же, всё достаточно просто и ясно - до уровня №7, по крайней мере :). Если не удовлетворены дефицитарные потребности - о производстве не может быть и речи. Нельзя давать, когда у тебя ничего нет, логично?

Небольшое упущение Маслоу - в том, что потребности уровней 3-4 (их иногда обобщённо называют "Эмоциональными") - не являются строго дефитными. Скорее, это потребности отношений - как получать, так и отдавать, соблюдая при этом баланс.

Также, существует интересная модель доктора Дэвида Хокинса о "калибровочных" уровнях сознания, но об этом как-нибудь в другой раз.



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Куда "прорвут" неудовлетворённые потребности?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь