Коррекция боли методами ЭОТ

Коррекция боли с помощью эмоционально-образной терапии

 

Н.Д. Линде, О.Д. Журавлева, К.А.Мкртчян

 

В статье обсуждаются возможности эмоционально-образной терапии в коррекции различных болевых симптомов психогенной этиологии. Приводятся примеры из практики учеников автора данного метода, показывающие, что многие болевые симптомы, в том числе хронические, могут быть скорректированы в течение одного сеанса, наблюдается полная ремиссия. Это доказывает широкие возможности метода ЭОТ, независимость результатов от личности терапевта, показывает сравнительную простоту обучения методу.

           Ключевые слова: боль, эмоции, образ, терапия, метод, коррекция.  

 

 

Боль – очень важное чувство, оно обеспечивает безопасность организма. Те дети, которые рождаются без ощущения боли (довольно редкое врожденное заболевание), долго не живут. Но, тем не менее, боль чувство неприятное, люди стремятся от него избавиться. Для этой цели выпускается огромное количество разнообразных анальгетиков, которые помогают снять болевые ощущения, но вовсе не излечивают исходной причины, которая привела к боли. Иногда это даже опасно, поскольку исчезновение боли может обмануть пациента, он успокоится, в то время, когда ему нужна срочная медицинская помощь. Но все-таки большинство людей понимают, когда можно избавиться от боли, а когда следует обратиться к врачу, анальгетики продаются в аптеках без рецепта. Часто после прекращения времени действия препарата, боль возобновляется, хотя в ряде случаев лекарства помогают снять не только болевые ощущения, но и исцелить их причину, например, спазм. Хотя с точки зрения психологии, причиной самого спазма могут быть те или иные психологические факторы. Поэтому надежнее было бы снять психологическую причину спазма, что мы и делаем.

При головных болях, сердечных приступах, мышечных болях и т.д. люди обычно не спешат обратиться за медицинской помощью, да это зачастую трудно сделать, а от боли надо избавиться прямо сейчас, хорошо, если прямо под рукой есть спасительная таблетка. Существуют еще и хронические боли, которые не проходят, несмотря на лекарства и врачебную помощь. Причины подобных болей остаются порой непонятны для врача, но кроются они в психике самого пациента. Такие боли называются психогенными, для избавления от них пациенту рекомендуется пройти курс психотерапии.

Однако психотерапия является достаточно длительной, сложной и дорогостоящей формой помощи, она доступна далеко не всем. Кроме того, психотерапия ориентирована на осознание причин тех или иных симптомов (психоанализ), выработку правильных навыков поведения (бихевиоральная терапия), правильных способов мышления (когнитивная терапия) и т.д. Все это долгие и не имеющие гарантированного результата процедуры. Вопрос о коррекции боли, тем более, о ее полном устранении, тем более об экспресс помощи, обычно не ставится, скорее, ставится вопрос о том, как жить с болью.

Надежда появилась сравнительно недавно, после создания мною (Линде Н.Д.) эмоционально-образной терапии (ЭОТ) [2,8,12], некоторыми приемами которой могут пользоваться не только профессиональные психотерапевты, но даже студенты-психологи и просто обычные люди, далекие от этой науки, после достаточно краткого обучения. Конечно, ЭОТ имеет более широкую область применения. Она показала хорошие результаты и в работе с фобиями [13], и с эмоциональными зависимостями [15], для работы с «Внутренним Ребенком» [14], с проблемами взаимоотношений, при остром горе или психологическими последствиями насилия, с разнообразными психосоматическими симптомами. В настоящее время существует достаточно много литературы по вопросам психотерапии психосоматических заболеваний, которая, однако, не содержит в себе сведений по ЭОТ (см., например, [1,16,17]).

С помощью этой терапии удается полностью избавлять людей от хронической аллергии [7], ринита, есть случаи избавления от астмы и язвы желудка, тахикардии и аритмии. Последовательнице Линде Н.Д. из Иркутска Ольге Барановой удалось прекратить маточное кровотечение у женщины в течение 12 минут работы! Но может быть, особенно ярко эти возможности проявляются при снятии психогенных болей. Боль проходит прямо здесь и теперь прямо во время сеанса, что производит впечатление «чуда», удивленные своим выздоровлением, клиенты часто говорят: «Этого не может быть!»

Используя методы ЭОТ, созданные мною, Линде Н.Д., мне и моим ученикам удавалось снимать головные боли за 5 минут (десятки случаев), снимать приступ сердечной боли за 5-10 минут (не менее 15 случаев). При этом эффективность применения метода равняется примерно 90 процентам. Боль проходит тут же и не возобновляется более в течение месяцев и лет, то есть можно говорить о полной ремиссии! Более того, большинство пациентов ощущали дополнительное чувство облегчения и оздоровления, показывающие, что исчезла не только боль, но и причина, ее порождающая. Множество подобных случаев описано в книге «Эмоционально-образная терапия. Теория и практика», 2004г [8]. Там же предлагается программа для самопомощи в случае необходимости, которой может воспользоваться любой для снятия головной боли у себя.        В конце статьи приводится значительный список публикаций, по которым можно составить свое представление о методе ЭОТ [2-15].

С помощью ЭОТ удается снимать не только головные и сердечные боли, но и хронические боли в любых других частях тела, которые клиент часто считает соматическими, причем также за один сеанс. Например, на семинаре я помог молодой женщине избавиться от сильной хронической боли в левой руке, которую она испытывала в течение 12 лет, начиная с 8-го класса школы. Боль была такой, что она не могла поднимать руку выше плеча. Медицинское лечение оказалась неэффективно, в то же время с помощью ЭОТ боль была снята в течение получаса. Причиной боли, которую мы определили в ходе сеанса, была негативная защитная реакция пациентки на деспотическое поведение ее матери, с которым она столкнулась в детстве. После коррекции этой реакции, боль больше не возобновлялась, что подтвердилось через два месяца и еще раз, через полгода.

В моей практике имеется не менее 6 случаев снятия постоянной боли в руке, не меньшее количество снятия боли в спине, животе или ноге, несколько случаев помощи женщинам, страдающим от ПМС. Боли исчезают или уменьшаются навсегда, а не только на данный момент.  

Однако, несмотря на множество подобных успешных случаев, несмотря на то, что такие же эффекты получали мои ученики, порой даже необученные читатели, на основе прочитанной книги, все-таки еще не было системных исследований на эту тему. Не было также системных доказательств того, что эти результаты могут получать другие психологи, обученные данному методу. В какой-то степени этот недостаток восполняют две дипломных работы на степень бакалавра, выполненные студентками 4-го курса Московского Гуманитарного университета в 2007 году. Журавлева О.Д. и Мкртчян К.А. проходили обучение в мастер-классе по эмоционально-образной терапии в 2004-05 и 2006-07 годах, соответственно, и делали свои дипломные работы под моим руководством. Эта статья посвящена изложению случаев, полученных не мною, а моими ученицами, что является дополнительным аргументом в пользу того, что, пользуясь моим методом, результатов могут достигнуть и другие терапевты.

Ниже я привожу результаты работы моих учениц, хочу отметить, что в дальнейшем они продолжил работу и, когда защищали уже дипломную работу на звание «специалист», в каждой работе было приведено по 12 случаев успешной терапии, но статья к тому времени была уже написана и опубликована в журнале «Вопросы психологии» № 5, 2008 года, стр.163-169.

О.Журавлева приводит в своей работе «Возможности коррекции негативных психосоматических проявлений методом эмоционально-образной терапии» девять случаев коррекции разнообразных психосоматических симптомов, из них 6 относится к категории болевых симптомов, но два случая я не привожу из-за некоторой нечеткости описания.

Первый случай. «Боль в животе».

Студентка 4 курса испытывала боль в животе в ситуациях публичных выступлений. Впервые они появились еще во время обучения в начальной школе. Поэтому О.Журавлева предположила, что боль в животе является маскированной социофобией, связанной с определенными травматическими ситуациями из детства. Образ страха, созданный девушкой, напоминал человечка-печенье из мультфильма, что соответствует образу слабого и беззащитного ребенка. В ходе сеанса О.Журавлева применила целую серию терапевтических приемов, направленных на то, чтобы усилить и вырастить ребенка, сделать его способным противостоять воображаемым или реальным угрозам. Это удалось, клиентка смогла вырастить взрослого самостоятельного человека из адаптированного (в смысле теории Э.Берна) ребенка, принять его как часть собственной личности. В итоге боли прошли, страх перед публичными выступлениями исчез. Результат был достигнут всего за один сеанс, клиентка наблюдалась О.Журавлевой еще полгода, боль и страхи в течение этого периода не возобновлялись.

Второй случай. «Боль в сердце».

Женщина 65 лет наблюдается у врача, диагноз – ишемическая болезнь сердца. Боли в сердце беспокоят в течение нескольких десятков лет.

В ходе первой попытки создать образ сердечной боли, клиентка спонтанно ощутила неприятный запах, похожий на запах паленой резины. Ей даже казалось, что запах существует объективно и только свидетельство терапевта и присутствующей родственницы убедили ее в том, что ощущение этого запаха иллюзорно. Это спонтанно возникшее ощущение позволило О.Журавлевой использовать метод, давно применяемый в рамках эмоционально-образной терапии для коррекции болевых ощущений в сердце, а именно – метод обоняния воображаемого запаха боли [8], позволяющего клиенту неосознанно переработать эмоциональные переживания, лежащие в основе возникновения сердечной боли. В итоге этой непродолжительной сессии (несколько минут) запах поменял свое качество и стал приятным, «хорошим» запахом. Одновременно с преобразованием запаха полностью исчезли все болевые ощущения в сердце, уменьшилась одышка, улучшилось эмоциональное состояние, клиентка стала улыбаться.

К сожалению, на следующий день боли в сердце снова вернулись, но их интенсивность и частота уменьшилась, улучшились межличностные отношения женщины.

Третий случай. «Головная боль».

Девушка 19 лет с детства испытывает периодически возникающие боли в голове, напоминающие чувство тяжести.

Боль была похожа на огромную серую бетонную плиту, придавившую маленький, слабенький росточек. Зная, что девушку постоянно контролирует и авторитарно воспитывает мать, О.Журавлева предположила, что боль связана с подавлением самостоятельности и воли девушки со стороны ее родителя. Поэтому все ее предложения сводились к тому, чтобы активизировать и способствовать развитию этого росточка, был использован прием энергитизации слабой части личности [8]. В итоге этой работы росточек вырос и превратился в цветущее дерево, а стена уменьшилась и отодвинулась куда-то далеко, так что больше не могла давить на него. Как только это произошло, боль в голове полностью прошла. Дальнейшие наблюдения подтвердили, что боль не возникала больше в течение, по меньшей мере, 8 месяцев.

Четвертый случай. «ПМС».

Девушка 18 лет испытывала нестерпимое чувство боли и дрожь по всему телу в первый период женских критических дней. Образ боли – рука, сдавливающая все женские органы внизу живота. Как оказалось, этот спазм выражал глубокую обиду на отца, который как бы не хотел, чтобы девушка была женщиной. Когда терапевт помог клиентке, работая с образом отца, избавиться от этой обиды, спазм тотчас прекратился, боль и дрожь исчезли, руки согрелись. Далее в течение года болевые симптомы не возобновлялись.

Мкртчян К. в своей дипломной работе приводит 6 случаев коррекции болевых симптомов.

Случай 1. «Сердечная боль»

Клиентом был мужчина 53 лет, перед возникновением симптома имевший конфликт с коллегой по работе. Сердце болело на работе и по вечерам уже около двух недель.

Образ боли был похож на очень плотный черный резиновый обруч, сдавливающий сердце. Этот обруч сдерживал гневные чувства, чтобы клиент «не наделал глупостей». Терапевт сначала убедился, что клиент на самом деле не совершит ничего плохого, если обруч перестанет давить на его сердце. После чего она предложила клиенту применить прием созерцания [8], то есть мысленно сосредоточиться на черном обруче, внимательно смотреть на него. В результате этой работы, потребовавшей некоторого времени, обруч растаял, а сердце как бы увеличилось в объеме, «забилось и задышало». Клиент принял свое сердце как часть своей личности и ощутил тепло, которое разливалось по всей грудной клетке. Дальнейшая проверка подтвердила, что сердце больше не болело ни на роботе, даже в конфликтных ситуациях, ни по вечерам. Примерно через год вновь подтвердил, что болей в сердце ни разу не возникало.

Случай 2. «Боль в горле»

Молодая женщина 24 лет, замужем. Боль в горле возникла после конфликта с мужем.

Образ боли – маленький еж с большими колючками. Образ ежа обычно символизирует мужчину, а иголки – критику. Так что спонтанно возникший образ подтверждает, что происхождение боль в горле имеет психогенную природу, а причиной боли является конфликт с мужем. Этот сеанс более сложен по своей структуре. Клиента по совету терапевта последовательно применила три приема коррекции: кормление образа (метод символдрамы), парадоксальное разрешение [8] («я не буду тебя колоть» и «разрешаю тебе быть самим собой»), а также принятие образа. В результате символически конфликт клиентки с ее мужем был разрешен, что ее вполне устроило. Боль в горле прошла прямо на сеансе, что очень удивило клиентку. На протяжении последующих 4-х месяцев горло у клиентки не болело ни разу, хотя ранее простуды и боль в горле были для нее привычным явлением.

Случай 3. «Боль в горле 2»

Девушка 18 лет, горло болит в течение недели. Имеет психологические проблемы во взаимоотношениях с молодыми людьми.

Образ боли – горшочек с грязью, который неприятен девушке. В ходе анализа выяснилось, что горшочек помогает девушке защищаться от назойливых приставаний «маленьких человечков». На самом деле она испытывала дефицит внимания со стороны противоположного пола. Поэтому гипотеза терапевта состояла в том, что девушка отвергает свою женственность (сексуальность), что блокирует ее способность строить взаимоотношения с юношами. Горшочек по данным психоанализа символизирует женское начало, а грязь – отвергаемые сексуальные чувства, бессознательно отождествляемые с фекалиями.

Для преодоления этого внутреннего конфликта терапевт предложила клиентке использовать прием «поиграть с грязью» [8], но та категорически отказалась мысленно даже пальцем прикоснуться к ней. Однако согласилась применить прием «разрешить образу проявить свой скрытый потенциал» [8]. В результате чего «из грязи» вырос прекрасный цветок, дающий клиентке радость. Вместо грязи теперь в горшочке была нормальная земля, удивительным образом изменилось теперь отношение «человечков», они больше не «приставали», а стали внимательными и заботливыми, что уже не раздражало клиентку. Клиентка приняла цветочек как часть своей личности и боль в горле практически исчезла. На следующий день боль прошла окончательно, а девушка обнаружила, что к ней проявляют желаемое внимание молодые люди. С тех пор и по настоящее время горло не болело ни разу.

Случай 4. «Боль в сердце 2»

Молодой человек 19 лет, с 15 лет страдает от  болей в сердце. Боли начались после разрыва отношений с девушкой. Она предложила больше не общаться, ничего не объяснив, после чего «скорую» пришлось вызывать. Потом молодой человек дважды лежал в больнице по поводу проблем с сердцем, принимал лекарства. Девушка поступила в тот же вуз, что и молодой человек, каждый раз встречаясь с ней, он ощущает боль в сердце, все время думает о ней, не может общаться с другими девушками. А она ведет себя так, как будто ничего не было. Молодой человек не верит в возобновление отношений, да и не хочет уже. Он высказал пожелание избавиться от эмоциональной зависимости, чтобы больше не реагировать на «нее» и чтобы сердце не болело.

Терапевт обоснованно предположила, что, в соответствии с нашей концепцией образования эмоциональной зависимости [15], молодой человек много чувств вложил в отношения с девушкой и, что эти чувства до сих пор как бы находятся с ней. Она предложила ему представить эти чувства на пустом стуле напротив себя. Молодой человек «увидел» образ красного воздушного шарика в форме сердца, он признал, что это действительно его часть личности, и он хотел бы это себе вернуть.

Когда он вернул себе утраченные чувства и интегрировал их с собой, то он ощутил, что тепло разливается по его груди…

Ситуативная проверка (ему предложили представить, что он снова встречает ту девушку) показала, что больше негативных симптомов не возникает. Спустя три месяца он подтвердил, что сердце более не болело ни разу, с той девушкой его отношения стали дружескими, а его впервые заинтересовала другая девушка. В настоящее время при встречах с терапевтом постоянно подтверждает, что все прекрасно, про прежние боли он даже не вспоминает, и теперь у него появилась любимая девушка, с которой все хорошо.

Случай 5. «Головная боль»

Женщина 45 лет, замужем, имеет троих детей, старшая дочь живет отдельно, с ней живут двое сыновей. Клиентка страдает периодическими головными болями.

Образ боли – два стальных шарика, один больше другой поменьше, с шипами, которые непрерывно вращаются и царапают голову изнутри.

«Для чего они так делают?» - спросила терапевт.

Ответ: «Они таким образом кушать просят».

Понятно, что в такой ситуации оба шарика были признаны и клиентом и терапевтом образами сыновей клиентки, которые таким способом хотят получить ее внимание. Терапевт предложила клиентке мысленно покормить «шарики». Постепенно шарики стали вращаться медленнее, у них пропали колючки, сначала насытился маленький, потом большой, потом оба «уснули». В этот момент голова клиентки перестала болеть.

Мы не можем ручаться, что у нее больше не будет проблем во взаимоотношениях с сыновьями, но на данном этапе ее внутриличностный конфликт был решен, и боль исчезла.

Сеанс 6. «Боль в области желудка»

Клиент – женщина 45 лет. Боль в области желудка и тошнота возникли после того как она подавила реакцию сильного гнева. Терапевт почему-то не стала рассматривать ситуацию, вызвавшую гнев, но сосредоточила свое внимание на работе с самим чувством гнева. Для этого она предложила клиентке создать образ боли на пустом стуле. Это был образ какой-то дыни, переливающейся всеми цветами. Клиентка не смогла выполнить задачу выяснения роли образа. Когда она пересела на тот стул, куда был спроецирован этот образ, попыталась отождествиться с ним, чтобы потом ответить на вопросы терапевта, ей стало физически плохо, поэтому эту часть работы пришлось прекратить. Это означает, что образ переливающейся дыни означал для нее чрезвычайно сильные негативные чувства, скорее всего ее гнев, контакт с которым она не в силах была выдерживать.

Поэтому терапевт предложила ей воспользоваться приемом «конверсии негативной энергии» [8].  Для этого она мысленно пропускала «дыню» через некоторую «преобразующую перегородку», которая возвращала ее энергию в позитивную форму. В результате этой процедуры вся энергия «дыни» была преобразована, и вместо нее получился позитивный шар прозрачно-золотистого цвета. Боль в желудке исчезла, вместо нее возникло чувство спокойствия. Шар клиентка приняла как часть своей личности, и он вошел как раз в область под желудком.

Через несколько дней после сеанса клиентка подтвердила, что боль и тошнота не возобновлялись, улучшилось общее эмоциональное состояние и прошла бессонница.

Для проверки статистической значимости полученных результатов К.Мкртчян предлагала клиентам оценивать уровень испытываемой ими боли до сеанса и после сеанса с помощью десятибалльной шкалы. На рис.1 представлен график, отражающий динамику болевых ощущений у всех 6-ти испытуемых. Ряд 1 соответствует субъективной интенсивности болевых ощущений у испытуемых до сеанса, ряд 2 – после сеанса. Числа на оси абцисс соответствуют порядковому номеру испытуемого.

 

                

                                                         Рис.1

Для проверки значимости различий между средними показателями по группе использовался непараметрический статистический анализ по критерию Вилкоксона. Данный анализ усредненных оценок боли по группе показал, что различия в уровне боли до и после сеанса статистически значимы (р ≤ 0,01). Так что статистический анализ еще раз подтвердил и так уже совершенно очевидный результат, что эмоционально-образная терапия может помочь полностью снять болевой симптом за один сеанс.

Обе студентки также проводили перед сеансом и после него тест цветовых отношений, который также показывает, что в результате коррекционной работы закономерно улучшается эмоциональное состояние клиентов.

Последующая проверка подтвердила устойчивость полученных результатов, ремиссия во всех случаях превышала несколько месяцев, возвращение болевых симптомов не наблюдалось никогда.

Итак, две студентки 4-го курса, пройдя обучение в мастер-классе в течение 120 часов, способны снимать разнообразные болевые симптомы, связанные порой с глубокими личностными проблемами (страхами, эмоциональными зависимостями, родительскими предписаниями, конфликтами и т.д.). Они справлялись с этими случаями всего за один сеанс (не более одного часа) и результаты их работы абсолютно надежны. Наверное, это доказывает, что метод ЭОТ является очень эффективной и достаточно легко передаваемой ученикам техникой, что надежность и эффективность метода не зависят от личности мастера.

Это не означает, конечно, что все болевые симптомы и у всех клиентов могут быть сняты данными терапевтами или данным методом, главное, что количество успешных случаев достаточно велико.  Методом ЭОТ могут быть сняты только психогенные боли, причем необходимо, чтобы клиент активно сотрудничал с терапевтом.

Нами пока еще не исследованы фантомные боли, мигрени, фибромиалгии, разнообразные невралгии и т.д. Но есть некоторые успехи избавления от боли при ревматоидном артрите.  Это сложные темы, но не следует отказываться от надежды помочь страдающим людям, возможности ЭОТ могут оказаться гораздо шире, чем те, которые известны к настоящему времени.

Многочисленные психологи-практики, врачи-психоневрологи и другие медики, реально сталкивающиеся с подобными случаями, могли бы заинтересоваться методом ЭОТ, и после прохождения небольшого курса обучения внедрить его в свою повседневную работу, открыть его и свои новые возможности.

 

 

Список литературы

 

  1. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Линде Н.Д.  Медитативная психотерапия. Учебно-методическое пособие. М., 1994. Изд-во Института молодежи.       
  3. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа.       Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №1, 1997, стр. 33-41.  
  4. Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния. Журнал практического психолога. №8, 1998, стр.50-60.
  5. Линде Н.Д. Как избавиться от головной или сердечной боли за 5 минут. Брошюра. Самиздат. М., 1999.
  6. Линде Н.Д.  Основы современной психотерапии.    Москва, 2002. Изд-во «Академия»       
  7. Линде Н.Д., Королева А.П. Психологическое исцеление аллергии.    Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4, 2003, стр. 45-51.
  8. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М., 2004. Изд-во МосГУ.
  9. Линде Н.Д.  Новые методы саморегуляции. Журнал практического психолога, №1, 2005, стр.81-99.
  10. Линде Н.Д., Воронцова В.В. Эмоционально-образная терапия в работе телефона доверия. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2005, №4, стр.22-34.  
  11. Линде Н.Д., Таболина И.В.  Коррекция психологических проблем детей через эмоционально-образную терапию родителей. Ж. Семейная психология и семейная терапия. №3, 2005 г., стр.105-114.
  12. Линде Н.Д. Метод эмоционально-образной терапии. Ж. Психотерапия. №10, 2005, стр.32-33.
  13. Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии. Ж. Вопросы психологии. № 2, 2006, стр. 68-79.
  14. Линде Н.Д. Работа с Внутренним Ребенком в эмоционально-образной терапии. Ж. Вопросы психологии. № 1, 2007, стр. 159-169.
  15. Линде Н.Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии. Ж. Вопросы психологии. № 5, 2007, стр. 170-179.
  16. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Новейший справочник. – М.,СПб., 2003.
  17. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. – М.:Из-во Института психотерапии, 2005.


Просмотров: 307
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем пахнет ваша боль или Два чудесных способа как избавиться от боли за 5 минут.
  • Как прожить боль. Отличие эмоций и осознанной боли
  • Круговорот боли. Здравствуй боль!)
  • Роман на стороне, как забыть ту боль, что в сердце...
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Что поможет избавиться от боли
  • Как отличить боли в сердце при ишемической болезни от болей при тревоге и панических атаках?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Фантомные боли, или «Что со мной такое?!..»
  • Психологическая защита – что это? Защита от боли или сопротивление переменам?
  • Когда сердце разрывалось от боли…
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Ей Боль дурацкая – так иногда она боль называла - секреты мудрые открывала и улыбками душу наполняла.
  • Что нужно знать о боли?
  • Любовь - то, что хочет каждый... Освободись от старой боли
  • Боль такая - как она есть. Как принять боль?
  • Приступы необоснованной тревоги, нарушение сна, головные боли, просто необъяснимый страх! Что делать?
  • Избежать боли или приобрести что-то хорошее – какая самая сильная эмоция?
  • Психосоматика. Боли в сердце.
  • ДУШЕВНАЯ БОЛЬ. Что с ней делать и как правильно помочь?
  • Боль от потери и утраты. Что это значит и как с этим справиться?
  • ЭОТ - быстрое снятие головной боли.
  • О боли которую приносит клиент и работе с ней.
  • Когда боль ребенка - это родительская боль
  • Что вы чувствуете? О том, когда боль исцеляет.
  • Как избавиться от головной боли за 5 минут без таблеток.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как забыть то, что причиняет боль?
  • Я замужем, но все еще девственница. Страх боли.
  • Что выбрать СТРАХ или БОЛЬ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь