Кое-что о причинах болезней глазами психолога

Автор статьи: Гульнара Павлова

Кое что о причинах болезней глазами психолога 

   К психологу приходят люди с различными душевными страданиями,тупиковыми ситуациями,с вопросами, на которые не могут найти ответы и конечно с психосоматическими симптомами и заболеваниями.Хотелось бы сегодня поговорить вообще о заболеваниях и острых ,и хронических, а не только о тех, которые называют психосоматическими.

     Наши клиенты часто имеют наряду с психологическими проблемами и немало различных заболеваний.И часто в результате работы эти болезни либо проходят, либо наблюдаются значительные улучшения в состоянии человека.Возможно у большинства болезней есть психологические причины или условия, способствующие их возникновению, развитию и сохранению.

     В этой заметке напишу только о некоторых психологических причинах болезней, с которыми приходилось встречаться в своей практике. Очень часто у человека с каким-то хроническим заболеванием видишь и наличие хронической эмоции или чувства.Это может быть и беспомощность, беззащитность, печаль, гнев, тревога, страх, чувство вины и др. И работа клиента с этим хроническим чувством или эмоцией приводит и к изменениям в его хроническом заболевании.

     Конечно, чем дольше у человека задержалась болезнь, тем больше привыкание и адаптация к ней, "обрастание" болезни вторичными выгодами. При достаточной  и упорной мотивации и сформированном намерении в терапии человек часто обнаруживает свои "выгоды" и становится способным от них отказаться или получать тоже самое , но не от болезни.

     Но часто в работе сталкиваешься с тем, что есть случаи, в которых от так называемой выгоды отказаться невозможно, поскольку болезнь( часто хроническая) является для человека необходимостью.Эта болезнь несет в себе смысл, дающий возможность жить.Болезнь имеет смыслообразующую функцию, подобно стержню, вокруг которого строится вся жизнь человека.

     В этом случае целесообразно работать не только с этим человеком, а с его системой, в которой болезнь приобрела значение смысла жизни.Этот человек в своей системе возможно является "точкой сброса" напряжения системы. Такие выводы я сделала после работы с клиентами с хроническими заболеваниями, ушедшими из терапии. Они не смогли вступить в диалог со своей проблемой, т.к. слишком высока для них была цена ,и на тот момент выбором оказалась болезнь.

     Если семейная система на протяжении многих лет функционирует(с хроническим заболеванием одного или нескольких ее членов) и сохраняет определенное равновесие, то изменения затруднены, иногда невозможны в данный отрезок времени.

     Пример инвалидизации матерью своего сына. Неработающая всю жизнь мать воспитывает единственного сына, который всю жизнь до 25 лет болеет-"болезненный слабенький мальчик".Мать причитает, что всю свою жизнь не может работать и заниматься своей жизнью из-за этого, поскольку все время занимается исследованием его здоровья и лечением. Она была очень удивлена и гневалась , когда в 18 лет его признали ограниченно годным для армии.Все свои каникулы и в школе ,и в студенчестве мать клала его в медицинские институты  на обследования.Врачи находили небольшие проблемы, но ничего страшного.Это злило и инициировало новые обследования.

     Отец сначала отстранился, а потом ушел из семьи.Всю жизнь мать инвалидизировала сына, делала из него немощного и больного, ограничивала от реальной жизни .Поскольку больной сын был ее смыслом жизни. Парень не имел друзей, вел только домашний образ жизни.За много лет он сам уверился в своей инвалидности ,и болезни стали проявлять себя на органическом уровне.Он принял все ограничения, стал не способен обходиться без матери ни дня.Он получил высшее образование, но работает дома, т.к. при расставании с матерью у него начинается паника и сердечный приступ. К психотерапевту его направил врач, после . бесконечных вызовов  скорой помощи  матерью .

     Такая инвалидизация парня дает матери и ее сыну смысл жизни  и служит равновесию данной системы. У парня на тот момент не было сил ( желания) и мотивации отказаться от такого смысла и работать над своей проблемой, а мать отказалась от семейной терапии, поскольку это бы значило отказ от жизни .

     С такими случаями работать трудно, иногда невозможно в данный период времени. В терапии человеку важно понять смысл заболевания для него и его семьи (системы), и возможно работать с семейной системой. Основой для заболеваний часто являются семейные сценарии ( часто родовые), ограничивающие убеждения, бессознательные установки, родовые лояльности , клятвы и даже когда-то данные обеты.



Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • 21 день для Жизни. Практика "Мать и Жизнь"
  • Жизнь после расставания: как общаться с бывшими, если приходится часто встречаться.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • "Иждивенчество" – болезнь или образ жизни?
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • Как мы так и НЕ познакомились с фразой "мой ребёнок часто болеет"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • Стоит ли женщине часто говорить мужчине о своей любви к нему?
  • Зависимость в любовных отношениях или "жизнь без него теряет смысл".
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Лейкоз - болезнь-одиночка (серия "Жизнь с лейкозом")
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Сделай "козырной" карту своей жизни, техника.
  • Осколки подлинного "Я". Как стать хозяином своей жизни?
  • "Я потратила на тебя лучшие годы своей жизни!"
  • Кто еще хочет обрести гармонию в своей жизни? Гавайская техника "Хоопонопоно"
  • Будущее, которое не пугает, а радует! Или "Как стать хозяином своей жизни?"
  • Как "проработанность в своей травме" помогает в жизни?
  • Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть II
  • "Почему меня часто насилуют?" О провоцирующем поведении жертв
  • Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть I



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь