|
Можно ли научиться ответственности?Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
- Проблема Вселенной в том, что люди не хотят взрослеть, - сказал Мастер со вздохом. - А когда можно сказать, что человек повзрослел? – спросил ученик. - В тот день, когда отпадает необходимость во всем его обманывать. Слово «ответственность» уже само по себе несет какой-то страшновато-негативный оттенок. Особенно, если вспомнить про множество ее видов, которые существуют в обществе – административная, уголовная и т.д. Боязнь ответственности Часто клиенты приходят к выводу, что боятся ответственности. Причем это связано со всем: принятие решений о собственной карьере, занятии бизнесом, вступлении в серьезные отношения, рождении ребенка, покупке квартиры или дома… Объединяет все эти случаи необходимость начала нового этапа жизни. Там все будет по-другому. И человек это прекрасно понимает. В качестве метафоры для ответственности мне ближе всего «дверь». Причем такая, войти в которую можно достаточно легко, а вот выйти будет весьма затруднительно, если вообще возможно. Дверь бизнеса. Дверь новой работы. Дверь отношений. Дверь родительства. В одном из определений ответственности говорится о ней, как о способности отвечать за свои поступки и их последствия. В нашем примере – это готовность не только открыть нужную дверь, но и пройти до конца скрывающийся за ней этап, который может занять значительную часть жизни, иногда даже всю ее. Последствия скрываются по ту сторону двери. Здесь о них можно лишь догадываться, прикидывать, моделировать и обыгрывать. Часто человек думает, что можно приоткрыть эту дверь и окинуть взором предстоящий этап или даже пройтись по нему в демо-режиме. Здесь скрывается опасность начать играть в ответственность, продолжая стоять на границе, не двигаясь с места. Человек одной ногой уже ступил на новый этап, но другая по-прежнему стоит в прошлом. Очевидно, что никакого перехода к новой жизни не произойдет, пока он сам не переставит отставшую ногу вперед. Выгода от такой «пограничной» игры вполне очевидна – те самые последствия, за которые нужно отвечать и платить, так и не наступают. Соответственно никакая плата как будто и не берется. В этой игре бесконечное количество попыток или «жизней». Но есть и минусы – создается устойчивое ощущение стояния на месте, хождения по замкнутому кругу. Как научиться ответственности? Этот вопрос интересует многих людей. Какие же навыки или приемы могут помочь воспитать в себе это чувство и снизить страх? «Прозрачная дверь» Сделать дверь ответственности максимально прозрачной. Намеренно промоделировать и проиграть все, что там будет происходить. Как со стороны в качестве наблюдателя, так и потом уже из своих глаз. На самом деле это обыкновенный прием мысленной репетиции. Нужно в какой-то момент стать режиссером и снять фильм о том будущем, где вы войдете за эту дверь, будь то бизнес, работа, отношения или родительство. На сцене или киноэкране увидеть себя в главной роли, который пытается примерить на себя новое поведение, новые обязательства, связанные с предстоящим важным жизненным этапом. Если фильм вам понравился, то можно войти внутрь собственного образа и испытать все ощущения уже от первого лица. Если вы понимаете, что ожидается провал, то меняйте декорации, манеру своего поведения до тех пор, пока увиденное не станет лучше. Если же вы чувствуете, что все равно не получается, то переходите к следующему приему. «Наставник» Наш мир полон возможностей, как бы это банально ни звучало. В нем есть масса людей, которые уже прошли ту самую дверь, перед которой вы стоите в раздумьях. Кто смог бы быть вашим наставником? Увидьте его перед собой. Как бы он прошел этот путь? Что бы он делал по-другому в том фильме, который вы старательно режиссировали в предыдущем пункте? Позвольте ему проложить тропинку, показав вам небольшой «мастер-класс» на заданную тему. Ведь он (или она) действовал бы несколько иначе? В чем эти отличия от вашего исполнения новой роли? Наставник может открыть для вас потаенную и вызывающую трепет дверь. И даже проложить там путь. Но идти по нему в любом случае должны будете вы сами. Поэтому после наблюдения за «мастер-классом» вновь попробуйте увидеть то, как вы бы исполнили сами эту роль теперь. Испытайте ее сначала снаружи, а потом изнутри. Если после всех действий понимаете, что все равно остался страх и дискомфорт, то можете выбрать другого наставника и снова подредактировать исполнение своей роли. Однако даже после поддержки наставника может остаться страх, и довольно сильный. Тогда можно попробовать использовать следующий прием. «Институт ответственности» Здесь мы исходим из того, что, несмотря на советы наставника и информационную прозрачность будущих шагов, страх все равно остается. Боязнь ответственности продолжает нас терзать и создавать приличный дискомфорт. В первую очередь стоит «опредметить» этот страх. Описать, где в теле он находится и какую область занимает. Мысленно потрогать его и оценить температуру, упругость, гладкость поверхности. После чего попытаться всмотреться в эти ощущения и определить их форму, цвет и то, на что они похожи. Это делается не просто так. Описав страх таким образом, мы создаем его модель, сконструированную из наших эмоций, образов и ощущений. Как известно, любой системой можно управлять, только выйдя за ее пределы. Описание наших ощущений – это и есть разновидность подобного «выхода из системы», после чего с описанным можно начинать что-то делать. Теперь «опредмеченный» страх ответственности нужно отправить на соответствующее обучение. Прием заключается в том, чтобы представить где-то в пространстве так называемый институт ответственности, куда следует отправить часть страха. Важно, чтобы эта часть прошла там полный курс обучения и обязательно вернулась с дипломом или сертификатом. Итак, можно ли все-таки научиться ответственности? Описанные выше приемы, конечно же, не являются полным руководством того, как научиться ответственности. Они скорее являются инструментами, позволяющими запустить внутри себя некий более важный процесс. Речь идет о процессе взросления. Ответственность – это неотъемлемое качество взрослого человека. Можно переформулировать это несколько иначе: страх ответственности равносилен страху взросления. За дверями, о которых говорилось в статье выше, находятся этапы, которые нельзя пройти, не повзрослев при этом. А еще там скрываются огромные возможности для собственного роста. Возможности, которые можно упустить, если остаться стоять в дверях, не решаясь шагнуть вперед. В завершение – современная притча. Однажды, профессор на одной из лекций представил нам новенькую. В этот момент я почувствовала легкое прикосновение к своему плечу. Оглянувшись, я увидела маленькую сухонькую старушку, улыбающуюся мне так открыто, что невольно улыбка озарила и мое лицо. — Привет, красавица, меня зовут Роза и мне 87 лет, – сказала она. – Могу я присесть рядом? Я заулыбалась и подвинулась, чтобы уступить ей место. — А если серьезно? – Роза нравилась мне все больше и больше. Меня заинтересовали мотивы появления здесь этой весьма пожилой женщины. В конце семестра мы пригласили ее произнести речь на выпускном вечере. Когда она шла к трибуне, листки со шпаргалками выпали из ее рук. Смутившись, Роза попыталась подобрать их, но собрала далеко не все листочки. — Мы не перестаем играть, потому что мы взрослеем. Мы взрослеем, потому что перестаем играть. Есть всего лишь несколько составляющих Вашего успеха, молодости и счастья. Вы должны улыбаться и каждый день находить что-то смешное в жизни. Вам необходима мечта. Когда Вы перестаете мечтать – Вы умираете. Вокруг нас столько людей, которые мертвы и они даже не догадываются об этом! Есть огромная разница между старением и взрослением. Если Вам 19 лет и Вы целый год будете валяться на диване и ничего не делать – Вам станет 20. Если я проваляюсь на диване целый год и ничего не буду делать – мне исполнится 88. Нет ничего сложного в том, чтобы стать старше. Нам не нужен талант или дар для того, чтобы постареть. Дар в том, чтобы открыть новые возможности для себя в переменах. Не жалейте ни о чем! Старые люди обычно не сожалеют о сделанном, они скорбят о том, чего они не успели сделать. Боятся смерти только те, в ком есть много сожаления. Через год Роза получила высшее образование, о котором она так долго мечтала. А еще через неделю она тихо умерла во сне. Более двух тысяч студентов пришло на ее похороны, в память о том, что эта маленькая светлая женщина научила их быть теми, кем они могут и хотят быть. Запомните: старение – неизбежно, взросление – выборочно.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Здесь можно почитать другие мои статьи Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|