SOS! Инициатива наказуема (критикуем психолога)

Автор статьи: Татьяна Силаева

SOS!   Инициатива наказуема (критикуем психолога)

SOS Инициатива наказуема критикуем психолога

 

 

«Я слышал столько клеветы в Ваш адрес,

что у меня нет сомнений: Вы - прекрасный человек!»

(О. Уайльд)

 

Бывают в нашей профессии моменты, когда мы, психологи (психотерапевты, врачи, психиатры) «отдаемся» своему делу

- полностью

- без остатка

- если попросят

- когда не просят

- до конца (сил, эмоций, времени, без сна).

И нам кажется, что эти бессонные ночи и уйма времени были потрачены не зря – еще одну «заблудшую» душу «поддержали», спасли, направили.

Каково же бывает наше удивление, что вместо благодарности, мы получаем, как минимум, кляузу (как максимум – судебное разбирательство).

А что же Вы хотели? Инициатива – это всегда риск. А инициатива с людскими ресурсами – риск в тройне!

И мы, вправе рассчитывать на достойное признание нашей работе, в которую мы вложили не только душевные силы, личное время, но и уйму средств – все эти тренинги, семинары, обучения, повышения…

А вместо этого – облом!

За что? – кричит (ноет, подвывает, вопрошает) наша раненая душа.

А вот ни за что! Профессия такая! Мы попадаем в подобную ситуацию специально - для того, чтобы развиваться: «А что во мне есть такого, что я попал(а) в такую ситуацию, что мне попался такой человек? Что я могу в себе исправить?»! Сами все знаете, господа психологи. С таким подходом, эта «кляузная» ситуация неблагодарности в наш адрес – пойдет нам только на пользу. А проблемы недовольного клиента мы оставляем хозяину претензии, не забывая поблагодарить его за то, что он указал нам направление нашего развития.

Ну а если уж серьезно - предлагаю разбираться вместе, кто того желает.

Чтобы разобраться – ответим на возникшие, в связи с критической ситуацией критики психологов, вопросы.

 

  1. Что это за критика – по существу или «высосана из пальца»?

Ответ. Это критика авторитетного субьекта или же критика «желтой прессы», критика адекватная или неадекватная? Разница есть? Тогда –при критике авторитетов, мы анализируем и развиваемся. «Желтую критику» используем. Как рекламу (Смотри мою статью на эту тему «Бесполезные психологи» http://www.psyoffice.ru/article/bes-po-leznye_psihologi_/).

 

  1. 2.     Кого критикуют?

Ответ. Критикуют всех тех, кто проявляет инициативу.

- кто смеет

- кто выпячивается

- кто заявляет

- по новому

- по своему

- не противореча нормам законности и порядка.

 Вариантов 2-а.

- Либо ты сидишь, не высовываясь, но без критики – не развиваешься.

 - Либо ты проявляешь инициативу. Чем больше инициативы – тем вероятность критики возрастает (инициатива наказуема - все об этом знают, чего ж тогда удивляься-то?. Выбор за тобой. Есть третий вариант. Когда выделиться нечем, а славы хочется. Тогда можно напакостить – и польется критика дождем! Хорошо! Известность! Все лучше бесславного существования. Некоторые так и поступают (скажу по секрету – это не мой метод).

3.     Кто критикует?

Ответ. Критикуют, как правило, и свои и чужие.

- Свои – те, кто нам симпатизирует.

- Чужие – кто нам не симпатизирует. Независимо от сферы принадлежности к психологическому, клиентскому, родственному, дружескому и другим сообществам:

- нейтральные – мы для низ предметны (например, у врачей отношение к пациентам зачастую, как к телу (предмету) – обезличивание по причине профвыгорания)

- в одиночку

- коллективно (семья, друзья, сообщество. Организация…).

  4. Почему критикуют?

Ответ.

- из лучших побуждений

- с дружескими намерениями

- желают нам помочь

- развить

- заодно со всеми (все ругают)

- повысить за счет нас свою значимость

- просто так

- используют нас в качестве тренажера – развивают свои писательские навыки

- попались под руку

- у критикуюшего было плохое настроение

- плохое самочувствие

- не оправдали чьих-то надежд

- вы сами позволили нарушить Ваши границы.

     А так же: часто критикующий в Вашем лице критикует другого вместо Вас (того, кто до вас не оправдал его надежд). На Вас же он перенес свои накопившиеся претензии и слил (использовал для разгрузки негативных эмоций). Значит, Вы на каком-то этапе не отследили, проморгали «манипулятивно-шантажистские» потребности клиента).

 5.     За что критикуют?

Ответ. За наши – нестандартные, инновационные, парадоксальные, не традиционные

- мыли

- действия

- методы

6. Как часто критикуют?

Ответ. Иногда, всегда, никогда . Как вариант – часто, почти всегда.

 

7. Каким образом это происходит?

Ответ. По разному:

- советы доброжелательные

- замечания конструктивные

- слухи

- сплетни

- разговоры

- наговоры

- глухой телефон

- жалобы

- кляузы

- устно

- письменно

- подрыв нашего авторитета

- на форуме

- на сайте

- среди знакомых

- не знакомых

- в одиночку

- коллективно

- даже через заявления в суды. Вот пример в статье "Время определиться... (о проблемах "детей - 404") " http://www.psyoffice.ru/blog/?razdel=2.

 

Таким образом. Были перечислены способы критики

- от безобидных

- до: не наносящих вред имуществу

- и не наносящих вред здоровью.

Хорошо еще, что критика не переходит в злобную месть с протыканием шин у твоей машины, серной кислоты, кирпича из-за угла и т.д. У наших коллег психиатров смертность - не единичный случай, но там неадекватный контингент. Хотя мы тоже имеем контакт с паталогией, предпаталогией, пограничными состояниями, «суицидальниками» (за них мы тоже в ответе, не составишь вовремя контракт – можно вляпаться в судебное разбирательство).

Безобидные-то они безобидные. Однако. Почему же тогда с 01.01.2016 вступает в силу ст.69 закона Минздрава (вероятнее всего за N 323-ФЗ), с дополнениями статей об охране психолога на рабочем месте вплоть до уголовной ответственности, с денежной компенсацией в случае нанесения вреда специалисту-психологу пациентом (клиентом) - читала в инете сама лично? А также, в настоящее время находится на стадии подписания проект приказа, который позволяет сократить рабочее время социальных психологов на час (сообщила мне коллега – социальный психолог).

Ох, не зря вносят изменения и уточнения в законы в пользу психологов. Ох, пресса умалчивает о ….! Иначе бы кто бы «с подвиг» бы закон о нас, «бесполезных». На эту тему можно прочесть в моей статье «Бесполезные психологи» http://www.psyoffice.ru/article/bes-po-leznye_psihologi_/.

Возвращаемся к теме. Итак.

Как же мы относимся к критике. Особенно к не справедливой (на наш взгляд)? Очевидно, что - все по-разному, в зависимости от ситуации.

Сами конфликтные ситуации возникают не на пустом месте, а в случаях

- нашего профессионаьного выгорания

- манипулятивных действий со стороны клиента

- не желании брать ответственности на себя (клиентом)

- откровенное скидывание ответственности на психолога

- грубые выражения со стороны (чаще клиента)

- грубые действия со стороны (чаще клиента)

- расстройство настроения (диагностически)

- расстройство поведения (диагностически)

- хамство (со стороны клиента, со стороны специалиста – очевидно, что тоже бывает)

- неадекватность (со стороны клиента, со стороны специалиста – вероятность допустимая – чего только в жизни не бывает!)

- монолог со стороны клиента (нет диалога)

- слово-речивость сверх нормы (симптоматично).

Исходя из изложенного, в случае не конструктивной критики в нашу сторону, на мой (поверхностный, не критический) взгляд:

не стоит так уж пугаться кляуз. И вот почему - поймут только психологи, оказавшиеся в подобной ситуации.

1. Когда клиенты не проговаривают (не осознают) четко свой запрос и перекладывают это на терапевта, получается манипуляция и скидывание ответственности.

Обращаю Ваше внимание на то, что имеется  ввиду "сознательная манипуляция или бессозательная продолжительная", (то есть, если вначале она была бессознательной, то затем осознана) - и здесь уже проблема психолога в том,  что он поволил "пробить" свои границы.

2. Понятно, что такая ситуация, как минимум, не может нравиться психологу, потому что его границы уже нарушены.

3. "Работать" с нарушенными границами психологу проблематично (клиент не желает брать на себя ответственность, как  на начальном этапе запроса, так и далее).

Что делать в тако, не простой ситуации?

Для этого существуют парадоксальные методы обратного внимания к клиенту (не мягкая поддержка, а достаточно грубовато-грубый "пинок под зад)".

Парадоксальные методы не так уж и плохи. Их заслуга состоит в том, что они способны вытащить из, казалось бы, безнадежной ситуации там, где традиционые методы не помогли (вспомните фильмы, истории, где  злость (не любовь) - активировала остаточные резервные силы больного, отчаявшегося  человека. Об этом говорится в моей статье «Парадоксальные методы в психологии.

А для себя любимого (ой), вероятно, необходимо

- работай в меру, помогай в меру - не старайся слишком (без остатка)

- перестать себя «бичевать»

- не ты первый(ая) – не ты последний(яя)

- скоро привыкнешь

- привыкнешь до такой степени, что тебе, возможно, будет не доставать критики

- в минуты бесславия ты будешь мечтать о критике – ЛЮБОЙ!!

- критика означает, что ты ЕСТЬ!

- ты не можешь нравиться всем, всегда, везде

- это нормально

- поэтому просто отпусти ситуацию

- на время отпусти

- забудь, займись любимым делом

- приятным клиентом

- спустя какое-то время

- вернешься к этой критичной теме

- если она все еще будет актуальна

- если ты вспомнишь о ней

- а если не вспомнишь

- пусть будет тебе уроком эта ситуация

- и в следующий раз

- когда тебя не заслуженно критикуют

- спроси себя, для чего ты в этой ситуации

- что можно улучшить в себе, для себя

- поблагодари «своего обидчика»

- а вспомнил(а) ли ты об этом через полгода (год, 5-ть лет)?

- сразу станет все ясно

- стоит ли эта критика твоего сверх внимания.

Ах да, конечно же стоит! Пусть она сослужит нам добрую роль в нашей рекламе! Ведь любая палка о двух концах!

Как вам это? -  "Когда нас не заслуженно, не справедливо ругают - это верный знак, что мы движемся в правильном направлении". Вы согласны?

Да и ведь, правда - не могут же так много уделять внимания плохому человеку?

Поэтому, я намеренно повторяюсь, заканчивая статью фразой-эпиграфом, с которой я начинала эту статью:
«Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы - прекрасный человек!» - (О. Уайльд).

 

 

 

Автор статьи                                 Медицинский психолог Силаева Т.Н.



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Прием "борьба без применения силы. Ответ на статью "Как реагировать, когда тебя посылают...
  • Причины критики и что делать, когда критикуют.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Парадоксальные методы в психологии ("Да на тебе пахать надо!")
  • "Как планировать время, чтобы всё успевать?" - ответ на вопрос
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Когда плохо?! Или "У медали две стороны"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Почему психологи всегда будут "ниже" врачей
  • Ответ на вопрос "Из чего состоит любовь?"
  • Рациональный Ответ Критике Окружающих: "мини-тренинг ассертивности"
  • Как просить, чтобы чаще слышать в ответ "да".
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • О пользе конструктивной критики и деструктивности фразы "Вы просто мне завидуете"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • Конфликт, критика, границы... (продолжение статьи "Конфликт и конфронтация")
  • Критика конструктивной критики.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь