|
SOS! Инициатива наказуема (критикуем психолога)Автор статьи: Татьяна Силаева
SOS! Инициатива наказуема (критикуем психолога)
«Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы - прекрасный человек!» (О. Уайльд)
Бывают в нашей профессии моменты, когда мы, психологи (психотерапевты, врачи, психиатры) «отдаемся» своему делу - полностью - без остатка - если попросят - когда не просят - до конца (сил, эмоций, времени, без сна). И нам кажется, что эти бессонные ночи и уйма времени были потрачены не зря – еще одну «заблудшую» душу «поддержали», спасли, направили. Каково же бывает наше удивление, что вместо благодарности, мы получаем, как минимум, кляузу (как максимум – судебное разбирательство). А что же Вы хотели? Инициатива – это всегда риск. А инициатива с людскими ресурсами – риск в тройне! И мы, вправе рассчитывать на достойное признание нашей работе, в которую мы вложили не только душевные силы, личное время, но и уйму средств – все эти тренинги, семинары, обучения, повышения… А вместо этого – облом! За что? – кричит (ноет, подвывает, вопрошает) наша раненая душа. А вот ни за что! Профессия такая! Мы попадаем в подобную ситуацию специально - для того, чтобы развиваться: «А что во мне есть такого, что я попал(а) в такую ситуацию, что мне попался такой человек? Что я могу в себе исправить?»! Сами все знаете, господа психологи. С таким подходом, эта «кляузная» ситуация неблагодарности в наш адрес – пойдет нам только на пользу. А проблемы недовольного клиента мы оставляем хозяину претензии, не забывая поблагодарить его за то, что он указал нам направление нашего развития. Ну а если уж серьезно - предлагаю разбираться вместе, кто того желает. Чтобы разобраться – ответим на возникшие, в связи с критической ситуацией критики психологов, вопросы.
Ответ. Это критика авторитетного субьекта или же критика «желтой прессы», критика адекватная или неадекватная? Разница есть? Тогда –при критике авторитетов, мы анализируем и развиваемся. «Желтую критику» используем. Как рекламу (Смотри мою статью на эту тему «Бесполезные психологи» http://www.psyoffice.ru/article/bes-po-leznye_psihologi_/).
Ответ. Критикуют всех тех, кто проявляет инициативу. - кто смеет - кто выпячивается - кто заявляет - по новому - по своему - не противореча нормам законности и порядка. Вариантов 2-а. - Либо ты сидишь, не высовываясь, но без критики – не развиваешься. - Либо ты проявляешь инициативу. Чем больше инициативы – тем вероятность критики возрастает (инициатива наказуема - все об этом знают, чего ж тогда удивляься-то?. Выбор за тобой. Есть третий вариант. Когда выделиться нечем, а славы хочется. Тогда можно напакостить – и польется критика дождем! Хорошо! Известность! Все лучше бесславного существования. Некоторые так и поступают (скажу по секрету – это не мой метод). 3. Кто критикует? Ответ. Критикуют, как правило, и свои и чужие. - Свои – те, кто нам симпатизирует. - Чужие – кто нам не симпатизирует. Независимо от сферы принадлежности к психологическому, клиентскому, родственному, дружескому и другим сообществам: - нейтральные – мы для низ предметны (например, у врачей отношение к пациентам зачастую, как к телу (предмету) – обезличивание по причине профвыгорания) - в одиночку - коллективно (семья, друзья, сообщество. Организация…). 4. Почему критикуют? Ответ. - из лучших побуждений - с дружескими намерениями - желают нам помочь - развить - заодно со всеми (все ругают) - повысить за счет нас свою значимость - просто так - используют нас в качестве тренажера – развивают свои писательские навыки - попались под руку - у критикуюшего было плохое настроение - плохое самочувствие - не оправдали чьих-то надежд - вы сами позволили нарушить Ваши границы. А так же: часто критикующий в Вашем лице критикует другого вместо Вас (того, кто до вас не оправдал его надежд). На Вас же он перенес свои накопившиеся претензии и слил (использовал для разгрузки негативных эмоций). Значит, Вы на каком-то этапе не отследили, проморгали «манипулятивно-шантажистские» потребности клиента). 5. За что критикуют? Ответ. За наши – нестандартные, инновационные, парадоксальные, не традиционные - мыли - действия - методы 6. Как часто критикуют? Ответ. Иногда, всегда, никогда . Как вариант – часто, почти всегда.
7. Каким образом это происходит? Ответ. По разному: - советы доброжелательные - замечания конструктивные - слухи - сплетни - разговоры - наговоры - глухой телефон - жалобы - кляузы - устно - письменно - подрыв нашего авторитета - на форуме - на сайте - среди знакомых - не знакомых - в одиночку - коллективно - даже через заявления в суды. Вот пример в статье "Время определиться... (о проблемах "детей - 404") " http://www.psyoffice.ru/blog/?razdel=2.
Таким образом. Были перечислены способы критики - от безобидных - до: не наносящих вред имуществу - и не наносящих вред здоровью. Хорошо еще, что критика не переходит в злобную месть с протыканием шин у твоей машины, серной кислоты, кирпича из-за угла и т.д. У наших коллег психиатров смертность - не единичный случай, но там неадекватный контингент. Хотя мы тоже имеем контакт с паталогией, предпаталогией, пограничными состояниями, «суицидальниками» (за них мы тоже в ответе, не составишь вовремя контракт – можно вляпаться в судебное разбирательство). Безобидные-то они безобидные. Однако. Почему же тогда с 01.01.2016 вступает в силу ст.69 закона Минздрава (вероятнее всего за N 323-ФЗ), с дополнениями статей об охране психолога на рабочем месте вплоть до уголовной ответственности, с денежной компенсацией в случае нанесения вреда специалисту-психологу пациентом (клиентом) - читала в инете сама лично? А также, в настоящее время находится на стадии подписания проект приказа, который позволяет сократить рабочее время социальных психологов на час (сообщила мне коллега – социальный психолог). Ох, не зря вносят изменения и уточнения в законы в пользу психологов. Ох, пресса умалчивает о ….! Иначе бы кто бы «с подвиг» бы закон о нас, «бесполезных». На эту тему можно прочесть в моей статье «Бесполезные психологи» http://www.psyoffice.ru/article/bes-po-leznye_psihologi_/. Возвращаемся к теме. Итак. Как же мы относимся к критике. Особенно к не справедливой (на наш взгляд)? Очевидно, что - все по-разному, в зависимости от ситуации. Сами конфликтные ситуации возникают не на пустом месте, а в случаях - нашего профессионаьного выгорания - манипулятивных действий со стороны клиента - не желании брать ответственности на себя (клиентом) - откровенное скидывание ответственности на психолога - грубые выражения со стороны (чаще клиента) - грубые действия со стороны (чаще клиента) - расстройство настроения (диагностически) - расстройство поведения (диагностически) - хамство (со стороны клиента, со стороны специалиста – очевидно, что тоже бывает) - неадекватность (со стороны клиента, со стороны специалиста – вероятность допустимая – чего только в жизни не бывает!) - монолог со стороны клиента (нет диалога) - слово-речивость сверх нормы (симптоматично). Исходя из изложенного, в случае не конструктивной критики в нашу сторону, на мой (поверхностный, не критический) взгляд: не стоит так уж пугаться кляуз. И вот почему - поймут только психологи, оказавшиеся в подобной ситуации. 1. Когда клиенты не проговаривают (не осознают) четко свой запрос и перекладывают это на терапевта, получается манипуляция и скидывание ответственности. Обращаю Ваше внимание на то, что имеется ввиду "сознательная манипуляция или бессозательная продолжительная", (то есть, если вначале она была бессознательной, то затем осознана) - и здесь уже проблема психолога в том, что он поволил "пробить" свои границы. 2. Понятно, что такая ситуация, как минимум, не может нравиться психологу, потому что его границы уже нарушены. 3. "Работать" с нарушенными границами психологу проблематично (клиент не желает брать на себя ответственность, как на начальном этапе запроса, так и далее). Что делать в тако, не простой ситуации? Парадоксальные методы не так уж и плохи. Их заслуга состоит в том, что они способны вытащить из, казалось бы, безнадежной ситуации там, где традиционые методы не помогли (вспомните фильмы, истории, где злость (не любовь) - активировала остаточные резервные силы больного, отчаявшегося человека. Об этом говорится в моей статье «Парадоксальные методы в психологии. А для себя любимого (ой), вероятно, необходимо - работай в меру, помогай в меру - не старайся слишком (без остатка) - перестать себя «бичевать» - не ты первый(ая) – не ты последний(яя) - скоро привыкнешь - привыкнешь до такой степени, что тебе, возможно, будет не доставать критики - в минуты бесславия ты будешь мечтать о критике – ЛЮБОЙ!! - критика означает, что ты ЕСТЬ! - ты не можешь нравиться всем, всегда, везде - это нормально - поэтому просто отпусти ситуацию - на время отпусти - забудь, займись любимым делом - приятным клиентом - спустя какое-то время - вернешься к этой критичной теме - если она все еще будет актуальна - если ты вспомнишь о ней - а если не вспомнишь - пусть будет тебе уроком эта ситуация - и в следующий раз - когда тебя не заслуженно критикуют - спроси себя, для чего ты в этой ситуации - что можно улучшить в себе, для себя - поблагодари «своего обидчика» - а вспомнил(а) ли ты об этом через полгода (год, 5-ть лет)? - сразу станет все ясно - стоит ли эта критика твоего сверх внимания. Ах да, конечно же стоит! Пусть она сослужит нам добрую роль в нашей рекламе! Ведь любая палка о двух концах! Как вам это? - "Когда нас не заслуженно, не справедливо ругают - это верный знак, что мы движемся в правильном направлении". Вы согласны? Да и ведь, правда - не могут же так много уделять внимания плохому человеку? Поэтому, я намеренно повторяюсь, заканчивая статью фразой-эпиграфом, с которой я начинала эту статью:
Автор статьи Медицинский психолог Силаева Т.Н. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|