|
Пути познания своей души. Астрология.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
«Согласно древнему гностическому преданию, Адам, первочеловек, посмотрел на себя в зеркало и потерял свою «небесную природу», стал «знающим». В его собственной груди обнаружился двойник, притаилась «тень». В нем вспыхнуло неутомимое желание узреть его, овладеть им, а затем воссоединиться с ним заново, чтобы вернуть себе былое единство. Началась эпоха трагического противостояния между темной и светлой стороной в человеке, начало обратного восхождения к самому себе, к божественной искру в человеческой груди, конечной цели всякого познания». [И.Якоби.]
Познай самого себя – именно эти слова были начертаны в давние-стародавние времена на храме Дельфийского оракула. Говорят, что они были возвещены самим Аполлоном. Но как познать себя? Где путь? Человек искал его «на суше и на море. Похоже, он ищет его до сих пор. Рассмотрим некоторые системы познания себя, начиная с глубокой древности. Представляю вашему вниманию исторический экскурс, начиная с архаичных времен. Чтобы понять мировоззрение первобытного человека, лучше всего понаблюдать за ребенком, который живет в мире, и является его неотъемлемой частью. Малыш пока еще имеет никакого понятия об уникальности своей души. Он – часть природы, мироздания. И не задумывается о себе, как об отдельной единице. Это – состояние единения, блаженного неведения, утерянное взрослым человеком. Взрослый же переживает своеобразное «изгнание из рая», уходя из страны детства. Утратив это первобытное состояние с развитием культуры, человек осознал себя песчинкой, мелкой букашкой, «атомом» в огромной Вселенной. Воспринимаемый как «не я», Мир расширился до космических размеров, поражал своей огромностью и...пронзительной отчужденностью. И в этом пространстве человек стал воспринимать себя по указанию Гермеса Трисмегиста. Как микрокосм. В качестве крошечного зеркального отражения Вселенной. Не зря ж на Изумрудных Скрижалях Гермеса начертано: «Как наверху, так и внизу». Это была попытка вновь стать частью Вселенной, частью утраченного мира. Следствием этого закона детерминации (причинности явлений), стал фатализм, освобождающий от личной ответственности и дающий чувство сопричастности всеохватывающему целому. Душа лишилась свободы выбора и возможности принятия решений. Ведь в этой системе судьба предопределена свыше. Весь ход истории и жизни человека определялся цепью причин и их следствий. Поскольку все, что относилось к миру души, находилось снаружи, человек был полностью проецирован на внешний мир и считался производным от внешних обстоятельств. И человек не помышлял о сопротивлении, поскольку будущее было предрешено часом его рождения. Все его мольбы были обращены к небу, ибо знание вселенной означало знание собственной сущности. Выражением подобного мировоззрения стала Астрология, означавшая вернейший путь к самому себе. У астрологии было два периода расцвета, хотя она с самого начала своего возникновения, не прекращала жить в умах людей и никогда не исчезала совершенно. Первое упоминание относится к клинописным табличкам из библиотеки царя Ашурбанипала (668-626 гг. до н. э.), конец этого периода приходится на закат Римской империи. Астрология, таким образом, существует во времена ассиро-вавилонской, египетской, греко-римской цивилизаций. Искусство толкования воли звезд было тайным, доступным только для правителей и полководцев. И отражало судьбу всей страны, любого из множества подданных, чьи индивидуальные судьбы растворялись в судьбе полководца. Важен был только гороскоп единственной личности, которой являлся правитель, остальные – лишь пыль под ногами, не имеющие судьбы и воли рабы своего господина. В XV-XVI веках новая астрологическая традиция достигла своего расцвета и существовала до эпохи Просвещения. В средние века - это инструмент познания устройства душевно-телесной организации и ее взаимосвязи с космосом. Знания, полученные из составления гороскопа, позволяли правителю стать со-управителем своей судьбы. И гороскопы стали доступны боеле широкому кругу людей. Эти две традиции были различны, хотя строились на основании величественной картине высших сфер, определяющий порядок вселенной и человеческой жизни. Различие состояло в возникновении и распространении христианского учения, которое диктовало новые отношения творца с его творением. Благодаря тому, что христианская доктрина провозгласила бессмертие каждой души, у человека появилась потребность в ее осознании. Человек постиг, что планеты и звезды, носители свойств характера и проводники влияния античных богов действуют на него не только сверху вниз, извне, но и являются реальностью мира его души. Солнце и Луна, звезды, планеты были соотнесены с календарем, временами года, периодами жизни человека , цветами, запахами, болезнями, органами и частями его тела, минералами, стихиями. Как реальность мира души. Парацельс и другие великие умы того времени называли душу звездным телом, сидерическим телом (sidus – Звезда), которое в момент рождения входит в человека. Оно является уменьшенной эфирной копией звездного неба, и так же бренно, как и физическое тело человека. Но внутри этого звездного тела есть божественная искра, искра Святого Духа, нетленная и вечная, которая позволяет управлять человеку своей судьбой и может одолеть власть звезд – Хемармену. Вошло в обиход утверждение, что звезды склоняют, но не заставляют ( stellae inclinant, non insistant), и, раз так, над мудрецом звезды не властны. Так астрологию удалось встроить в христианское мировоззрение, наука о звездах стала вполне законной. Настолько, что Папа Лев Х учредил кафедру астрологии при папском университете в Риме, астрологией серьезно занимались Р. Бэкон, Кеплер и другие ученые. Ее применяли выдающиеся врачи той эпохи: Агриппа Неттенсгеймский, Кардано и Парацельс. Ее традиции от древности и до сих пор хранят пифагорейцы, гностики, герметисты, алхимики, христианские мистики. Гороскоп в эпоху Парацельса стал выразителем символического изображения единства человеческой сущности, ее свободы и детерминизма в гипотетическом пространстве, существующим между вечным и бренным. То, что в наши дни обыватели понимают под астрологией – это слабая копия, вырванная из ее мировоззренческого контекста, не имеющая ничего общего с концепциями ее основателей, несомненно, великих умов своего времени. Средневековье отличала целостность мировосприятия и конфессионального единства, никогда более не достижимые. Далее я расскажу об эпохе Ренессанса, сигнатурах, физиогномике и хиромантии. И иже с ними. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|