Не высовывайся Малыш. Ты и так умнее талантливее и красивее всех!

Есть один аспект "семейного наследства" весьма и весьма неприятный, – это представление о себе, как о человеке, недостойном уважения, которое формируется у ребенка. А как же иначе? Если он видит, что отец или мать по отношению к нему позволяют себе такие вещи, которых не позволяют по отношению к значимым, уважаемым людям, то он естественным образом задумывается о причинах такого странного несоответствия. И может прийти к выводу, что он почему-то уважения не заслуживает. В некоторых ситуациях ребенок с таким решением (а потом уже и взрослый человек) изо всех сил старается «заработать» к себе уважение, что тоже само по себе есть ситуация, от которой коробит. Но так как при этом он где-то внутри убежден, что недостоин уважительного отношения, его попытки в итоге терпят фиаско – ведь мы неосознанно выстраиваем свою жизнь в соответствии с теми убеждениями, которые нами движут. Образы, которые мы держим в сознании и в подсознании, определяют нашу реальность. Это механизм идеодинамики, замечательно описанный в гипнотерапии.

И поэтому так важно ребенка уважать. Уважать его интересы и личный границы. Таким образом мы можем дать ему, во-первых, модель уважительного отношения к другим, и к нам в том числе, а во-вторых, – ценный ресурс, базовое ощущение уважения к себе, знание о том, что он уважаем, важен, значим. И это знание он также пронесет через всю жизнь, и также будет выстраивать свою реальность в соответствии с ним.

Пятый способ подавления детей, очень близкий к гиперопеке и в то же время к ней не сводимый, – это «снятие» с ребенка его собственной ответственности.

Это происходит, когда мы по собственной инициативе делаем за детей то, что они вполне могут сделать сами.

– Мальчик, как тебя зовут? – спрашивает у малыша девочка на детской площадке.

– Дима, – отвечает за него мама.

Другая мама опаздывает на работу или на встречу – и сама зашнуровывает ботинки трехлетнему сыну, который и сам это умеет. Он бы сделал, но сделал медленнее, а маме надо бежать…

Третья мама пишет за третьеклассника доклад и вырезает картинки для коллажа.

Примеров не счесть. И все эти ситуации приводят к очевидному результату: ребенок теряет свою природную самостоятельность, у него ослабевает тяга к развитию, он перестает верить в свои силы и переходит в пассивную жизненную позицию. Зачем что-то делать, когда все равно найдется тот, кто сделает это лучше?

Важно понимать, что от пассивной позиции – буквально! – один шаг до позиции жертвы, а позиция жертвы – это, в конечном счете, социальные неудачи и серьезные заболевания, в том числе психические и онкологические.

Ребенку нужна поддержка – априори, всегда. Ребенку нужно помогать, когда он просит – чтобы он чувствовал себя защищенным. И – ребенку необходимо действовать самому! Чтобы быть самостоятельным, уверенным, сильным, успешным и здоровым человеком.

Да, иногда это бывает для нас, родителей, неудобно. Особенно – «с непривычки». Но, может быть, результат стоит того, чтобы где-то спланировать свое время гибко,  когда-то встать пораньше или заняться своими делами, предоставив сыну или дочери свободу творчества? Тем более, когда мы знаем, что бывает в противном случае…

В этой же главе осветим еще один «воспитательный» момент.

Бывает так, что родители в силу своих убеждений одной из главных добродетелей видят скромность, а точнее – боятся, что с ребенком что-то случится, поэтому стараются заранее настроить его на спокойную, тихую жизнь и эдакую неприметность. Лейтмотивом такого воспитания звучит идея «Не высовывайся, малыш». Нужно быть тише воды, ниже травы, а то как бы чего не вышло. У такого ребенка есть шанс вырасти тревожным, малоуспешным человеком, которого другие люди будут называть... завистливым. Сталкиваясь с разными жизненными ситуациями, он будет постоянно чувствовать беспомощность, не станет «высовываться» там, где нужно проявить активность.  А если кто-то легко преодолевает жизненные трудности, которые он сам не в состоянии преодолеть из-за своих негибких установок, то к такому человеку он будет испытывать самые негативные чувства (а заодно и к себе тоже): «Он выскочка, а я слабак». Это к вопросу о том, откуда берется зависть.

Бывает, правда, и наоборот. Ребенку с детства внушают, что он должен быть лучше всех. «Доченька, ты такая умная, сильная и красивая, я точно знаю, что ты вырастешь и станешь выдающимся человеком. Уверена, что если ты захочешь, если только перестанешь лениться, то сможешь быть во всем лучше и умнее всех». Легко догадаться, что произойдет дальше. Это к вопросу о том, откуда берется высокомерие. Человек, который постоянно показывает всем вокруг, что он лучше и умнее, обречен в конечном счете на полное одиночество. Ребенок, которого воспитывали в такой традиции, сравнивает себя и конкурирует со всеми. Бывают даже такие парадоксальные ситуации, когда муж начинает конкурировать со своей женой, а жена с мужем. И еще более странно, когда родители начинают конкурировать со своими детьми. А уж если в семейной паре один воспитан в стиле «не высовывайся», а другой – в стиле «докажи всем, что ты лучше», то они просто нашли друг друга. Но это полбеды. Потому что у них родится ребенок. И он запросто может смоделировать поведение и того, и другого. Скорее всего, такой человек потом будет заискивать перед другими, одновременно (или сразу после) показывая им, что они по сравнению с ним просто никто. Та еще комбинация…

В этой книге мы еще много будем говорить о том, какие ошибки в общении с детьми – и в целом в отношении к детям – приводят впоследствии к самым неблагоприятным результатам. Как говорится, предупрежден – значит вооружен. Но, конечно, нам не нужно вооружаться, а нужно осознанно подходить к процессу воспитания, знать простые психологические закономерности, чтобы уметь перестраиваться, если это нужно для того, чтобы наши дети росли успешными счастливыми, а мы сами, общаясь с ними, испытывали радость.

Мы постоянно говорим о разного рода убеждениях, из-за которых и происходят ошибки в воспитании. Убеждения вообще бывают поддерживающие и неподдерживающие. Поддерживающие – название говорит само за себя – помогают нам чувствовать себя благополучным, счастливым, развиваться, достигать успеха. Неподдерживающие  - ограничивают наши возможности, наше развитие, сужают представление о мире, делают его однобоким и вообще загоняют в довольно-таки враждебные рамки. Примеры их мы приводим в каждой главе – или же намекаем, какого типа убеждения могут срабатывать в том или ином контексте.

Итак, что делать, если вы осознали у себя какое-то неподдерживающее убеждение, которое хотели бы заменить другим?

Лучше всего работа с убеждениями описана в книги Роберта Дилтса "Фокусы языка". Мы очень рекомендуем ее к прочтению и изучению техник смены неподдерживающих убеждений.

Сделайте это))

Поверьте! Ваша жизнь станет ярче!

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

 



Просмотров: 534
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не высовывайся Малыш. Ты и так умнее талантливее и красивее всех!
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Что делать, если есть кто-то умнее (лучше, сильнее) Вас в выбранной теме?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Что нужно делать, чтобы быть счастливым и успешным?
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Уверенным в себе быть легко! Что для этого нужно?
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Каким нужно быть, чтобы нравиться всем
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Чтобы выйти из состояния жертвы, нужно принять ее в себе
  • Что не нужно делать, если кто-то вас постоянно обижает
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь