В процессе своего становления и развития мы стремимся к установлению связи с другими людьми. Связи, которую мы ощущаем где-то на телесном уровне в виде близости с другим в мыслях, чувствах, переживаниях, сохраняя при этом свою идентичность и способности выходить из контакта, когда коммуникация завершена. Эта связь формируется еще во внутриутробном развитии в стремлении ребенка с первых месяцев жизни образовать так называемую взаимную связь (термин введен Лизбет Марчер, основательницей Бодинамического анализа) с важными для него людьми, перенося в дальнейшем это во взрослую жизнь. Например, в подростковом периоде, кажется, что подростку ничего не нужно, кроме как быть подальше от родителей, но в его сильном стремлении к независимости все еще остается нужда в связанности, то есть, в его желании иметь связь с родителем и при этом находиться в контакте с самим собой.
Глубокое ощущение взаимосвязи возможно тогда, когда мы не просто понимаем ее головой, но и можем переживать ее через тело, развивая телесное осознавание, запускающее сильнейший энергетический процесс. Телесное осознавание с его энергией, ощущениями и эмоциями взращивает нашу способность к установлению взаимосвязи с другими, ощущение и осознавание себя в этой связи, способствующее ее глубине и силе.
Формирование и закрепление взаимосвязи возможно при поддержании ясных и четких границ, когда я могу вступать в отношения с другим или с группой, а затем выходить из них при необходимости, оставаясь при этом самим собой, со своими взглядами, мыслями, ощущениями, чувствами и при этом быть признанным и принятым другим или группой. А выход рассматривается как временная остановка в отношениях с сохранением взаимосвязи и возобновлением ее в любой момент. Поэтому, взаимная связь невозможна в состоянии слияния, в котором не случается выход из контакта, а мое внутреннее «Я» сливается с внутренним «Я» другого.
При здоровом развитии ребенка взаимная связь растет и углубляется вместе c познанием им необходимых ресурсов и инструментов для ее расширения на каждой стадии его развития. Однако, при прерывании взаимной связи развитие оказывается блокированным. Это происходит в моменты, когда родители оказываются не толерантными к потребностям и правам ребенка в определенный момент его взросления. Например, не признают его право иметь потребности, право быть автономным, иметь собственное мнение, право конкурировать, требовать, просить, говорить «нет» и так далее. В этот момент связь, в которой мы можем быть собой и при этом оставаться вместе прерывается. И ребенок стоит перед выбором: или отказаться от себя, чтобы быть с другим, или отказаться от другого, чтобы остаться собой, тем самым теряя взаимосвязь. Например, в возрасте от двух до четырех лет ребенок учится планированию, умению делать выбор, встречаться с его последствиями, завершению задач. Это дает ему возможность почувствовать силу в своих действиях, в принятых решениях (например, сказать «нет» тому, что ему не подходит), силу в умении делать выбор. Получая поддержку со стороны родителей в этом, он укрепляет взаимосвязь и остается собой. Однако часто родители путают эти желания с борьбой за власть и желанием их контролировать, читая в поведении ребенка посыл им: «будет так, как я скажу». Они экстренно усиливают меры, останавливая его намерения и желания, показывая, кто здесь главный, тем самым прерывая взаимосвязь и подчиняя его своей воле, препятствуя здоровому развитию воли ребенка, через подавление действий, основанных на его импульсах и собственных желаниях.
Развитие взаимосвязи с другими способствует развитию чувства принадлежности к миру и своего достоинства одновременно.
P.S. Буду благодарна за перепост на Facebook)