|
Критерии эффективности психотерапии? Они есть!Автор статьи: Вьюков Антон Сергеевич
Проблемы эффективности психотерапии, волнуют на сегодняшний день, множество специалистов, которых волнует оценка и качество профессиональной сферы. К примеру, любой медицинский препарат, проходит множество испытаний, для оценки его качеств и эффективности, побочки и противопоказаний и только после прохождения всех этих критериев, препарат, испытывается на животных, а только потом уже на людях. А что касается психотерапевтических техник и методик, то здесь не все так просто, поскольку психотерапию не уложишь в понятие таблетки. И каждое направление в психотерапии, а их на сегодняшний день существует по предварительным данным, около 800 и каждое направление отстаивает свою эффективность, практичность и результаты. И возникает закономерный вопрос, каковы критерии эффективности – этих самых методов психотерапии или это вообще может быть это вообще сакрально работающий эффект плацебо. Еще одна особенность, всех этих методов, в том, что внутри каждого метода существует свое представление и критерии эффективности психотерапии. И поэтому сопоставлять все это обилие методов по одному какому-то методу оценки невозможно. Так как быть)? И поэтому организаторы таких масштабных методов исследования, с использованием метаанализа исследования психотерапии, они концентрируются скорее на факторах и условиях эффективности психотерапии, при соблюдении которых, у клиента в жизни проявляются определенные улучшения, в социальной сфере, в ощущении благополучия и в целом повышения качества жизни. Берутся универсальные показатели улучшения психологического статуса и по тем показателям смотрят насколько психотерапия оказала влияние. И теперь на основании этого возникает закономерный и громогласный вопрос, который является камнем преткновения всех психологов и которого я так тщательно избегал), «Какой метод психотерапии луууучшееее»)). Попробую ответить, что поскольку, как я и сказал , что это не таблетка и не какой то изолированный инструмент и поэтому мы не можем взять отдельный метод психотерапии или технику – применить ее к человеку и посмотреть, какой результат будет. Начнем с того, что психотерапию надо в первую очередь понимать, как комплексное понятие, процесс совместной работы, которая зависит от личности психотерапевта, от личности клиента. И поэтому провести такое исследование, которое в медицине называется рандомизированным, в психотерапии провести не представляется возможным. Когда выделяются две группы контрольная и экспериментальная, которые формируются случайным образом ив этих группах существуют клиенты одного возраста, с одинаковыми чертами и особенностями, при котором невозможно говорить о двойном слепом методе, когда участники и не знают, что за ними наблюдают. А дальше еще интересней, если у таблетки, имеющей свой состав, есть объективное действие, то психотерапевтический метод в руках разных специалистов, это будет грубо говоря разная таблетка в руках разных специалистов, условно говоря. Психотерапевты с разным опытом, с разными профессиональными и личностными качествами, одним и тем же инструментом, будут работать по разному, а если еще добавим индивидуальные различия клиентов, то иногда вообще может даже и диаметрально противоположно. Как же с этим справиться вы спросите. Сейчас расскажу. Кто не слышал о парадоксе эквивалентности, если сказать по-русски)), то это значит, исследователи получили неожиданный результат, который говорил о том, что разные методы психотерапии, как гром среди ясного неба) – одинаково эффективны - тыц! И поэтому, по большому счету не так важно к какому психотерапевту приходит клиент, определенный процент клиентов, получит хороший результат. И есть фиксированный процент, который получает отрицательный результат, ну и серединка уходит с незначительными улучшениями. И эти мудрые ученые начали ломать голову и думать, чем же это объясняется? Одна часть предположила, что разные инструменты, разными путями, позволяют приходить к одному и тому же результату. Другие предположили, что у нас существуют такие измерительные инструменты, которые не позволяют измерять эти тонкие различия, которые имеются между психотерапевтическими школами. И третья самая многочисленная группа, считает, что существуют универсальные факторы психотерапии, которые существуют внутри психотерапевтического взаимодействия с клиентом, существуют такие компоненты, которые по сути не зависят от конкретной школы или направления. А дальше на торт вишенка и занавес в студию, такие факторы были выявлены. И назвали эти факторы: терапевтические отношения, поддерживающая и принимающая атмосфера, которая создается в процессе психотерапии между терапевтом и клиентом итд - вообщем все, то что мы и так знали, а во вторых это личностные особенности самого клиента, такие как зрелость, способность к самоанализу, рефлексии, с устойчивой нервной системой, ну и конечно личностные качества самого терапевта, такие как – эмпатия, рефлексия, профессиональная компетенция и новое качество – это способность терапевта к решению психологических проблем клиентов. Оказывается вот так все элементарно) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|