Подростковая инициация

 

ПОДРОСТОК И ИНИЦИАЦИЯ!
ИЛИ ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ПОДРОСТКУ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ТАЙНОЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Если Ваш ребенок разбил окно,
не спешите его вставлять – 
он должен немного померзнуть.
Француаза Дольто

На протяжении всего периода взросления ребенка, неоднократно происходят периоды перехода на новую ступень развития. Одним из таких важнейших периодов является инициация, которая затрагивает подростковый возраст. Сегодня мы хотим поговорить именно о ней.
Инициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.
В культурах практически всех народов мира присутствует сложный обряд, который в зависимости от уровня развития общества, выглядит или очень примитивно или очень сложно, но всегда несет одну и ту же задачу – задачу перевода ребенка в мир взрослых. В иудаизме это Бар-мицва, в Индии – упанаяма, у древних славян – культ волка, у католиков – конфирмация или миропомазание. В современном мире обряды инициации в большей мере смазаны и поэтому многие современные подростки, требуя отделения перехода в мир взрослых, ищут свои пути и создают новые обряды. 
Если взять культурные обряды инициации, например в Африке, которые сохранились в некоторых племенах и до сих пор, то известно, что они все имеют свой традиционный сценарий. Задача же инициации всегда одинакова – ребенок в результате своеобразных манипуляций с его телом и сознанием, покидает мир детей и становиться взрослым. Что было важно в этом обряде? Подразумевалось то, что ребенок и взрослый – совершенно разные люди, в этом сходятся представления первобытных племен в самых далеких уголках земли. И потому считается, что один человек — ребенок — умирает, чтобы родился новый человек — взрослый. Когда старейшины племени решают, что

юноше пора пройти инициацию, его уводят из его жилища – хижины или палатки. Женщины сопротивляются этому: кричат, плачут, пытаются отбить у стариков юношу. И только сам юноша словно лишился речи и способности двигаться: его уносят, положив на скрещенные копья. Тело его окрашивают красной охрой — так всегда поступают во время погребального обряда. В стойбище стенают и плачут женщины, а юноша остается в кругу мужчин. Он и ведет себя как мертвый: на вопросы не отвечает, терпит любые насмешки и издевательства, сколько бы его ни щипали, ни кололи, ни дразнили.

Мальчик не должен кричать и плакать, ведь это может быть достаточно болезненный обряд, связанный с, например, обрезанием. Во многих культурах присутствуют суровые, порой даже жестокие испытания, которые должен стойко вынести посвящаемый. Это ритуальные пытки, такие как бичевание, избиения, обрезание, вырывание зубов, отрубание пальцев, голодание, лишение сна, нанесение татуировок, насечек, надрезов на коже. Все это остается на теле на всю жизнь и символизирует, что человек пережил смерть и воскрешение. Важно то, что мальчик не должен плакать, так как если он проронит слезу, его могут оставить в мире женщин и, даже, могут надеть на него юбку, а в дальнейшем заставить выполнять женскую работу, например, кашеварить всю жизнь.
Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве в другом теле. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить, кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных. Символически это связано с тем, что в ребенке умирает его детская часть, что он переходит в мир взрослых, где нет места детским эмоциональным реакциям, где он должен быть стойким и где должно проснуться взрослое сознание. Вообще цель подросткового возраста – пробуждение взрослого сознания, чтобы ребенок не был подвержен детским инстинктам вроде «хочу и все!». В подростковом возрасте появляется новая саморегуляция и обрядовые вещи служили тому, чтобы саморегулирующие процессы культивировались, признавались обществом, и даже если ребенок не считал их своими и важными, он начинал их считать таковыми.

Сутью инициации у многих племен было то, что по достижении возраста инициации всех девочек и мальчиков племени забирают из семей. Мальчиков уводят в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности и собирают в группы под руководством специального наставника. Там они живут в особой хижине, им запрещено общаться с кем-либо, заниматься привычными делами до окончания инициации. Девочек также забирают из семьи и помещают в отгороженный темный угол или уединенную часть дома, где с ней никто не общается. Затем девочек также собирают в группы под руководством опытной старой женщины, которая учит их женским, священным ремеслам и наукам (ткачество, плетение, вязание, деторождение), посвящает в культ плодородия, учит искусству любви. В результате девочка, а скорее уже девушка, получает женскую идентичность, становиться взрослой, а значит готовой к своему основному предназначению – рождению детей.

В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранились лишь «рудименты» инициаций, утратившие свой глубинный смысл и структуру. Примерами этого могут служить: прием в скауты, пионеры, комсомол, некоторые религиозные обряды, пионерские лагеря и отряды, походы и трудовое обучение у мальчиков и домоводство у девочек.

В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда подросток действует вопреки природным инстинктам и открывает в себе сознательные направления психики. Подростки часто не делают этого из-за того, что хотят стать лучше и часто присоединяются к группам, в которых нет ничего хорошего, но обязательно присутствует тайна. Известна история из СИЗО, о том, как подростки 15-16 лет собирались в группу с идеей очистить мир. Они били людей, которые распространяли наркотики, били достаточно жестоко, и в результате случился несчастный случай, который изменил их дельнейшую жизнь. Важно понимать, зачем они это делали. Ведь они объединились с тайной идеей, у них была инициирующая цель и они делали это так, как они придумали. Им было важно отделить детский мир без идеи от взрослого, где есть цель и смысл и где человек контролирует свою жизнь. Каждый подросток считает, что он очень многое может сделать для мира. Это такой вид подросткового всемогущества. Проблемой в этой истории стало то, что рядом не оказалось направляющего взрослого, который бы правильно организовал этот ритуал. А подростки по природе своей склонны что-то организовывать.

Родители подростков часто жалуются на детей, которые начинают употреблять алкоголь или начинают курить. В разговоре с подростком обычно выясняется, что ему важно сделать что-то тайное и это тоже важный инициирующий момент. Это процесс, в котором ребенку приходиться ловчить и изощрятся, искать тех, кто ему купит то, что запрещено продавать подростку, например алкоголь или сигареты, и это превращается в целое мероприятие. Важно чтобы это не было фиксировано жестким родительским неприятием, запретом, выслеживанием. Потому что, как правило, пройдя варианты выбора, подросток отказывается от этих сигарет, потому что у него все равно остается право выбора: это мне подходит, а это – нет. Они все стремятся к ритуалам, но они также очень избирательны в своем выборе.

А родители, которые создают некоторый миф, что вот, дескать, пошел по плохой дорожке, связался с плохой компанией, ищут сигареты по карманам, в конце концов, вынуждают подростка курить больше и больше и тогда это уже действительно превращается в пагубную привычку. И сами подростки отмечают, что если бы родители по карманам не лазили, то они бы уже давно бросили курить. Некоторые рассказывают, что родители им разрешили курить при них, и это тоже погасило интерес подростка курению, так как ему важно было это делать именно тайно. Подростки всегда будут стремиться к тому, что им кажется взрослым. Сейчас переход во взрослый мир у подростков достаточно смазан и инициирующих ритуалов, которые были в былые времена, в том числе на Руси, практически не осталось. Из подобных позитивных обрядов остались спортивные соревнования, где ребенок должен стать лучше, сильнее, а, значит взрослее. Также есть лагеря по типу «Робинзонады», где дети селятся на остров и в природных условиях сами готовят себе еду, сами стирают свою одежду, сами


зарабатывают некие баллы, которые могут использовать по своему усмотрению. Родители отмечают, что из таких лагерей дети приезжают другими, измененными, потому что у них было что-то, что не связано с родительским миром. Символически это выглядит так, словно мама остается в той самой палатке плакать, а отец тянет ребенка за собой и кричит ему «давай-давай, идем!» У тех детей у кого таких вещей в жизни мало, тем сложнее вырасти и управлять своей судьбой, они как бы остаются в палатке с мамой и не растут, не становятся взрослыми.
В нашем мире мы больше знакомы с теми инициациями, которые пугают родителей – первая сигарета, первый алкоголь, первый секс, первая драка. Но это происходит и по-другому, в формах, где дети могут соприкоснуться с положительным опытом, принять этот опыт и примерить его на себя. Ведь задача инициации – войти во взрослый мир, а взрослый мир связан с ответственностью. Каждый подросток должен почувствовать, что он ощущает себя самостоятельным и отвечает за себя сам. Это может происходить через негативный опыт, где происходит внутренний выбор, что мне подходит, а что нет.

Проблема инициации заключается в том, что ребенку одновременно хочется оставаясь в семье, стать не таким как родители, измениться. Именно поэтому обряды инициации очень сложны и замысловаты, ведь подростки хотят одновременно и вырваться и боятся этого. Многие прибегают и к телесным изменениям, например, делают тайно от родителей татуировки на теле, пирсингуют разные части тела – прокалывают нос, уши, пупок, делают себе шрамы.
Способы инициации могут быть разнообразными – это и примыкание к субкультурам типа «эмо», «скинхеды», «готы», это приобщение к алкоголю, курение сигарет и даже травки, тайные вечеринки, употребление псевдокриминальной лексики, первый поцелуй и секс, формирование кумиров в виде, например, рок-групп которые не нравятся родителям. И важно понимать, что все это как раз и является нормой и родителям не стоит сопровождать в этом ребенка, ведь это для подростка должно быть тайной от взрослых.

Инициация – это часть исторического ритуала, и готовы мы, как родители, или не готовы, но придет время и дети все равно начнут входить в этот поиск своего пути инициации, и необходимо внутри принять этот процесс поиска подростком личного пути взросления. Важно для этого помнить и свой путь, свой личный подростковый опыт. У нас, как у родителей, две задачи, с одной стороны не быть слишком большими друзьями с подростком, чтобы сохранять его тайну – не курить и не пить с детьми за одним столом, не ругаться вместе с ними матом. Потому что ребенок должен знать свою меру и ему нужно от чего-то отталкиваться, и он будет отталкиваться от вашей родительской нормы, понимая, что есть хорошо, а что плохо на вашем примере. С другой стороны, важно не быть слишком строгим, не преследовать, не обвинять ребенка в том, что он станет алкоголиком, проституткой, испортит себе жизнь. Потому что эти страшные обвинения травмируют подростка и прогнозируют на самое худшее. Поэтому родительская задача – самостоятельно справляться с этим страхами и не вешать все на своего мечущегося подростка, не прогнозировать ему худшую судьбу, а говорить, что это всего лишь опыт. И важно помнить, что то, что ребенок не имеет опыта, это плохо. Этот возраст дан ребенку – для опыта, а родителям – для терпения.

Все обряды инициации, которые ваш ребенок пытается проходить и понемногу их преподносит родителям, необходимо заметить, услышать. Ребенок захочет делать то, что он не делал раньше. Некоторые «обряды» современных подростков пугают родителей, ведь он может хотеть делать что-то весьма рискованное. Если ребенок считает, что беспокоиться о его безопасности это задача родителей, то он свободно переложит ее на них и будет радоваться своей полной безответственности. Чем больше ребенок проходит подобных обрядов инициации, тем больше он берет на себя ответственность. Важно вовремя почувствовать, когда ребенок способен за себя отвечать и делегировать ему такую возможность. Все это будет поддерживать подростка, и будет вызывать уважение родителей. Ведь простое выполнение поручений типа вытереть пыль, убрать в комнате, сходить за покупками – подростки отвергают. Подростки способны сами искать ресурсные части, которые способны прорастать в реальные плоды и не стоит вызывать сопротивление вашим банальным требованиям.

Риск возникает тогда, когда подросток не чувствует опасности. Ведь в подростковом возрасте возникает свой набор угроз и если родители слишком оберегают своего ребенка, то ощущение, что в мире не существует опасностей, становиться иллюзорным и ребенок опасность не воспринимает реально. Иногда ребенок должен быть напуган и должен пережить фрустрацию, для того, чтобы понять, что жизнь ценна и нужно соизмерять свои возможности с реальным положением вещей. Подросток должен получить свой личный опыт борьбы со страхом, но у ребенка есть ресурс с этим справиться.
Родительские стратегии помочь ребенку взрослеть бывают очень разными. Очень часто, справляясь с собственной тревогой, родители накладывают строгие запреты. В этом случае подросток с одной стороны престает пробовать, а с другой – перестает рассказывать обо всем родителям, хотя как раз это неплохо – родителям не обязательно все знать, но тогда подросток сильно отдаляется от них. Второй вариант родительского отношения – всеобъемлющее принятие любых проявлений, что тоже не совсем хорошо, потому как если не существует запретов, это тоже существенно замедляет психологический рост подростка. У ребенка тогда нет границ, ему не от чего отталкиваться. Но если слишком много запретов у родителя – ребенку сложно узнать, что же на самом деле думает родитель по этому поводу. Иногда вполне уместно поэкспериментировать, ведь если есть ощущение, что ребенок нуждается в более жестких запретах, то возможно стоит их наложить, ведь ребенок как бы сам о них просит, а значит, нуждается в них.

Важно не оставлять ребенка наедине с собой, важно помочь ему примкнуть к конформной группе, где он сможет обрести авторитет, приобщиться к новым понятиям. Такой группой может быть и группа психологической поддержки для подростков, где ребенок может найти друзей со схожими проблемами и поймет, что то, что с ним происходит, – нормальное течение времени. Полезным может стать и общение с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком, который сможет объяснить ребенку, что с ним происходит и как можно справиться с возникшими сложностями.

Иногда у родителей в одной семье могут быть совершенно разные стратегии – у мамы одна, а у папы другая. Полезны ли такие различные взгляды на воспитание? До подросткового возраста это скорее мешает, но в подростковом возрасте это может дать ребенку шанс кому-то из родителей довериться.
Какими могут быть родительские реакции? Реакции могут быть двух уровней. Эмоциональные – ужас, негодование, переживание. Действенные – запрет, ограничение свободы, изоляция, обзывание. Важно понимать, что вы имеете право на реакции, что они могут быть разнообразны, но вы должны понимать, что у каждой реакции есть последствия. Очень многое зависит от ваших реакций, но если родитель очень сильно в это включается, то подросток снимает с себя ответственность, перекладывая ее на взрослого – если переживаешь, переживай ты, а я тогда переживать не буду.
Если посмотреть на процесс инициации метафорически, ребенок – как стрела, которая будет лететь и достигать своей цели, а родительский лук останется на месте. Да, дети во многом похожи на родителей, но они все-таки не часть нас, а сами по себе.
Автор: Екатерина Гольцберг. 
СТАТЬЯ написана по материалам ОН-ЛАЙН группы для РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ. Подробности здесьhttp://gruppasrebenkom.lpmotortest.ru/

НАЧАЛО БЛИЖАЙШЕЙ ГРУППЫ 
май 2016 ГОДА
Результаты с первых встреч!!
Ваше взаимопонимание в семье – это наша работа!
Проект "Рядом с ребенком. Родитель и подросток"
http://srebenkom.info












Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Что может быть важно ребенку
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок – подросток. Как быть?
  • Ребенок должен быть в безопасности
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Ты мой ребенок, а потому мне должен
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Кем не должен быть ребенок
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Как реагировать, если ваш ребенок (подросток) залипает в телефоне, гаджетах?
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Ребенок идет в первый класс: что важно учесть
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь