|
2. Случаи из практики: индивидуальные проблемы.Автор статьи: Львова Ольга Георгиевна
Нет абсолютно плохих или хороших черт характера. Они бывают полезны или вредны в конкретной ситуации. Неуверенность, например, побуждает анализировать свои мысли и поступки – это вдумчивость и, может быть, то, что называют интеллигентностью. Но в других условиях она может и помешать: познакомиться с девушкой, к примеру. Решительность полезна в гуще стремительно разворачивающихся событий, а в других случаях она толкает на необдуманные поступки, заставляет «рубить с плеча». Во всем нужна сбалансированность: плохо, если хирург, не решаясь на ампутацию, даст гангрене убить человека; не лучше, если он решительно отпилит ногу, которую еще можно было спасти. Бывает, некоторые черты не дают нам чувствовать себя достойно в определённых обстоятельствах. Если мы не можем изменить обстоятельства, то можем изменить своё отношение к ним. Страх перед новым делом – Испытываю страх перед новым делом, не знаю с чего начать. Боюсь людей, к которым надо обратиться по работе. – Виктор, 34 года, интеллектуально развит, начитан. На следующей сессии мы укореняли полученное состояние большей уверенности в себе с помощью техник телесно-ориентированной терапии, затем подождали – когда оно прорастёт. Результат:
Депрессия после смерти близкого Женщина 32-х лет спокойно, без эмоций рассказала, что девять месяцев назад похоронила свекровь. Отметила, что мёртвого человека видела впервые. До случившегося чувствовала себя хорошо и жизнью была довольна. Считала себя недостаточно уверенной, но успешной. Заботливый, любящий муж, двое детей, ни в чём не нуждающаяся семья. Теперь же отмечает боли в животе и «что-то сжимает в груди». Неоднократно обследовалась у врачей: дали заключение об относительном здоровье и рекомендовали обратиться к психотерапевту. Результат:
Молодая женщина: Результат:
Психосоматические боли Знакомый доктор обратился с болями в пояснице не как к психологу, а как к специалисту по телу, массажисту. После массажных воздействий, были применены техники телесно-ориентированной терапии: растяжение, скручивание, расслабление. Телесный транс перешёл в 20-минутный сон. После чего доктор проснулся, с удовольствием потянулся и сказал: - Я догадывался, что мои боли носят психосоматический характер, спасибо. Результат: боли в пояснице больше не беспокоили. При случайной встрече улыбался, разводил руками: «Не болит!» Что-то значимое для себя открыл он в трансе.
Я никому не нужна - Я всё рушу, никому не нужна. Только познакомлюсь, скажу ему что-нибудь и всё – больше не встречаемся, - рассказывала 27-летняя Света. - Что же ты им такое говоришь? - Да что думаю, то и говорю. У меня всегда так. Девушка обладает приятной внешностью, даже, по-моему, аппетитной с точки зрения мужчин, но взгляд колючий, недоверчивый. Несколько лет живёт самостоятельно. С трёхлетнего возраста мама Свету растила одна, отец создал другую семью и живёт, со слов Светы, скорее счастливо. А с мамой «отношения всегда были натянутые, она никогда меня не понимала, да и не хотела понять, никогда не интересовалась моими делами». Света признаёт за собой манеру «рубить с плеча», но претензии предъявляет не к себе, добрых слов в адрес других людей не находит. - Я ему.., а он… Вот какое право он имел мне так сказать? - Света, а у тебя к себе претензии есть? Раз с одним, другим, третьим отношения не складываются, может в себе что-то изменить надо? – Девушка молчала, выказывая несогласия. - Ты к себе самой как относишься?.. Себе ты нужна? - Да никак я не отношусь! И себе я не нужна! – в голосе вызов. - Вот я вижу, что ты - симпатичная девушка, самостоятельная, раз живёшь одна, достаточно организованная, судя по тому, как записывалась на сеанс… Тебе спокойно, уютно бывает наедине с собой? - Да вы мне лучше скажите, как парня вернуть! - … Изменись… Ты привлекаешь парней внешне на несколько первых встреч, а потом, когда каждый из них определяется: та ли это девушка, с кем я хочу создать семью, они налетают на твои «колючки»… Вспомни, когда тебе было хорошо… Поиск ресурсного состояния был затруднён. Девушка успокоилась, перестала спорить в психосенсорной комнате. Мы обговорили домашнее задание: 1. Отслеживать, как я себя чувствую, когда готовлю кушать, собираюсь на работу, занимаюсь домашними делами?.. Не что думаю, а что (как) чувствую! 2. Каждый день похвалить за что-либо себя и других (3-5 человек). Назначили следующую встречу. Результат: не известен. На сеанс Света не пришла.
Дебют Вере Петровне предстояло прочитать свои стихи со сцены на фестивале искусств. Она заглядывала в листок с текстом, суетливо ходила с напряжённым лицом. - Волнуетесь? – спросила я. - Боюсь сбиться или забыть… Первый раз буду со сцены выступать. - Хотите, помогу. Бояться не будете. - А что, можно? - Можно, если у вас есть минут пятнадцать. - Конечно, есть. Выступление только вечером. - Тогда расскажите: как вы боитесь? Что в это время представляете? - Ну-у… - Как запинаетесь, как в глазах темно?.. Комок в груди, ладони мокрые, коленные чашечки прыгают? – помогала я. Людям бывает легче выбрать из предложенного, затем добавить своё – так понятней о чём спрашивают. - Да, и комок в груди, и пот холодный, и не вижу ничего… - Представьте, что сидите в зрительном зале и видите сцену. Видите? - Вижу. - Вот объявляют, что сейчас свои стихи прочитает Вера Петровна. И она выходит. Видите? - Ну, вижу. - Посмотрите, как она волнуется,.. как ведёт себя на сцене… Вы видите, что у неё пот холодный из подмышек струится,.. что комок в груди говорить ей не даёт?.. Она сбивается?.. Её зрители то слушают? Какое впечатление она у них оставляет? Просмотрели? - Да, просмотрела. - Теперь представьте, что Вера Петровна уже много раз выступала со сцены. Более того, она знает, что её будут внимательно слушать, что её стихи нравятся, что после выступления ей будут аплодировать. Она приветливо смотрит на зрителей, её голос звучит уверенно, богат интонациями… Представили? - Представила, - глаза женщины заблестели, брови перестали сжимать складку на лбу. - Понравилось? Так хотите выступать? - Понравилось... - А теперь сделайте так. Сейчас вы выйдите на сцену и будете очень бояться. Я не знаю, может вы от страха сшибёте микрофон – вы же, говорите, ничего не видите, потом вы будете так запинаться и забывать текст, что станет ничего не понятно, и от этого всего вам будет так неловко!.. В общем, ваш страх будет так нарастать, так нарастать, - мой голос стал совсем громким, а слова стали вылетать пулемётной очередью, - и-и-и па-бах!.. – Я сильно хлопнула её по плечам. Вдруг бы хлопок в ладоши не получился! Вера Петровна сначала выпрямилась, брови вновь образовали морщину, а потом вздрогнула. - А что такое? Что случилось? Вы испугались? Это лопнул ваш страх!.. Вот, теперь выйдите на сцену лилипуточкой. Нет, даже меньше лилипуточки! И таким писклявым быстрым-быстрым голосочком расскажите свой стишок. – Я перешла на писклявый быстрый-быстрый голосочек. Вера Петровна заулыбалась, брови разлетелись. - Сделали? А теперь, наоборот, выйдете на сцену большой-большой неповоротливой бабищей… И эта ба-би-ща, - я стала говорить монотонно и растягивать слова, - упи-ра-ясь го-ло-вой в по-то-лок, тянет ваш стих – она говорит медленней медленного,.. медленней медленного… Получилось? - Да, посмотрела. Я отвлекла её, указав что-то на обочине дороги, а потом сказала: - Ну а теперь давайте проверим. Сейчас вы ещё раз выйдите на сцену,.. подойдёте к микрофону,.. посмотрите в глаза зрителям, улыбнётесь… Вы сейчас волнуетесь? Если волнуетесь, скажите зрителям, что вы очень волнуетесь, боитесь сбиться, что это ваше первое выступление… Они вас поддержат. А потом расскажите мне, будто им, своё стихотворение. Результат: выступила хорошо, не запуталась, не сбилась, пот ручьями не бежал. Осталась довольна. Сообщила через два месяца: - За это время я уже ни раз выступала, и стихи читала, и песни пела! Даже и не задумываюсь, выскакиваю на сцену и всё!
Синдром отличницы За четыре дня до единого национального тестирования обратилась за помощью девушка, желающая получить золотую медаль – итог обучения в средней школе. «А вдруг я не наберу необходимое количество баллов по физике или русскому? И как тогда на меня посмотрят мои одноклассники? И что тогда – одиннадцать лет насмарку?! И тогда мне не повесят на шею золотую медаль на центральной площади… И тогда…» К концу учебного года эти мысли следовали за ней везде. Девушка успешно накручивала себя всё больше и больше, не осталось места ни обычным радостям, ни обычным девичьим мечтам и заботам. - Кому тебе нужно доказать, что ты лучшая, что ты самая умная? Ответа не получилось, Вероника сразу заплакала. Никакие увещевания, что мама и так любит, ей медаль не нужна, что очень и очень многие без неё – медали – живут и забыли про свой школьный аттестат, что… не помогали. Крокодильим слезам не было конца, хотя Вероника уверяла, что не плакала с пятилетнего возраста. «Может со слезами уходит накопившееся напряжение?» - подумала я и стала строить план терапии на эту сессию: 1. ослабить напряжение 2. помочь войти в качественное ресурсное состояние 3. применить техники нейролингвистического программирования, они здесь будут хороши 4. экологически проверить полученный результат, и разместить его в будущем 5. провести проверочный, корректировочный сеанс через два дня. Всхлипы Вероники стали реже. Я подозвала её к окну: - Вон, видишь, девчушка в песочнице копошится? Наверно «пряники печёт»… Давно ты такой была?.. «Оттолкнувшись» от играющей в песочнице девочки, Вероника вспомнила себя в таком же возрасте… Вскоре план был выполнен. Результат: через два дня Вероника сообщила, что такой тревожности, как раньше, не испытывает, хотя и не отказывается от желания получить медаль за отличную учёбу. Позвонила и мама девушки: - Дочь стала на много спокойней, не чувствуется это постоянное напряжение в глазах и теле. Спасибо вам. Веронике было предложено продолжить коррекцию состояния после сдачи ЕНТ, ведь причина возникновения «синдрома отличницы» не была выявлена и решена, а значит, повышенная тревожность в стрессовых ситуациях будет беспокоить её вновь. Поняв причину, можно сконструировать более эффективный алгоритм поведения в трудных, эмоционально напряжённых ситуациях.
Клаустрофобия Так случилось, что я застряла в лифте с одной знакомой женщиной. - Ну, клаустрофобией мы не страдаем. Подождём-с… Вдруг я увидела, что моя знакомая побледнела и стала оседать вниз. – Тебе что, плохо? – склонилась я над ней. Она сидела на корточках со стеклянными глазами, будто застыла на месте. - Ничего себе! Жизнь мне предоставила уникальный случай - я могу тут же увидеть результат вложенных усилий! – я сомневалась, проверяла её реакции. Света продолжала неподвижно сидеть. Я сообщила о неисправности лифта и сказала Свете: - Всё, о нас знают. Сказали, что спасут. Взяла её за руку. - … Давай, расскажи мне что-нибудь… Как ты внутри себя боишься? - Я никогда на лифтах не езжу… Мы торопились, и я запрыгнула за тобой, - её голос звучал тихо и монотонно. Поза не менялась. Рука, которую я держала, была напряжена, словно деревянная. Холодная потливость чувствовалась на ладони, капельки пота блестели над верхней губой. - Раз со мной запрыгнула, значит тебе со мной не страшно, значит – доверяешь, – строила я психологические мосты. – Пришло, получается, твоё время от этого страха избавиться. Ну-ка сожми мои пальцы, - сигнал слабый, но был. Я пристроилась к еле заметному её дыханию и стала в такт с дыханием сжимать её ладонь. - На счёт три делаем вдох глубже!.. на счёт пять – ещё глубже!.. А теперь посмотри на этот дурдом со стороны… Посмотри, будто с потолка, видишь: две тётки сидят на полу,.. дышат чего-то,.. страшно им, что… Что им страшно? Что, лифт будет падать вниз или потолок обвалится?.. Что сейчас случится?.. Тебе же сверху видно там!.. – Я даже вскрикнула, желая раздуть её страх. - Ты видишь, как у этой рыженькой сердце скачет? А, ей все кишки свело! Посмотри, какая она бледная… посмотри, как она глаза к переносице свела… Через минуту стало заметно, что Света может глубже дышать, легонечко перебирает пальцами в моей ладони. - Ты какую детскую песенку помнить? Что будем петь: про кузнечика или день рождения? – Света вздохнула и выпрямилась: - Ноги устали сидеть, - пожаловалась она. - Ну, петь то будем? Вон уже лифтёры гремят, спасать нас идут. Пела я одна. Света стояла рядом. А когда двери лифта разомкнулись, спокойно вышла. Потом, правда, пять минут истерически смеялась. Результат: в этот же день вновь проехала в лифте, правда на спор.
После аварии - Более полугода назад мы попали в аварию. Никто серьёзно не пострадал, но с тех пор я боюсь ездить на машине, - рассказывала молодая женщина. – Мы ехали с мужем. Он – за рулём, а я – рядом, сзади – наш сын… Разговаривали… Она рассказывала всё по порядку, как машину повело, как завизжали тормоза, потом удар… Также последовательно женщина сопровождала свой рассказ невербальными реакциями, которые называла страхом и всякий раз вновь переживала их, садясь в машину после аварии. Я отслеживала структуру переживания. Работа с фобиями хорошо описана классиками нейролингвистического программирования, и мне представляется даже забавной, я с удовольствием принялась за дело. - А как вы чувствовали себя в машине на пассажирском сидении до аварии?... А что, если оставить страх, как напоминание: не болтай с водителем во время движения? - Ой, нет! Вы что?! Я такого страху натерпелась! - Может вы «пилили» мужа или давали ему ценные указания? Женщина слово в слово помнила весь диалог перед аварией. - Вы боитесь, когда едите по той же дороги, или?.. - Да я только в машину сажусь и уже… - Может вам стоит занять водительское место или машину сменить? Может на общественный транспорт пересесть? В ответ я получила недовольную гримасу. - Ну, хорошо, сейчас представьте следующее… Женщина смотрела то глазами пешехода на аварию со стороны и на ту, которая испугалась в машине, то из окна проезжавшей рядом машины. – А теперь… Теперь она будто бы бежала рядом с машиной и заранее предупреждала ту, которая испугается о том, что сейчас произойдёт, а я последовательно подсказывала, чтоб она увидела, как та, которая испугалась, выпучила глаза, а потом сжалась… Что-то мы прокручивали слишком быстро, что-то медленней медленного, то в уменьшенном размере, то в очень крупном. Ушло минут пятнадцать, не более, и фобия растаяла, как мороженое в жару. Я задала несколько отвлечённых вопросов для переключения, а затем сказала: - Теперь нам предстоит проверить, что мы наработали. Я помню, как вы рассказывали про аварию мне первый раз, думаю, что и вы это помните. Представьте, что вы собрались ехать по каким-либо делам завтра с утра. Садитесь в машину на первое сидение рядом с водительским местом… Машина тронулась, вы едите… Посмотрите вперёд, оглянитесь на заднее сидение, посмотрите в боковое окно… Как вы дышите? Как чувствуете себя?.. Есть ли та паника, тот страх?.. - Вы знаете, я знаю, что он был… Я помню его будто в прошлом, а сейчас, сейчас его нет. Результат через неделю: - Ну, что, ездили на машине? - Вы про страх? А, да, ездила! Знаете, мы с мужем часто ругаемся, можно…
Жизнь проходит… В кабинет зашла худая моложавая женщина. Она была похожа на состарившуюся куклу Барби. Её наряды, от сумочки до сапог, казалось, ещё имеют необорванные этикетки и только известных брендов. - Вы знаете, жизнь проходит… Я уже дочь вырастила, а личная жизнь как-то не складывается, - начала говорить она кукольным голосом. - И не так, чтобы у меня никого не было. Периодически за мной кто-нибудь ухаживает, но… Я даже не знаю, как вам объяснить! Я сидела и слушала. Её голос завораживал, был сказочным, словно она сейчас играла на волшебной дудочке, а я, как та змея, вытягивала шею. - У меня дома всё разложено, все вещи лежат на своих местах. Я знаю что у меня находится даже на верхних полках антресоли… А дочь мне говорит: «Мама, проще надо быть, а то так одна и останешься»… Я не знаю, что мне делать, - не спросила, а просто закончила она. - Давайте оттолкнёмся от того, что вы хотите. Так что вы хотите? Виктория начала рассказ по второму кругу. - Вы же сейчас живёте одна? - Да, одна. И я спать не лягу, пока все дела не переделаю. - А его – ваш порядок - кто-то оценил? - Нет, напротив. Кто ко мне приходит, не знают куда сесть, как встать. В общем, им неловко… - Ага, и дёру быстрей от такой барышни. А у вас потом «жизнь не складывается»! Она кукольно покачала головой. - Виктория, так вы решите, что больше то хочется: с мужиком жить или порядок в доме содержать? Виктория поджала губки и крепче прижала сумочку к себе. - Я вас оскорбила? Извините… А вы в студенчестве на картошку, в стройотряд ездили? Она стала рассказывать о своих поставленных родителях, которые её оберегали, освобождали… - Слушайте, вы с этой проблемой уже к кому-нибудь ходили? - Да, - покачала она головой, - Дважды ходила. - Не сомневалась. Виктория, и мне сейчас хочется сказать: «Я вам помочь не могу, идите». Знаете почему? Потому что вы ещё сами не определились: что вы хотите? «Жизнь проходит» - это умозаключение, а не задача, не то, что вы хотите изменить! Или вы думаете, найдётся мужик, который впишется в ваш порядок, и не будет оставлять бритвенных принадлежностей в ванне, носков грязных под стулом?.. Она выпрямила спинку и закинула голову вверх от возмущения. Рот её округлился, как и глаза. - Виктория, короче, давайте зрейте ещё… Ну, нарушьте какой-нибудь порядок в своём доме, сделайте то, чего раньше не делали, позвольте своим гостям чувствовать себя свободнее… А через неделю-две придёте, если выживите. Через неделю Виктория хвасталась первыми успехами, конечно, такими же кукольными: кружечку из-под кофе не вымыла, пыль два дня не вытирала… Я понимала, что в одиночку не справлюсь, поэтому попросила своих коллег помочь мне разыграть сцену, а Виктории сказала: - Хотите изменить свою жизнь, изменитесь сами. Ваша задача сейчас: влиться в эту группу людей, стать «своей». Коллеги, что называется, «оторвались», разрывая шаблон где-то привычного, а где-то наигранного поведения моей клиентки. Увидев ноги на столе, одежду вывернутую на левую сторону,.. Вероника невольно прикрыла рукой рот, но к счастью, она не разучилась играть. Спустя месяц Виктория принимала участие в групповом телесном тренинге. Конечно, кардинально она не смогла изменить своё поведение, но некоторые коррективы всё-таки внесла в свою жизнь. Результат через три месяца: - Ну, Виктория, что изменилось в вашей жизни? Она широко улыбнулась, откинулась на спинку кресла, подняла глаза вверх: - Вы знаете, я так спать хорошо стала, с таким удовольствием! Убираюсь дома гораздо реже. Могу что-нибудь забыть сделать или перенести на потом… - А как теперь жизнь воспринимается: проходит или идёт? - Идёт, - нараспев сказала она. - Качество жизни повысилось? - Да, именно качество стало выше.
Депрессия Проконсультировать 26-летнего парня попросили его мама и дядя. Вид у молодого человека был вымученный: в тягость отвечать, в тягость смотреть, тягостно само присутствие. - У тебя что-то случилось или это состояние развилось на ровном месте? - Ничего не случилось. - Он еле заметно мотнул головой. Это был тот случай, когда нужно задать минимум вопросов клиенту и перенаправить его с родственниками на приём к психиатру. При эндогенной депрессии помощь психолога не нужна, лечить нужно медикаментозно. Результат: на следующий день пришёл дядя этого парня с желанием узнать: может он вам что-то рассказывал? Случилось непоправимое. Хоть и доехали они все вместе в психоневрологический диспансер, но на приём сразу не попали. Парень отпросился в туалет и сбежал. - Ждали-ждали, да поехали домой, а он там
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|