Что мешает нам мыслить рационально? Часть1

Автор статьи: Елена Тухарели

Откуда появляются наши негативные эмоции? Все просто, скажете вы: что-то случилось, и наша реакция не заставила себя долго ждать. Но так ли это на самом деле? Основатель рационально-эмотивной терапии Альберт Эллис, когнитивный терапевт, предложил понятие иррациональных установок, показывая, что люди склонны к нелогичным, нерациональным мыслительным конструкциям. По сути, многие наши проблемы и негативные чувства возникают не из-за внешнего события, а из-за особенностей мышления и нашей негативной интерпретации этого события. То есть проблемы человека – это результат его мышления. Негативные эмоции возникают из-за различных иррациональных убеждений, заученных с детства и в течение жизни. По мнению Альберта Эллиса, каждый человек рождается с определенным потенциалом, который содержит две стороны: рациональную и иррациональную, конструктивную и деструктивную. Чем опасны иррациональные установки? Они мешают нам видеть реальную картину и, как следствие, мыслить рационально и выбирать конструктивные способы решения проблем. Как мы можем отследить подобные установки?

Существует несколько так называемых иррациональных сценариев, или стратегий. Присмотримся к ним поближе.

Сценарий № 1. «Чтение мыслей»

Выводы строятся не столько на внешних признаках того, что другой человек действительно так подумал, сколько по нашей склонности предугадывать. Мы не можем влезть в голову другого человека, мы можем лишь считать его внешние поведенческие характеристики или спросить напрямую. При этой стратегии за человека додумывают его возможную оценку той или иной ситуации. Например, супруг на новой работе больше устает, задерживается, у жены возникает мысль: «Он меня разлюбил!» Или на работе начальник попросил сотрудника переделать отчет, и сразу в голове подчиненного появляется паническая мысль: «Он думает, что я плохой работник». Таких ситуаций очень много, если задуматься. Что лежит в основе этой стратегии? Фундаментом «чтения мыслей» становится проблема отношений и социализации в целом. Например, недостаток обратной связи у человека, особенно в детстве. Когда нет четких критериев и понимания того, что верно/не верно, что одобряемо, необходимо. Неумение анализировать и работать с фактами, трудности с поиском и отслеживанием аргументов и подтверждений своей теории – «я не знаю почему, но я так чувствую…».

Как можно проработать данную установку?

1-Й ШАГ. Задайте себе вопрос: на чем основано ваше убеждение, с чего вы взяли, что это так?

2-Й ШАГ. Сформируйте новый способ анализа ситуации, поиска объективных аргументов, учитесь выстраивать обратную связь с собеседником.

3-Й ШАГ. Осознайте выгоды от нового способа обработки ситуации и недостатки предыдущего.

4-Й ШАГ. Взвесьте все плюсы и минусы нового способа мышления. Спросите себя: хотите ли вы на самом деле знать, что происходит, или решили продолжать жить иллюзиями и домысливанием?

5-Й ШАГ. На этом этапе формируется автоматический навык применения новых способов мышления. Применяйте эту схему анализа в различных ситуациях.

Сценарий № 2. «Гадание»

Будущее видится в темном свете – дела ухудшаются, в будущем много опасностей и негатива. Подобные умозаключения не строятся на анализе реальной ситуации, а связаны с внутренним беспокойством человека, страхом не справиться с чем-то. В основе данной стратегии лежат тревога, негативное мышление, боязнь трудностей. Например, перед собеседованием соискатель накручивает себя, что он не справится, не получит эту работу, тем самым лишаясь возможности трезво оценивать ситуацию и грамотно показать себя. Прогноз негативного будущего выступает как некий условный способ совладать с тревогой. Неблагоприятный прогноз как бы парализует действия, выступая защитой от нежеланной, пугающей деятельности. Данная стратегия в большей степени характерна для тревожного синдрома при различных заболеваниях.

Как можно скорректировать эту установку?

1-Й ШАГ. Спросите себя: как можно улучшить ситуацию, что именно вы можете сделать для этого?

2-Й ШАГ. Периодически составляйте планы с коррекцией. Для этого три – пять негативных формулировок переделываем в позитивные и составляем план действий на каждый день.

3-Й ШАГ. Сформируйте навыки расстановки приоритетов при составлении плана действий. Обозначьте, сколько пунктов готовы сделать и в какое время.

4-Й ШАГ. Техника «когнитивной репетиции». Например, готовясь к собеседованию, заранее представьте, как вы собираетесь на собеседование, что наденете, как придете, как будете вести беседу, какие вопросы могут возникнуть, какие затруднения появиться.

Сценарий № 3. «Катастрофизация»

Предполагается, что произойдет что-то ужасное и невыносимое, когда любая ситуация воспринимается как катастрофа, независимо от исхода. Базой данной стратегии будут иррациональные или автоматические установки – «будет ужасно, если я потерплю неудачу», «будет ужасно, если мне откажут…» и т. д. Возникают мысли: а вдруг что-то произойдет? Логика восприятия реальности искажается через негативные представления.

Как можно проработать эту установку?

1-Й ШАГ. Попробуйте «раскрутить» ситуацию до абсурда. Спросите себя: «А что будет дальше?» И снова: «А потом что будет дальше?» Так можно отыскать искажение логики, которое мешает нам объективно смотреть на ситуацию.

2-Й ШАГ. Опишите критерии катастрофы. По каким признакам вы можете определить, что она надвигается? Например, при страхе полета человек очень переживает по поводу поездки. Что можно сделать? Отметить для себя, по каким критериям вы заранее сможете заметить, что что-то идет не так. Скажем, открылись ниши с кислородными масками, появились информационные сообщения от капитана, начал суетиться персонал. И уже в течение самого полета отметить, происходит ли что-то из предвещающего неприятность. Если нет, спокойно продолжить лететь дальше. Таким образом создается ощущение контроля над ситуацией.

Сценарий № 4. «Наклеивание ярлыков»

Оценка себя, людей, событий производится с помощью «штампа», или «ярлыка». Ярлык выступает как некое упрощенное описание плюс сильный эмоциональный накал – аффективность. Например – «я неудачник», ребенок, который получил плохие оценки в школе, – «безмозглый» и т. д. Данная стратегия базируется на том, что человек не умеет видеть себя и окружающих с разных сторон, многогранно. И его поведение строится исходя из этого ярлыка.

Как можно проработать данную установку?

1-Й ШАГ. Необходимо научиться расширять представление о себе или окружающих, ответить на вопрос: «А какой я еще?», «Какие они могут быть еще?». 2-Й ШАГ. Составьте список ситуаций, в которых можете оказаться в будущем. Например, если ребенок плохо учится, представьте, в каких ситуациях он может проявлять положительные качества. Так вы создадите новый, расширенный образ себя или другого.

3-Й ШАГ. Составьте список ситуаций и напишите набор качеств, которые пригодятся в каждой из них, будут для нее оптимальными. Также это поможет более разнопланово взглянуть на себя или другого и повысить эффективность деятельности. Стремясь анализировать свои мысли и поступки в различных ситуациях, можно научиться мыслить рационально, избавиться от ярлыков и надуманных страхов.

Источник: https://www.psyh.ru/chto-meshaet-nam-myslit-ratsionalno/
© Наша Психология



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Сколько можно наказывать себя, сидя в голове?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • А вы тоже не знаете, чем можно радовать себя каждый день, не жертвуя временем и средствами?
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Как МОЖНО себя вести, устраиваясь на работу.
  • Можно ли любить того, кто сам себя не любит?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Принять Себя, Другого, Ситуацию. Как и зачем?
  • Как сделать правильный выбор? Например - выбрать лучшего для вас мужчину.
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Если вы не можете понять, как правильно вести себя с мужчиной.
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Можно ли изменить другого и как изменить себя?
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Памятка для себя: какие права имею относительно себя самого?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Можно ли изменить другого человека?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь