Психология здоровья. «Цветок потенциалов» личности

День сегодняшний - хронический стресс. Все мы варимся в одном котле, а говорят, что в кипящим котле холодных мест не бывает. Это и означает, что каждый из нас испытывает все трудности жизни в быстро меняющийся стране

В. А. Ананьев

Тема 1.2. «Цветок потенциалов» личности 

Психология здоровья делает акцент на важности гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия. В.А. Ананьев предлагает учебную программу развития человека «Цветок потенциалов», в которой отражены основные задачи психологии здоровья. Эта программа - система теоретико-практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями. Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья», раскрытие же отдельных потенциалов свидетельствует о наличии «фрагментарного здоровья». Программа символически представлена в виде цветка, каждый лепесток отражает различные аспекты душевного телесного и социального здоровья личности. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Цель практической работы - максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности). 

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья)

Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь. Данная компетенция содержит в себе основные установки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли индивида. Развитие данной компетенции относится к умению пользоваться интеллектом. Основная задача состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учится приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования.

 2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья)

Способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. Развитие волевой компетенции включает формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия, свой выбор. Также важно вырабатывать навыки постановки тактических и стратегических целей жизни, соединение целей жизни со смыслом своего существования. Важно научиться не позволять обстоятельствам управлять собой, а самому управлять собой в любых обстоятельствах. Воля - это источник человеческой активности, она помогает раскрытию любого потенциала. 

3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья)

Эмоциональная компетентность – это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Повышение уровня «эмоционального» интеллекта – это развитие умения «культивировать» собственные чувства, что означает не сдерживание, эмоциональных проявлений, а цивилизованное их выражение. К данному потенциалу относят способности к осознанию, пониманию, управлению эмоциями.Обучение способам реализации чувств – важная воспитательная задача, способствующая формированию в целом постоянно эмоционального фона – настроения человека. Гнев, вина, тревога, беспокойство, печаль – все это относится к нормальным человеческим переживаниям. Данные чувства имеют отрицательное значение, когда человек их реализует вовне или внутри, разрушая других или себя.К развитию данного потенциала относятся способности осознавать и распознавать эмоции, регулировать их, управлять ими. 

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья)

Способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Потенциал тела характеризует личность человека на более «грубом» поведенческом уровне, и на уровне интероцептивных ощущений. Телесный интеллект – это тонкая рефлексия, дифференциация в своем теле различных модальностей (визуальных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых ощущений) и использование этой способности в повышении уровня культуры питания, занятиях спортом, уровня удовольствия в сексуальных отношениях. Цели по повышению телесной компетентности: познание своего тела, изучение языка тела – «системы раннего оповещения», развитие умения устранять и контролировать мышечные зажимы, быть устойчивым, гибким, спонтанным; освоение методов психосоматической саморегуляции; получение удовольствия через спорт, танцы, секс. Сексуальная компетенция – это совершенствование себя в области сексуальных знаний и умений. Повышение уровня сексуальной культуры включает в себя: культуру понимания, культуру межличностных отношений, культуру взаимодействия. Быть сексуально здоровым значит:

  • быть способным к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;
  • быть свободным от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
  • не иметь органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья)

Социальная компетентность определяется, как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности, обретения чувства принадлежности ко всему человечеству. Неспособность к разрешению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить провоцирующим фактором асоциального и антисоциального поведения. У каждого человека должен быть выработан навык устанавливать контакт, возможность доверять кому-либо свои проблемы, выслушать другого. Счастье человека в основном состоит в углублении и расширении отношений с самим собой, с другими и с миром в целом. «Здоровое» общение между людьми может быть в случае, если партнеры честны, неформальны в общении, раскрывают свой внутренний мир, благосклонно взаимно обмениваются ресурсами (временем, деньгами, информацией, чувствами).

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья)

Способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний. Креативная компетентность - это, прежде всего, познание и созидание себя через различные средства, в том числе и через искусство, развитие в себе творческой гибкости в адаптации к миру. В «поле креативности» интегрируются все три уровня организации человека: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Раскрытие данного потенциала - это возможности выразить себя оригинальным разумом, чувствами, эмоциями, ощущениями, поведением.Креативность выступает мощным фактором развития личности, детерминирующим ее готовность изменяться, преодолевать стереотипы. Для творческой жизни необходимы условия свободы и свободы от мнения других. Важно развивать доверие к творческой части личности, предоставлять ей свободу в этой деятельности, учиться генерировать оригинальные идеи, придавать завершенный вид продуктам своего мышления.

7.Духовный потенциал (духовный аспект здоровья)

Духовная компетентность - это способность воплощать высшие ценности в жизнь. Выражать - значит творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить об этом. Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной премудрости». Для того чтобы он пророс, необходимо создавать условия, в которых человек может пережить состояния добра, любви, справедливости. Духовный потенциал можно раскрыть с помощью создания атмосферы принятия каждого, при которой открывается доступ к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт переживания высших состояний любви к себе, ближнему, к миру в целом. Духовный потенциал - это стержень, на котором произрастает Цветок Потенциалов - Гармония Личности. Корни «цветка» погружены в традиции времен, состоящие из мудрости всей цивилизации.



Просмотров: 622
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Тюнинг эко-здоровья природной зоны как средство улучшения био-социального здоровья людей
  • Роль телесности и телесной терапии в формировании психо-соматического здоровья человека
  • Условия формирования психологического здоровья личности
  • Способность радоваться – маркер здоровья
  • Методы профилактики здоровья современного человека по советам друвних мудрецов
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • Психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья женщины
  • Что мешает Быть Собой и реализовать свой потенциал. Причина №1
  • Способность восстанавливаться после стресса. Признак психического здоровья.
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Карьерный потенциал личности
  • Как реализовать потенциал личности
  • «Секс для здоровья» опасен для здоровья женщины.
  • "Хочу стать мамой или психологический аспект нарушения репродуктивного здоровья женщины»
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Нэнси Мак-Вильямс «Признаки психологического здоровья личности».
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • Как повысить свой потенциал или достижение целей через коучинг.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Потенциал личности:сильные и слабые стороны.Психодиагностика по мимике и жестам Данила Протаса
  • Естественное дыхание для здоровья тела и разума
  • Программа по улучшению здоровья и качества жизни
  • Диагностируйте уровень своего здоровья и найдите свой путь к нему
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Мышление здоровья. Боль и чувства.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь