|
Родительские установки и их влияние на (не)желание ребёнка учитьсяАвтор статьи: Егорова Мария
«Что делать - ребёнок не хочет учиться?!» - наверное, это один из самых распространённых вопросов, с которыми обращаются родители школьников к психологам. И тут нет однозначного универсального ответа для всех детей. Нет у ребёнка такой кнопки, которую можно было бы нажать – и включить интерес к учёбе. С каждым ребёнком начинается исследование: выдвижение и проверка гипотез. Возможно, не хочется учиться, потому что сложно. Потому, что не хватает развития памяти, внимания, мышления. Это возможно проверить и установить. Возможно, в процессе обучения ребёнок встретился с негативным опытом, с которым не смог справиться. Деспотичный учитель может отбить интерес к предмету у любого. Тут важно дать ребёнку поддержку, а также обеспечить получение позитивного опыта в этой области. Например, организовать дополнительные занятия с более человечным педагогом. Чтобы не было стойкой связи предмета с негативными эмоциями. Что ещё может влиять? Изменение семейной ситуации, потеря близкого, развод или просто обострение отношений родителей, болезненные или депрессивные состояния самого ребёнка, смена места жительства. Это то, что в той или иной мере может осознать и отследить сам родитель. Я хочу поделиться своими соображениями и наблюдениями о ещё одной точке зрения, с которой можно на это посмотреть. Конечно, это не панацея, но в каких-то случаях пригодится. В каждой семье есть своя история, своё передающееся из поколения в поколение представление о значении учёбы, знаний, труда. И важно посмотреть или осознать, что происходит в семье с этим. Ведь известно, что дети делают не то, что взрослые говорят делать, а то, что взрослые делают сами. Родитель может сколько угодно говорить, что хочет для своего ребёнка хорошего образования, а вся жизнь взрослого демонстрирует при этом, что школа/учёба/работа это неизбежное зло, которое приходилось терпеть, а лучше избежать. Таким образом ребёнок получает двойное послание. Какой его части он поверит скорее? Что же с эти делать, если делать ещё что-то хочется. Прежде всего, мне кажется полезным, осознать родительские и семейные установки-послания, которые связаны с учёбой. Можно вспомнить себя в возрасте своего ребёнка и подумать, что один школьник мог бы рассказать другому? Что его интересовало тогда, много лет назад? Было ли интересно, комфортно, безопасно? Можете ли вы рассказать что-то позитивное ребёнку о своём школьном опыте? Очень трудно и вместе с этим крайне нечестно заставлять ребёнка поверить в то, во что сам взрослый не верит. Как же заставить его учиться? Главное понять – зачем. Первой задачей тут видится восстановление честного контакта между школьником и родителем, нейтрализация двойственности посланий. Как вариант – обоим признать, что да, школа это невыносимо тяжело, а знания – бесполезны. И с этой общей точки, точки понимания начать искать новые перспективы и смыслы. Общие, а главное – честные. Не подменяя их бездумными лозунгами, а веря в каждое сказанное слово. А если попробовать посмотреть с другой стороны. Что происходит в голове у родителя? Ребёнка нужно социализировать, впихивать в какие-то учреждения, демонстрировать успешность. Почему? Потому что так положено. А если для самого родителя это ценности не представляет? Приходится гоняться за какими-то чужими химерами. И это вполне может кончиться бегом на месте. И мифы тут могут быть разные. Это просто самый контрастный – с мамой, которая не считает знания ценностью. Установки то бывают самые разные: нужно раньше отдавать в школу, нужно позже отдавать в школу, моему ребёнку подойдёт только частная школа, чем больше кружков и секций, тем лучше, секции и кружки это плохо, самое важное – спорт и проч. Каждый из этих мифов не просто так возник в голове у родителя, за ним стоит история. Насколько эта история соотносится с реальностью? Насколько она отвечает потребностям и способностям ребёнка? Чего мы лишаем ребёнка, следуя своим установкам?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|