|
Старые боги умерлиАвтор статьи: Миргалиев Олег Айратович
Старые боги умерли, и на их место пришли новые... Новые Боги смотрят на тебя с экранов мониторов, журнальных разворотов и стареньких кинескопов. Они требуют одеваться определённым образом, вести себя по-особенному, использовать только один вид зубной пасты. Новые Боги требуют от тебя подношений в виде крышечек от пива, смс-ок с номером «7997», этикеток вырезанных из пачек сока. Вместо предисловия Мне становится очень смешно, когда я слышу выражение «цивилизованный человек». Что такое цивилизованный человек? Коль скоро практически все определения нашего языка можно описать через противопоставления, то, что является антитезой для термина «цивилизованный человек»? Дикарь. Пожалуй, это первое, что приходит в голову. Мы называем дикарями всех, кто так или иначе не попал под веяния доминирующей западной культуры. Тех, кто не успел уклониться от катка прогресса. Тех, кто не разделяет ценности «современного цивилизованного общества». Но чем больше я наблюдаю за своими современниками – тем чаще мне приходит в голову, что всё то, что мы так усердно стараемся забыть (наше дикарское прошлое) всё-равно находит своё отражение в нашей культуре. Основная мысль данной статьи заключается в том, что содержание осталось тем же, изменилась только форма. Животные Вспомним тотемных животных в диких племенах. Члены племени верили, что определённое животное является предком и/или покровителем их общины. Казалось бы, подобные идеи уже давно не имеют последователей в современной западной культуре. Однако не торопитесь с выводами. Как вы думаете остались ли отголоски поклонения животным в наши дни? Нет, конечно, сейчас мы не возводим тотемы. И не один здравомыслящий человек не станет поклоняться, например, цапле. Но вспомните основной тезис данной статьи: «содержание осталось тем же, изменилась - форма». Сейчас я не прошу вас проанализировать основные религиозные течения на предмет тотемизма. Давайте просто посмотрим на окружающую нас цивилизацию и найдём схожие тотемам явления. Первое, что бросается в глаза – это гербы. В геральдике достаточно часто встречаются изображения животных. Смысл немного изменился (животное на гербе – не обязательно прародитель владельцев герба), но факт остаётся фактом – животному оказывается уважение. Второе, что приходит на ум – это спортивные состязания и эмблемы команд. Там зачастую можно увидеть изображения животных. Только навскидку: Chicago Bulls, Pittsburgh Penguins, Washington Capitals и прочие спортивные команды. Плюс всевозможные маскоты (люди, наряженные в костюмы животных для увеселения толпы). Что примечательно: основная концентрация подобных тотемистических эмблем приходится на Северную Америку. Как тут не вспомнить про племена индейцев, живших там раньше. Уж не оттуда ли пошли корни этой традиции – выбирать себе в качестве эмблемы животное? Изменённые состояния сознания Практически во всех мировых культурах мы можем найти упоминания ритуалов, связанных с применением средств изменяющих состояния сознания. Будь то использование психотропов или выполнение определённых методик. Мне не хотелось бы сейчас углубляться в эту тему. Так как спектр различных средств, с помощью которых человечество на протяжении своего существования вводило себя в особые состояния, очень обширен. И на его рассмотрения определённо не хватит одной статьи. Давайте просто попытаемся выделить общий момент во всех ритуалах связанных с изменённым состоянием сознания. Для чего они проводились? Вариант: ради праздного любопытства сразу можно отмести, так как зачастую данные церемонии проводились под строгим надзором жрецов или шаманов, т.н. людей знания. В большинстве случаев подобные ритуалы требовались человеку для того, чтобы получить (в зависимости от вероисповедания) силу или знания. Хотя знания равноценно силе. В некоторых случаях употребление ПАВ было связано с ритуалом инициации, но об этом позже. Итак, применение ПАВ или специальных методик, как поиск силы. Подобное мы можем наблюдать и в современном обществе. Все те, многочисленные виды наркотиков, что заполнили улицы и подворотни наших городов, есть не что иное, как отголоски наших древних верований. Верований в то, что, только изменив своё видение мира - мы можем получить силу или знания. Причём практика употребления наркотиков начинается преимущественно в подростковом возрасте. В том, возрасте, когда человек проходит становление. В том возрасте, когда человек ощущает недостаток силы. Силой может являться что угодно. Не стоит узколобо понимать силу, как непосредственно физический показатель (хотя в случае с амфетаминами – это очень даже подходящее сравнение). Весь спектр феноменов, которые расширяют возможности человека (и знания в том числе) и являются силой. Как тут не вспомнить шаманские ритуалы камлания и предостережения мудрых шаманов о том, что обладание силой – это большая ответственность. И пользоваться силой надо с великой осторожностью. Иначе сила поглотит тебя. Аналогия проводится вполне конкретная: наркотики, как источник силы, подчиняют себе человека. Ритуал инициации Как я и обещал - сейчас мы коснёмся такой темы, как ритуал инициации. И как он представлен в нашем современном обществе. Во-первых, что такое ритуал инициации? А во-вторых - какой цели он служит? Говоря простым языком: ритуал инициации – это испытание, которое должен пройти неофит/молодой человек/адепт, чтобы закрепиться в новом статусе. Прохождение данного испытания означает готовность посвящаемого действовать в новом статусе («мужчина», «охотник», «каменщик 33 уровня» и.т.д.). Точно так же, как в разборе изменённых состояний сознания, сейчас мы попытаемся выделить ключевой момент в прохождении ритуала инициации. И попытаемся найти аналогичный феномен в нашем «цивилизованном обществе». Ключевым моментом в ритуале инициации является то, что сам ритуал должен пугать посвящаемого, причинять ему боль/ неудобства. Возможно, пугать в ритуале будет боль/приём ПАВ/схватка с противником/ или даже специально подготовленный человек. Вспомните всё то многообразие ритуалов перехода мальчика в мужчину, которое мы можем увидеть в диких племенах. Зачастую там присутствует кровь, насилие, дурманящие средства. Аналоги обряда инициации в современном обществе у всех на устах – это и дедовщина в армии, обряд посвящения в студенческое братство (тут опять отличились американские кампусы), в частных случаях – посвящение в профессию. Во всём вышеперечисленном имеются общие моменты – испытания, боль, неудобства. Стоит отметить, что ритуал инициации наиболее развит в мужских коллективах. Возможно, это связано с тем, что мужчина физически не теряет девственность и закрепить его переход из «мальчика в мужа» способен только ритуал. Ритуал может принять причудливую форму: выпить бутылочку пива с отцом, сесть за один стол со взрослыми и.т.д. Борьба с дедовщиной и разнообразными посвящениями в настоящее время активно ведётся. И причина в их зачастую неоправданной (по меркам цивилизованного общества) жестокости. Но данные феномены до сих пор существуют. И возникает вопрос: если ритуал инициации настолько глубоко засел в культуре общества – не является ли ошибкой бороться с ним? Не получим ли мы в итоге общество великовозрастных инфантилов, так и не закрепившихся в статусе взрослого? Lapis philosophorum (Долго думал писать ли этот раздел. Слишком радикальная и спорная мысль в нём проскакивает) Я бы хотел посвятить немного времени такой теме, как «философский камень» учёных. Все мы знаем, что основная задача любой науки выявлять закономерности и прогнозировать события. Однако, только ли это? Не существует ли у учёных нечто вроде потаённого желания? Скрытого мотива, если хотите? Для ответа на этот вопрос нам придётся совершить небольшую ретроспективу в историю становления научного знания: 1) Примитивное общество: вершиной научного знания в те времена являлась магия. Хранителями научного знания были шаманы, жрецы, колдуны. 2) Средневековье: вспомните, пожалуйста, алхимию. 3) Эпоха возрождения: механика 4) Новое время: по очереди – анатомия, кибернетика и генетика. Естественно я сильно утрирую и возможно напутал с хронологией. Но для нашей ретроспективы это роли не играет. Давайте повторим наиболее выдающиеся вехи научного знания: Магия, алхимия, механика, анатомия, кибернетика, генетика. Вспомним основной принцип данной статьи: содержание осталось тем же, изменилась только форма. Что общего прослеживается во всех этих направлениях научного знания? Или, если быть более конкретным – к чему стремились представители всех вышеперечисленных форм научного знания. Вызов демона/духа/создание голема, гомунускул, франкенштейн, искусственный интеллект, новая форма жизни. Вы уже догадались. Подспудной целью науки всегда (волей-неволей) оказывалось стремление создать жизнь. Можно ли назвать данное стремление уподобление Богу? Можно ли назвать это тщеславным желанием всей науки? На эти вопросы я предлагаю вам поразмыслить самостоятельно. Послесловие Данная статья не претендует на полноценный разбор феноменов "универсальных идей".Тема интересная и многогранная. Критика, дополнения, слова поддержки в комментариях только приветствуются. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|