|
"Духовность и психотерапияАвтор статьи: Добротворский Владислав Викторович
В настоящее время все в сфере психологии созревает вопрос о «духовности». Об этом свидетельствуют, в частности, новые самостоятельные направления современной психотерапии, которые объединяются названием «антропологическая психотерапия». Для этого направления характерно представление о человеке как о духовном существе с пониманием того, что решать психологические, душевные проблемы человека без сопровождающих их духовных изменений неэффективно. Что же общего у психотерапии и духовной традиции? В первую очередь, то, что и та, и другая придают большое значение самопознанию человека, в результате которого он может стать целостным, найти свои смыслы и ресурсы. Та и другая оказывают помощь в кризисных ситуациях жизни. В религии есть то, что можно назвать психотерапевтическим ядром – религия выполняет (если перейти на язык психотерапии) ориентировочную, направляющую и смыслообразующую функцию. В этом смысле психотерапия – «младшая сестра» духовной традиции. Здесь можно отметить даже внешние заимствования: психотерапевтический, особенно психоаналитический сеанс очень напоминает по внешней форме христианскую исповедь. Авторитет психотерапевта вызывает ассоциацию с институтом духовничества в православии или гуру в восточных духовных практиках. Психотерапевт тоже может стать учителем или гуру. Другой вопрос – надо ли это? Религиозные обряды несут в себе мощнейший психотерапевтический потенциал, особенно для человека в кризисном состоянии. Различие между психотерапией и духовной практикой заключается в том, что цель психотерапии – помочь человеку решить его жизненную задачу, приспособить его к земной жизни. Для духовной же практики цель оказания человеку помощи в решении внешних проблем – не главная. Главной целью является подготовить человека к жизни небесной. Религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему смыслообразующему началу и в этом плане отвечает его насущной потребности поиска смысла, неустранимого, неуничтожимого фактом его смерти. Психология занята по преимуществу горизонтальной плоскостью, человеком как деятелем во времени и пространстве. Если, в целом, можно констатировать все возрастающий интерес современной психотерапии к духовной практике, а также нарастающее стремление к сотрудничеству со священнослужителями, то в среде священников и богословов можно встретить самое разнообразное отношение к практике психотерапии. Нередко священнослужители отрицают всякую возможность сотрудничества и взаимодействия с психотерапевтами и психологами. На мой взгляд, причины такого отношения могут быть идеологическими или личностными. К идейным причинам можно отнести следующие: - отсутствие идеи Бога в секулярной психотерапии, по мнению священнослужителей, приводит к половинчатости, незавершенности терапевтического процесса, если психотерапевт не обсуждает с клиентом экзистенциальные вопросы (что происходит, конечно, не всегда и отнюдь не во всех видах психотерапии); Личностными причинами отвержения психотерапии священнослужителями, возможно, являются: Есть и священнослужители, которые видят возможность и пользу сотрудничества с психотерапевтами, и осуществляют его в своей пастырской деятельности (Анатолий Берестов, иеромонах, 2000; Евмений, игумен, 1999). На западе, в Европе и США, давно существуют Ассоциации христианских психотерапевтов, читаются курсы пастырской психологии и консультирования в протестантских семинариях. В чем же можно усматривать особенность работы православного психотерапевта или консультанта? Православный психотерапевт может помочь своему клиенту, брату (cестре) во Христе, подготовиться к этой работе над собой под руководством духовника. В чем может состоять подобная помощь? Самое главное, чтобы страждущий осознал мотивацию изменения, чтобы ему очень хотелось что-то изменить в своей жизни, и была решимость на это. При разработке программы изменения психотерапевту необходимо учитывать возможности пациента или клиента, очень важно, чтобы программа была реалистичной. Важно также показать клиенту его резервы – те качества и движущие силы развития человека, на которые он может опираться в процессе совершенствования себя, не забывая при том уповать на помощь Божию, которая есть главный «резерв» совершенствования для каждого человека, если он способен ее вместить. Верующему полезно напомнить о любви Бога к каждому человеку, в том числе и к нему самому, а также о любви к ближнему и о любви ближних к нему. Психотерапевт, в частности, своим принятием клиента и сочувствием к нему выражает эту любовь. Очень важно, чтобы верующий клиент, уповая на милость Божью, не боялся видеть свой грех, глубину человеческой падшести, и не впадал от этого в отчаяние. «Проблема духовной жизни, – писал владыка Антоний Сурожский, – не в том, чтобы разрыть до глубины все наши помойки, а в том, чтобы найти какой-то путь, чтобы постичь - как прекрасен Бог». Также важно поддержать страждущего в его работе над собой – констатировать его первые успехи как нечто разумеющееся, ожидаемое, обратить его внимание на реакцию близких на изменения в его поведении. Результаты работы клиента во многом определяются тем, как относятся к нему значимые для него лица. Подводя итог проведенному анализу, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии. Общая задача – оказание помощи человеку в преодолении его падшей природы, одухотворении тела, души и духа и, как результат - его спасении. Необходимо привести страждущего к покаянию через осознание им психологических страстных механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных возможностей для восстановления в Образе Божьем. Частная задача – оказание помощи человеку в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений психотерапевтическими методами. Видение «горизонтали» конкретных психологических проблем клиента на фоне «духовной вертикали» – помогает духовному психотерапевту корректно создавать терапевтические ориентиры, оставляя свободное пространство для клиента и Того, Кто на самом деле может исцелить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|