Назовите меня ДОЧКОЙ. Что прячется в «тени» желания усыновить ребенка.

«…. Впереди я увидела деревянный забор, выкрашенный зеленой краской. Вдоль забора растут цветы – ноготки. В голове пронеслось – цветы из моего детства. Вот и  калитка, пройдя через которую я  оказалась в другом мире. Передо мной  дом из красного кирпича - это один из детских домов нашего города. Я иду по этой неизведанной  земле   осторожно, боясь нарушить тишину.  Перед глазами плывут    картинки  из моей жизни: первая любовь, свадьба, долгожданная беременность, потеря ребенка, лекарства, врачи, анализы.   От этих воспоминаний мне тяжело дышать. Я  поднимаюсь по ступенькам крылечка, подхожу к двери, с трудом поднимаю руку,  жму на звонок.  Дверь, оббитая коричневым дерматином, открывается  со скрипом. Мой нос ловит запах молочной каши и хлорки. Я чувствую на себе чей-то взгляд, и интуитивно «бросаю» его вверх.  Вижу, как к  стеклу «прилипли» два худеньких, бледных детских лица. Мои глаза наполняются слезами… Ребятки, я не за вами. За вами скоро придут, надо верить….»

Эту историю рассказала мне Ирина, моя клиентка. Три года назад она усыновила ребенка. Сейчас Никитке 6 лет.  Она одна из немногих женщин, чья история усыновления,  благополучно продолжается.

Не так давно ко мне обратилась  Анна, решившая усыновить ребенка. Ей  важно было взвесить все «за» и «против», искренне ли ее желание, не разрешает ли она собственные трудности за счет ребенка. Какая «продвинутая» женщина, молодчина, подумала я тогда. Встречи с Ириной, Анной,  общение с коллегами сподвигли  меня обратиться к этой непростой, затрагивающей мою душу, теме.  

            Чаще всего поводом  для усыновления является  невозможность иметь собственного ребенка из-за физиологических или возрастных ограничений, хронических заболеваний и т.д. Сознательные мотивы усыновления обычно лежат на поверхности: например, хочу заботиться о ком-то, быть нужным кому-то т.д. Как правило, за верхним слоем ПОНИМАНИЯ лежат настоящие причины такого желания. Они всегда  индивидуальны и трудно поддаются осознанию и, что важнее, принятию. Именно они являются движущей силой и определяют дальнейший характер отношений с ребенком.

 

Наиболее часто встречаются следующие мотивы:

  1. Мотив социальной желательности.  Одна моя знакомая объясняла для себя желание усыновить ребенка так – «… все уже давным-давно имеют детей, да не по одному, а у меня  - ни ребенка, ни котенка…в свои-то 35!»  Что движет таким желанием? Страх быть непринятой, осуждаемой людьми. В нашем обществе существуют определенные стереотипы.  Если женщины в этом возрасте не была замужем, не имеет детей, то что-то с ней не так. Знакомо? Очень важно, чтобы ребенок не был последним шансом быть «как все»,  лекарством от депрессии.   
  2. Мотив избегания ОДИНОЧЕСТВА или заполнение ощущения внутренней пустоты. Супруги  переживают кризис середины жизни, разводятся (им по 42 года). Муж создает другую семью, а  дочка принимает решение  жить отдельно.  Женщина переживает уход мужа, а потом и дочери, как предательство. Она осталась одна - без ребенка, друга, доверенного лица. Всем этим для нее становится усыновленный малыш. А это для него непомерный груз и ответственность. Последствия такого решения – трудность «отделения» ребенка во взрослой жизни и построения собственных отношений, потому что он как будто бы  продолжает  отвечать за благополучие близкого для него человека. Главное желание при решении усыновить ребенка - это желание давать, а не брать.
  3. Страх  физической боли. Из опыта моей коллеги – семейного терапевта. На прием обратилась пара. В течение 5 лет они не могут родить ребенка. Они прошли длительный, травматичный опыт лечения, надежд, разочарований. На момент обращения женщина находилась  в депрессии, испытывала чувство вины перед мужем и родственниками, считала себя не состоявшейся женщиной: не может зачать, выносить, родить, кормить грудью. Вторая  попытка ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) закончилась  неудачей. Однажды женщина призналась, что боится боли, связанной с беременностью и родами. После длительного курса встреч  с психотерапевтом, пара пришла  к решению усыновить ребенка. Можно предположить, что в этом случае  причиной усыновления, был бессознательный страх перед болевым ощущениями, родами.
  4. Заместитель.  В токсикологическое отделение городской  больницы привезли девочку  подростка,  без сознания, с диагнозом отравления барбитуратами. Четыре дня врачи  спасали ребенка. Придя в сознание, она рассказала, как во время ссоры мама крикнула о том, что жалеет об ее усыновлении (девочка узнала об этом впервые). Тогда же она узнала, что у мамы была дочь, которая утонула.  Девочка сказала врачам, что она не хочет жить. В больнице с ней работал психотерапевт.

Когда семья теряет родного ребенка, она очень травмируется. Приемный ребенок призван заменить «ушедшего» ребенка, соответствовать ожиданиям семьи.  Однако, если семья не отгоревала свою потерю, появление приемного ребенка не уменьшает горя, отрицательно сказывается на отношениях, а также на самочувствии приемного ребенка.  В итоге – неизбежное разочарование, плохие отношения вплоть до отказа от приемного ребенка, чувство вины у родителей, мощная  травма у ребенка.

 

За последнее время (данные за 2009-2010 г.) в России было возвращено около 30 тысяч приемных детей обратно в  детские учреждения, больше 3 тысяч детей подверглись жестокому обращению.

Сейчас я вспоминаю, как в семье моей подруги появился Максимка (Татьяна сначала оформила опекунство, через год мальчика усыновила). Каждый день мы с ней  разгадывали, почему Максим так себя повел, почему он такой упрямый, плаксивый, агрессивный, и придумывали, как ему понравиться. История  их отношений пережила несколько этапов: от мыслей о возврате мальчика в детский дом, раскаяния до ЛЮБВИ. Им непросто было узнавать друг друга, и поддержка близких людей, друзей помогли им в эти трудные для них месяцы. Сейчас Таня своими открытиями  и опытом охотно делится  со всеми, кто  в этом нуждается.

 

Недостаток информации.

С чем же  сталкиваются в первую очередь приемные родители, опекуны? Почему появляется желание вернуть ребенка обратно в детский дом?

На первом этапе, при подготовке к усыновлению, информации  о том, с какими сложностями могут встретиться члены семьи,  кажется достаточно. Многие люди уходят воодушевленными,  в ожидании чуда – их жизнь сейчас должна поменяться, и обязательно к лучшему.

Ребенок рос и развивался в детском доме. Жизнь в семье воспринимается теперь им как чужой мир, в котором действуют непонятные для него законы и порядки. Первые дни, недели, месяцы идет  привыкание, адаптация не только ребенка, но и всех членов семьи -   они учатся взаимодействовать друг с другом по-новому. Как правило, находясь в новой семье, ребенок получает много внимания, которое раньше, возможно никогда не получал. Но через некоторое время ситуация начинает меняться.  И не всегда то, с чем сталкиваются приемные родители, опекуны, сами дети  их радует и доставляет удовольствие, скорее наоборот, разочаровывает. Голод по родительству утоляется, эйфория проходит, и появляется реальность. И если раньше на что-то закрывались глаза («…кот стал хромать, разбита ваза,  периодически размазана каша по столу..»), то через какое-то время поведение ребенка начинает  раздражать, выматывать находящихся рядом людей.  Одной родительской любви становится недостаточно. Возникает непонимание происходящего.  «Что делаем не так? Вроде все у него есть, ни в чем не отказываем, а он все волком смотрит….». Приемные родители сталкиваются с недостатком информации о том, как себя вести, когда ребенок ведет себя так - «неправильно». Напряжение резко возрастает, когда он  начинает посещать детские учреждения. Воспитатели в дошкольных учреждениях, педагоги знают, как надо учить, но, к сожалению, мало кто знает психологические особенности таких детей.  Такие дети могут иметь  глубинное недоверие к окружающему миру,  всячески  испытывать свое новое окружение, проверять на прочность их любовь. У детей может проявляться агрессия, раздражительность,  плохой аппетит, нарушается сон. 

Не нужно забывать, что усыновленный ребенок – это ребенок, оставленный в силу различных причин родными родителями, а значит, переживший самую тяжелую травму. Это драма, аналогов которой нет. Даже если он потерял родителей в результате несчастного случая, то переживается им  это как то, что его бросили. Он остался без самого главного, без ЛЮБВИ, ЗАБОТЫ, реального присутствия родителей, которые до определенного времени являлись для него всем миром, давали ему чувство безопасности. Не забывайте, что «все мы родом из детства». Стоит ли говорить о тех случаях, когда детей возвращают обратно. Ребенок снова получает жесточайшую травму брошенности, отношения к себе как к предмету, которым можно попользоваться и, если не подошел, вернуть обратно. Что в итоге? Сердце ребенка наполняется недоверием, страхом, озлобленностью, болью, обидой на весь мир.  Надо ли удивляться, что в последнее время резко возросло количество случаев жестокого обращения с детьми, серийных убийц, людей, с психопатологией!

В заключении хочу обратиться ко всем будущим родителям.  Перед тем, как принять решение об усыновлении, пожалуйста, задайте друг другу вопросы:  «Для чего мы это делаем? Кому это надо? Как мы поможем новому человечку в нашей семье адаптироваться?». Постарайтесь вслух озвучить свои ответы. Насколько  ответы совпадают и разделяются всеми членами семьи? Важно, чтобы это желание разделяли все члены семьи.

На самом начальном этапе усыновления люди получают психологическую помощь от социальных работников, психологов из органов соц. опеки. Впоследствии, как показывает опыт, за квалифицированной психологической помощью обращаются единицы семей. Каждая семья уникальна и неповторима. Ее можно сравнить с отпечатком пальца человека. Нет единого рецепта для  семей по поводу того, как себя надо вести с приемными детьми. Встретившись с трудностями, семья, как правило, пытается справиться с ними самостоятельно и не всегда успешно.

Если вам не с кем поделиться или вы затрудняетесь принять решение, осознать истинные причины усыновления, или вам нужна помощь в адаптации ребенка к новой социальной среде -  обратитесь  к специалистам: психологам, психотерапевтам,  семейным терапевтам, социальным работникам.  Вы должны быть готовы не только к радости обретения, но и к тому, с чем  вы  можете встретиться  при воспитании ребенка из детского дома. Именно в  ваших силах   помочь  себе и ребенку стать самыми близкими и дорогими людьми. Самое главное – это присутствие любящего, надежного окружения.

www.ego-resource.ru



Просмотров: 632
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мотивы усыновления ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Первый день приемного ребенка в семье
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Тайны усыновления и другие семейные секреты: переживания ребенка
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Надо ли быть интересным для ребенка?
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь