Принцип «глубинной демократии».

Основополагающим принципом процессуально-ориентированной психологии является принцип «глубинной демократии». Принцип глубинной демократии рассматривается как "по вертикали" (применительно ко всем уровням реальности), так и "по горизонтали" (применительно ко всем частям на каждом из уровней). Суть его заключается в том, что какой бы процесс мы ни рассматривали, будь то внутренний психический мир человека, межличностные отношения, общественные системы, мировая работа, необходимо помнить о том, что в каждом моменте процесса важны все его части, как проявленные, так и неявные, и все уровни реальности, на которых этот процесс проявляется: консенсусный, сновидческий, сущностный. Этот принцип очевидным образом базируется на концепции поля, определяющей неразрывное единство и всеобщую взаимосвязь, описанном в предыдущих параграфах этой главы. «В личной жизни это означает открытость ко всем нашим внутренним голосам, чувствам, и движениям – не только к тем, которые мы знаем и поддерживаем, но и к тем, которые нам не слишком хорошо известны и вызывают страх. Во взаимоотношениях глубокая демократия означает наличие текущего осознания наших высочайших идеалов и наихудших настроений» [17]. «В работе с большими группами, глубокая демократия описывает открытость, уважение и понимания фасилитатора ко всем частям группы. Это значит позволять всем различным сторонам группы проявляться и взаимодействовать друг с другом: власти, бунтарям, всем боязливым и молчаливым частям предоставляется форум для свободного выражения» [30]. Глубинная демократия предполагает «открытое и приемлющее отношение ко всем различным частям внутри и вне нас» [29], «это новая процедура осознания, которая уважает все личности, части, и состояния сознания» [18]. 

Принцип глубинной демократии является по своей сути той основой, на которой построена вся система аналитической психологии Юнга. Основой этого принципа является понятие Самость, как единое, заключающее в себе все, и выражающееся через усложнение архетипов, «которые доступны сознанию только в той мере, в какой они воплощаются и становятся видимыми» [3]. В этой видимости они начинают проявлять принцип противоположности. Радмила Моаканин в книге «Психология Юнга и буддизм» пишет: «В психологическом плане знаменательность принципа противоположностей зиждется на том факте, что психика представляет собой динамическое единство, саморегулирующуюся систему, где сознание и бессознательное взаимно дополняют друг друга. Если мы будем отрицать первое или второе, это приведет к пристрастности, к дисбалансу и, фактически, к утрате полноты. «Всегда должны быть верх и низ, жара и холод, и т. д.»,— говорит Юнг. «Вопрос не в том, чтобы превратить что-то в свою противоположность, а в том, чтобы сохранить вместе ценности в том виде, в каком они существуют, признавая их противоположную природу». Ничто не отбрасывается, и ничто не рассматривается как абсолютное. Согласно точке зрения Юнга, принципиальной ошибкой было бы воображать, что когда мы видим не-ценность в ценности, или не-истину в истине, ценность или истина перестают существовать. Они только стали относительными. Все, что человеческое, является относительным, потому что всякая вещь располагается во внутренней полярности... Для Юнга «союз противоположностей через Срединный Путь» является одной из «самых фундаментальных характеристик внутреннего опыта» Разрешение противоположностей кладет конец конфликту и приносит с собой полноту» [31]. Из приведённых цитат видно, что ценность представляют как сами противоположности, так и их союз – интеграция. Только через осознание ценности всех частей нашей психики мы имеем возможность осваивать потенциальность самости.    

В процессуальном подходе, работая на сновидческом уровне с сигналами вторичного процесса, мы осваиваем полярности – состояния, свойственные и противоположные нашей идентичности, нашему первичному процессу. Осваивая эти качества, мы учимся привносить их в обыденную жизнь, на уровень консенсусной реальности. Однако если этого опыта недостаточно, либо в случае, когда работа с полярностями в силу сильного травматического опыта для человека слишком тяжела, то мы работаем на сущностном уровне, где происходит соприкосновение с недуальными состояниями, где происходит тот самый «союз противоположностей», рождая некое целое, что является большим, чем простая сумма его частей.       

Из рассмотренного выше, видно, что процессуально-ориентированный подход А.Минделла является, в определенном смысле, прямым наследником теории К.Г.Юнга. Его основные понятия абсолютно укладываются в концепцию аналитической психологии, где они, в другой терминологии, полностью разработаны и сведены в единую структуру. С другой стороны А.Минделл обогатил эту теорию, рассматривая её прежде всего в концепции единого поля и делая на этом постоянный смысловой акцент, а также введя огромное количества прикладных техник, каждая из которых имеет свое теоретическое обоснование, не связанное с юнгианской психологией. У каждого из основателей этих методов свой путь, для каждого из разработанных ими подходов есть свои обоснования, своя теоретическая база, но в их становлении есть нечто общее. И этим общим является тот путь интуиции, доверия себе и переживание этого пути через собственный опыт при наличии большого количества знаний и при этом полной открытости новому. Часто для нашего ума важно видеть структуру, но она не менее важна, чем интуитивные озарения. В их взаимоотношениях между собой, в этом процессе, заложена все та же идея взаимодействия сознания и бессознательного. Помнить о разных частях и разных уровнях, давая место всему - в этом и заключается основной принцип процессуальной психологии - принцип глубинной демократии.

ЛИТЕРАТУРА 

3.

Ван Юншен, У Цзинь Сто ответов на вопросы о «Чжоу и» - Ника-центр, 2001.

17.

Минделл А. Лидер как мастер единоборств -.М: Институт   психологии   РАН, 1993.

18.

Минделл А. Процессуально-ориентированная работа с конфликтами. Глубинная демократия Открытых форумов – М.: Беловодье, 2011.

29.

Минделл Э. Альтернатива терапи – М.: Издательство Беловодье, 2011.

30.

Минделл Э. Психотерапия как духовная практика - М.: Независимая фирма "Класс", 1997.

31.

Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм – М.: Социум, 2010.

 

 



Просмотров: 329
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принцип четверичности. От Аристотеля до Юнга.
  • Принцип реальности и принцип удовольствия: что важнее?
  • Взгляд аналитической психологии Карла Густава Юнга на развитие детской психики
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Почему всем бабам только денег надо, а всем мужикам нужен только секс?
  • «Психологи нужны всем, но не все нуждаются в психологии"
  • Принцип баланса в психологии
  • Что является основой счастливого брака?
  • Принцип действия. Стратегия №1 в практической психологии
  • Как психологу писать в соц.сетях, чтобы его читали? Принцип трёх "П"
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Всем "Х" нужно только "Y"
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Принцип реальности
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • 3 самые важные "П", которые всем нам так нужны во время карантина
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Групповой процесс в Процессуально-ориентированной психологии
  • Принцип ценности и психотерапевтический язык
  • Какой ресурс в жизни является главным?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Почему вы не можете забеременеть ? 7 причин с точки зрения глубинной психологии
  • Технология Осознания Реальности для "Чайников"-2: для психологов и не только.
  • (с) "Мои клиенты - люди, которые хотят личностно развиваться..." Хотите нравиться ВСЕМ клиентам? Знакомьтесь, это ваши «грабли»
  • "Предсмертный" анализ или как повысить эффективность решений (принцип Премортем)
  • Японская методика против лени "Кайдзен" или принцип 1 минуты
  • Принцип наездника или "думай не о задаче, а о решении"
  • Кто является автором того, что с нами происходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь