Метанавыки работы психолога в процессуально-ориентированном подходе: ученичество и «разум новичка»

Позиция ученичества является ещё одним важным навыком в работе терапевта (фасилитатора) в процессуальном подходе. Когда мы занимаем позицию ученика по отношению к опыту клиента, то наши отношения делают клиента обладателем исключительного знания о его процессах, в то время как терапевт, сохраняя состояние осознанности, учится тому, как это – находиться в таком опыте, который исследует клиент [1]. С позиции ученика мы детально заинтересованы в исследовании происходящих с клиентом и внутри клиента процессах, при этом мы помогаем клиенту осознанно оставаться в его опыте, прочувствовать суть этого опыта, присвоить его. Наша роль в процессе клиента сводится в основном к тому, чтобы помочь клиенту изучить себя. Мы заинтересованы в феноменологии клиента, в его мире, в его переживаниях и не знаем заранее, что для него верно. «Целостность психики другого глубоко уважается и никогда не должна нарушаться посредством навязывания своих собственных установок и предвзятых идей. Таким образом может быть установлено истинное общение» [31], - такова позиция Юнга, и в этом ключе она полностью соответствует процессуальному подходу. Такое отношение исключает позицию терапевта как всезнающего авторитета, или даже убирает «помогающее» присутствие, в пользу того, чтобы просто быть с клиентом, поддерживая осознанное присвоение знания о тонких деталях происходящего опыта. Отношения между клиентом и терапевтом в процессуальном подходе – это действительно диалогическая позиция, позволяющая делиться, сотрудничать и обоюдно присутствовать в моменте, с принятием, уважением и поддержкой, в то же время сохраняя раздельность, приватность и чёткие границы. Мы учимся у клиента и не являемся «агентами изменений», исходя из своих авторитарных представлений о том, что хорошо и что плохо для клиента. В самой идее изменения порой заложено отрицание имеющегося опыта. Если мы будем продвигать клиента к изменениям, то он либо почувствует, что его не принимают, и уйдёт в себя, либо изменится в угоду терапевту, но по пути потеряет часть себя. Самое главное и первое - это поддержать клиента таким, какой он есть. Говоря в терминах первичного и вторичного процессов, мы поддерживаем силу и ресурсы обоих этих процессов, помогая в их осознавании. Мы не преследуем цель изменить мир клиента. Просто встречаясь с тем, что происходит, и помогая раскрыться тому, что стремиться произойти, мы помогаем привнести в его мир новые возможности. Парадоксальным образом изменения произойдут сами тогда, когда будет достаточно осознанного внимания и принятия к происходящему процессу. 

Основываясь на концепции единого поля, предполагающей всеобщую взаимосвязь всех его частей и взаимообусловленность их развития, в процессуальной работе мы всегда рассматриваем процесс, как важный и для клиента и для терапевта – по-разному, но в равной степени. Каково было намерение Дао, что оно послало мне такого клиента? Или иначе: как я могу использовать эту встречу на благо своего развития, чем мне может быть полезна эта встреча в моей жизни, чему я могу научиться у своего клиента, у наших отношений? Мы с удовольствием узнаём в сессии что-то новое о клиенте и что-то новое о себе. В таких терапевтических отношениях заложен инструмент исцеления, который способствует «заживлению» разделённости человека между собой и другим, также как между человеком и его внутренним опытом. Такая позиция позволяет клиенту проживать глубокий уровень контакта с терапевтом, контакта с его собственными внутренними частями, контакта с его глубинным целостным Я. 

Говоря о позиции ученика по отношению к опыту клиента, нельзя также забывать о том, что в процессуальной работе мы содействуем осознанности клиентов в отношении происходящих с ними процессов. Двигаясь по пути самоисследования рядом с терапевтом, находящимся в состоянии созерцательной осознанности, транслирующем спокойное, сочувственное, заинтересованное наблюдение по отношению ко всем, в том числе и вытесняемым сознанием, частям опыта, клиент обучается этому состоянию и этому отношению к себе, что помогает трансформировать внутреннюю драму разделённости между первичной идентичностью и вторичным процессом. 

«Разум новичка» - понятие, имеющее непосредственное отношение к принципу ученичества, - это не отрицание профессиональных знаний, это, прежде всего, непредвзятость, открытость к новому опыту. «Самое большое препятствие в контакте друг с другом заключается в том, что у нас есть какие-то идеи друг относительно друга. Если я что-то о тебе знаю, то мне трудно встретить тебя, так как я встречаюсь не с тобой, а с моими мыслями о тебе. Контакт - это важнее, чем медитация, духовность вырастает из отношений. Можно увидеть другого из своего знания, а можно из настоящего момента» (Кришнамурти). Шунрю Сузуки (Shunryu Suzuki) говорит: "Разум новичка имеет много возможностей, разум мастера - мало" [37]. А.Минделл определяет разум новичка следующим образом: «Ум – или, возможно, сердце – которое открыто и свободно от предубеждений. Оно не омрачено знанием и достаточно свободно и спонтанно, чтобы следовать тому, что мы обычно забываем или упускаем из виду» [30]. Эми Минделл пишет об этом так: «Ум или сердце, которое сосредоточивается на потоке событий, а не на достижении конкретной цели, даже когда эта цель – исцеление» [29].

Литература:

1.

Материалы семинаров по боди-майнд гештальту f.m. EAGT Арие Бурштейна (Москва, 2012)

29.

Минделл Э. Альтернатива терапи – М.: Издательство Беловодье, 2011.

30.

Минделл Э. Психотерапия как духовная практика - М.: Независимая фирма "Класс", 1997.

31.

Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм – М.: Социум, 2010.

37.

Сузуки Ш. и др. Ум новичка. Коаны Дзен. Цените свою жизнь – М.: «Москва», 2005.



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Симптом, как главный помощник клиента в его развитии.
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Сон Татьяны («Евгений Онегин») и пример его интерпретации как сновидения клиента
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • “Как найти Предназначение и реализовать его в любимом деле за 90 дней?”. История одного клиента.
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Прыщик на носу | Что самое важное в запросе клиента?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • О работе с чувствами клиента по отношению к близким людям
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь