|
"УМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ". Как договариваться с подростком?Автор статьи: Хортова Наталья Викторовна
Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать. Коко Шанель. «Давай с тобой договоримся, ты с сегодняшнего дня ложишься спать в 9 часов». Так часто «ДОГОВАРИВАЮТСЯ» взрослые со своими подростками. Хочу Вас огорчить, но это не договор. Это диктат, насилие одного человека над другим, игнорирование желаний одного человека в угоду желаний другого. Если то же самое сказать, но со словом «пожалуйста», это все равно диктат, который выглядит как просьба, то есть диктат вежливый. А если настоящая просьба, тогда ее можно не выполнить. И то, и другое отличается от договора, а значит, может быть нарушено. Если заглянуть в юридический словарь, то «договор — это одновременно добровольное, согласованное и обязательное, соглашение двух или более сторон, имеющее предметом определенные действия и решения, которые подлежат исполнению данными сторонами, и за невыполнение которых стороны несут материальную либо иного вида ответственность»… В данной статье предлагаю алгоритм и методику ведения договора с подростком, в большей степени, как рекомендацию врача «скорой помощи», который приезжает к пациенту и возникает необходимость экстренно принимать меры, а затем пациент идет к своему участковому врачу и обследуется дальше. Ведь за протестом подростка, невыполнением просьб, договоров есть некие глубинные личностные, семейные истории и процессы, которые необходимо исследовать. ИТАК, АЛГОРИТМ договора с подростком: 1. Договариваться нужно «ПО ФАКТУ» (т. е. появился интерес, возник факт, явление) – тот момент, как ребёнок пойдёт гулять, в гости, ляжет спать, будет делать уроки и т.д. - когда появится предмет договора. «Дорога ложка к обеду» - учит пословица. Глупо требовать от ребёнка то, о чём заранее не договаривались. 2. Необходимо определить, что является «САНКЦИЯМИ» несоблюдения договора, причем важно учитывать мнение подростка о том, чем он готов жертвовать в случае нарушения. Помните: ограничивая ребёнка, Вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете. 3. В случае несоблюдения договора Вы твёрдо и уверенно напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете их вслух. Напоминаю: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе, без гнева (Вы - взрослый человек, который уже прошёл подростковый период и помнит себя, умеет себя сдерживать). После этого Вы назначаете день, в который вступают в действие заранее оговоренные «санкции» и срок их прекращения. Как вести переговоры или МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ДОГОВОРА: 1. Дайте подростку высказать свои возражения. Если его возражения перешли в слезы и крик, сделайте выжидательную паузу. Затем спокойно спросите – чем именно он недоволен, почему не согласен и какой путь решения он видит. ВАЖНО: решение проблемы должно быть выгодно и Вам и ему. 2. Важно выслушать его, не перебивая и объяснить свою позицию словами – «Я тебя понимаю, но тогда что делать мне….?» или "Я тебя услышал, но у меня возникает..." и объяснить «невыгодность» своей позиции, но учтите - она по-настоящему должна быть невыгодней позиции Вашего ребёнка. 3. Выслушайте своего подростка ВНИМАТЕЛЬНО, если ему есть что дополнить, если нет – подведите итог: «Я предлагаю сделать так-то и так» или "Тебя устроет, если мы поступим следующим образом…" и озвучить позицию наиболее выгодную для Вас обоих. В переговорах важно повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка, как равного Вам в правах взрослого человека. Терпения и любви Вам в построении «УМНЫХ ОТНОШЕНИЙ»!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|