«Мы с ним друзья» (или про что наша дружба с детьми)

Автор статьи: Алиса Майская

    Мы с ним друзья  или про что наша дружба с детьми

"Мы с ребенком друзья"- за этими словами мы часто имеем ввиду, что нам удалось родительство. Мы справляемся с этой ролью на ура и поэтому наши дети растут счастливыми.
     Мы слушаем своих "менее успешных" в этой роли подруг и друзей, которые заламывая руки с негодованием и тревогой рассказывают нам о своих "непослушных", "бесчувственных", "безответственных" и "бессовестных" детях-подростках, которым нет дела до страданий "бедной матери", которая "ночей не спала", "все ради него, а он…"(ну и далее по списку)," У него видите-ли своя жизнь!", "Дерзит, мол не твое дело", "Что из него вырастет?!" — в ужасе и бессилии всхлипывает мама. И мы киваем — "Да, упустили вы его, вот я со своим дружу, будет и поддержкой и опорой".

Давайте разберемся для чего мы "дружим" со своими детьми? А дружим ли?

     Представьте ситуацию: одинокая мать воспитывает сына( дочь). Что мы слышим от такой мамы? "Ну какая личная жизнь? я же одна с ребенком и помочь некому" — жалуется на свою судьбу женщина. Хорошо, если жалуется только подругам, а если своему ребенку? Что мама ему в этом случае говорит? "Этот "нехороший человек", твой отец меня бросил, но у меня ведь есть ты! Нам с тобой никто не нужен, мы же вдвоем, мы вместе — нам пока мы вместе все ни по чем!" И ребенок впитывает — "я должен быть всегда рядом с мамой, тогда она будет счастлива".

     Дальше, если даже чудом рядом с мамой оказывается мужчина, ребенок недоумевает "как же так? ведь это я должен быть рядом с мамой, чтоб она была счастлива! А этот здесь каким боком? Мама говорила, что нам никто не нужен". Ребенок не знает, как состыковать то, что мама говорит с ее слезами по ночам — "ведь я же рядом и пока я рядом. нам все ни по чем… что-то тут не так".

     Понять, что тут "не так" ребенок не может, (нет у него еще опыта для этого), появляется тревога. А мама продолжает "по-дружески" рассказывать ребенку "дядя Вася меня любит, нам с тобой будет с ним хорошо" (или ничего не говорит, а просто бросается с головой в новые отношения). Ребенок не имеет возможности как-то на эти отношения воздействовать и либо слушает то, что мама про дядю Васю рассказывает, либо молчаливо наблюдает : "а не обижает ли маму дядя Вася, а правда ли, что она будет счастлива, если он будет с ней, (мне-то дядя Вася зачем? это же не я его в дом привел, я же помню, что мама говорила — "нам никто не нужен").
      Если дядя Вася "прижился" и отношения сложились — ребенку повезло: женщина считает, что теперь он ее опора, а если нет — ребенок попал=( Мамины слезы, рассказы о предательстве, вероломстве и прочих дефектах дяди Васи,(это же он оказался мерзавцем, она-то — жертва), вызывают у ребенка желание маму спасать, заслонять от горя, а значит контролировать ее, мамы жизнь, (чтоб она больше так не страдала).
      Границы размываются, ребенок не понимает за что отвечает он, а за что мама.
      А мама и не планирует ни за что отвечать. У нее есть опора и поддержка в лице ребенка, которого она вольно или невольно сделала своим родителем. Ведь он-то ее любит и не может остаться равнодушным, ведь она с ним всегда так честна и
открыта, он же ее "друг"!

      Про что эта дружба? Здесь полезно было бы вспомнить о настоящих родителях мамы. Тех самых родителях, которые, вероятнее всего, вели себя так же. Очень немногие взрослые люди хорошо понимают, что психологические границы личности — это прежде всего границы ответственности. И вообще чаще всего не знают о том, что эти границы должны существовать.
       Если мы свои границы хорошо осознаем, то в дружеских, даже задушевных отношениях не расчитываем на то, что нас кто-то обязан спасать из той ситуации, которую мы сами же и создали. Мы можем быть очень откровенны с нашими друзьями, можем очень хотеть чтоб нас "спасали", но расчитываем обычно только на тех, кто в силу безусловной привязанности к нам просто не может поступить иначе. А это — или дети, или родители. более того, рассказывая о своих провалах друзьям, мы рискуем услышать — "А ты чем думала?", "Сама виновата". Ребенок этого никогда не скажет. Он будет только жалеть, страдать и усиливать контроль за тем, что, на самом деле, контролировать не может, (и не должен). Выражаться это может в самых разных формах от банальной ревности до ухудшения поведения, успеваемости, здоровья.
       Мама того не ведая сделала его ответственным за свою жизнь, а он этой ответственности нести не может. Хуже того, из-за размытых границ, он не знает, где кончается лично его жизнь и начинается мамина, локус контроля выносится вовне.
       Видя, что мама не в состоянии справляться со своими проблемами, ребенок не может расчитывать на ее поддержку.
Мама и ребенок меняются ролями.

       Что делать? Быть другом для своих друзей и мамой для своего ребенка. Это не значит, что мама в глазах ребенка должна выглядеть, как гладиатор, (она всегда сильная, маму ничем не проймешь, она не нуждается в помощи, всегда за все в ответе и т.д.), нет.
        Мама должна быть живой. Если ребенок видит, что маме плохо, но она справляется со своими проблемами, ищет решения и находит, если о своих проблемах она говорит, как о сложностях из которых она вынесла тот или другой , но важный для себя опыт, если она признает свои ошибки и не боится говорить о них, как о своих, а не чьих-то ошибках, то она не жалуется.

       Она сама контролирует свою жизнь, а значит несет за нее ответственность.
Такую маму ребенок не просто любит и жалеет, она для него — пример того, что любой человек может совершать ошибки и его ответственность в том, чтобы их причины искать в себе, а значит исправлять, использовать полученный опыт и улучшать таким образом качество своей жизни. На такую маму можно положиться, ей можно доверять, ею можно гордиться.

      Родители для детей до конца жизни — поддержка и опора и это их единственная функция, которая всегда актуальна. В этом есть железная логика — тот, кто старше, по логике, должен быть мудрее. Опыт собственных ошибок должен стать нашей мудростью, которой мы можем делиться с детьми. Ведь возраст не делает человека мудрым, и инфантильный беспомощный старик — это всего лишь постаревший ребенок, до самой смерти нуждающийся в том, чтобы его спасали. Если сами и мы пожизненно — "подпорка" для родителей, так и не научившихся быть взрослыми, это еще не повод калечить жизнь наших детей под благовидным лозунгом "Мы же с тобой друзья". Давайте детей любить и поддерживать, мы их рожали не для того, чтобы использовать.

Алиса Майская



Просмотров: 605
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь