Механизмы психологических защит.

Механизмы психологических защит.

Механизмы психологических защит (М.П.З.) -это группа разнородных процессов, которая служит различным целям, не только защиты от негатива, но и сохранения внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.

В связи с этим, сложно м.п.з. рассматривать в изолированности от остальных психических процессов, сложно их объединить четкими критериями при классификации. Механизм реализации и причину м.п.з. нельзя рассматривать отдельно от всей личности в целом, от модели психики, т.к. они четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.

Основные виды м.п.з. подавление (вытеснение), отрицание, компенсация (гиперкомпенсация), регрессия (инфантилизация), реактивные образования, проекция , замещение, рационализация. В истории изучения данных защит их насчитывается более двух десятков.

 

Защитные механизмы лежат на периферии сознательного мира и бессознательного, и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна, от защиты от отрицательных  эмоций, чувств, и связанной с ними (неприемлемой) информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов, невротических реакций).

Участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций в психике в целом, это поддержания гомеостаза личности, психики, и защита ее от резких изменений. Если бы их не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, т.к. человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию, каждый раз, когда она к нему поступает, и становиться другим человеком, таких изменений за один день могло происходить бы несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми, дружеские, семейные, партнерские, ну, может быть, за исключением профессиональных (и то только там, где требуется профессиональные навыки без участия личности, таких профессий очень мало).

В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем меняться быстро, в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел сума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения копились внутри модели личности, и в один прекрасный момент они проявились.

Система психики (модель мира) защищает сама себя от изменений, не только от отрицательных эмоций, чувств и неприемлемой информации, но и от любой другой информации которая неприемлема для системы взглядов, установок человека. Пример: глубоко религиозное или магическое мышление, будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот, научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (всегда есть исключения). Поэтому измениться можно только меняя всю модель мира, вместе с  м.п.з., которые можно найти у себя, проанализировать и изменить их влияние в благоприятную сторону.

Для этого стоит рассмотреть их по отдельности.

 1) Вытеснение (подавление, репрессия)- переводят из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например противоречащую морали), либо подавляет негативные переживания (чувства или эмоции). Может подавляться любая информация и чувства, даже то, что имеет положительный эффект на психику, но в результате работы «цензуры», грубого несовпадения с моделью мира, он это подавляет. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические  процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства (толерантность бессознательного к негативу), в лучшем случае мы можем небольшой негатив полностью растворять в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности ее не велики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или, чувства ищут себе выход через другие пути проявления. Т.к. вытеснение работает как клапан, пропускает чувства и информацию только в сторону бессознательного, не давая ей возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, как видоизменяться, что бы выразиться, «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева (раздражительности), бессонницы, или «вниз» ( в тело)- психосоматизация, конверсионные синдромы. После того, как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжение в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без выключения много времени), это напряжение являясь не специфическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание (так формируется начальная стадия многих неврозов). Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться, определяться в конкретную со временем), либо в чувство общей раздражительности (которое будет тоже определяться со временем в конкретную раздражительность или гнев, на человека, группу людей или событие). Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного, один из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные, в целом, это функциональные нарушение той или иной системы организма, от терморегуляции и кома в горле, до понижения иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания. Наиболее часто встречающиеся психосоматические расстройства, это напряжение в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины, как следствие обострение остеохондроза), гипертония или гипотония (колебания артериального давления и пульса), головокружение, повышенная утомляемость, общая слабость, синдром раздраженного кишечника (С.Р.К.), невроз сердца и др. (подробнее см. формирование невроза).

С вытеснением достаточно трудно бороться ,как бы там ни было, первой стадией борьбы должен быть выход (пусть неспецифический) подавленных чувств и информации. С помощью анализа, самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, понимаем, что мы подавили в себе. Используя специальные техники очищения, искусственно усиливая свои эмоции, и если пошел выход их, то нужно форсировать их выражение для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти последовательно несколько стадий от легкого напряжения, гнева, ярости, до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример: техника динамической медитации).

Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки подавлением решать стрессовые ситуации. Нужно учиться выражать эмоции, даже в тех ситуациях, где казалось бы выражение их невозможно. (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций). Умение распознавать во время свои эмоции, очень поможет во время выразить их (обратное состояние называется алексетимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять, подавлять чувства, эмоции.

Компенсация (гиперкомпенсация)- когда неудовлетворённость, не развитость, отсутствие, в одной сфере жизни (или нескольких), заполняется, замещается развитием в другой сфере (или нескольких). Также как и пустота в одной сфере психики, заполняется внешними факторами (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в соц.сетях), или другими внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет, или себя, кем хотел бы стать). В определенных количествах является вспомогательным механизмом для развития навыков, балансируя психику, через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если ее много, или она выражена, то наступает ее патологическое воздействие на жизнь и психику. Если человек постоянно компенсирует не развитую сферу, или неудовлетворенность чем то другим, то он становится зависимым от этого другого (человека компенсатора, или компенсаторной сферы деятельности), прекращается полностью развитие причины, в результате получается однобокое, неполноценное развитие личности, с перекосами в одну сферу, и полным отсутствием способностей в другой жизненно необходимой среде. Это ведет к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой. Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например, если человек вышел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет в новых, пока есть неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только они пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, т.к. они носили чисто компенсаторный характер. То же самое и с компенсаторным поведением, оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например; занятие спортом при сниженной самооценке, когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, т.к. имел чисто компенсаторный характер). Частый пример, это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди, как правило это носит компенсаторный характер, неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная), компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и др. играх. Компенсирующие сферы или люди, становятся объектами зависимости, с ними формируются больше искусственные отношения, нежели искренние. В таких отношениях легко возникают неврозы. Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации, неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ, очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиленной биологической зависимостью от наркотика (конечно не только компенсация лежит в основе зависимостей). Стремление к власти и деньгам нередко строиться на компенсации. Имея сниженную самооценку, человек, как правило, стремиться повысить ее, накапливая ценности общества, деньги, власть, статус. Механизм компенсации работает, пока компенсаторная сфера развита, в ней получается достигать успеха. Но если нет, то происходит двойной срыв, во первых отсутствие компенсаторной области или человека-компенсатора, во вторых возврат к изначальной неудовлетворенности, и полной неразвитости той сферы (самооценки) относительно которой строилась (порой многолетняя) компенсация. Понятно, что, то к чему человек компенсирует, недостаточно развитая область в психике, теле, низкая самооценка, во время процесса компенсации никак не развивается, превращая этот механизм в бомбу замедленного действия.

Решение компенсации: для начала нужно проанализировать есть ли она вообще в жизни, понять ее основные причины (пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой то области), и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс, или попросту компенсаторная область поменяется (другой человек, или область развития), а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину, как бы вам не хотелось, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно, в случае неразвитой области, если нет такой возможности, то принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что ей нет места в естественном положении вещей. Закрыть полностью предыдущие патологические, стрессовые отношения. Поработать над истинным, и правильным повышением самооценки, а не компенсировать ее недостаток, бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом.

Рационализация-попытка контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации, через искажение факта или поведение человека (своего или другого), с целью защиты. Проще говоря, когда человек рационализирует он, используя пластичность логики, (см.тема-пластичность логики) подгоняет событие или поведение человека под свою модель мира (в свою сторону), искажая при этом рационально многие факты этого события. Например; оправдание своего или других людей, аморального поведения. Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это не правда, т.к. любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально отрицательными эмоциями, вот почему мы начинаем от нее защищаться. После того, как информация плюс эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и воспринимается этот факт как истинный  (т.е. сам человек не видит никаких искажений). Пример; рассуждения по поводу войны, могут привести к выводу о её полезности для социума, новые ресурсы, обновление экономики и т.п.

Интеллектуализация-это попытка контроля над негативными эмоциями, через использования рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (т.к. она не устраивает, как и сами негативные эмоции), а через другие (неверные, но приемлемые причины, факты). Также сама эмоция неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможной. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса об этом чувстве эмоции, и самого чувственного потока изначально связанного с фактом. Проще говоря, мы таким образом обрабатываем негативный, неприемлемый факт, что в итоге лишаемся его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса). Пример; человек который украл впервые (не в первые), сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации, он мало того, что полностью оправдывает себя («многие так делают, и даже мои начальники, чем я хуже, в этом нет ничего плохого, т.к. это же полезно для меня, моей семьи» и т.п.бред). Большие повреждения происходят из за подавленных эмоций вины, которая так или иначе, теперь уже в бессознательном, будет выполнять свою функцию самонаказания (см.вина.патология).

Отрицание-любой крайне неприемлемый, болезненный факт, может полностью отрицаться нашим восприятием, как несуществующий, или не произошедший. Конечно, в глубине души, в бессознательном мы понимаем (знаем про это), что это уже случилось, или происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. Т.е. помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности разума, который может легко отрицать наличие любого реального факта, или утверждать существование, нереального факта или события. Поэтому полного отрицания факта не может произойти, из-за того, что сталкиваясь с крайне не приемлемой информацией, мы ее уже погрузили в себя (в этом смысле отрицание похоже на рационализацию, логическое отрицание наличия факта, и на подавление, вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное, эти два процесса происходят одновременно). Наиболее ярким примером отрицания является, выраженное стрессовое событие в жизни, смерть близкого, предательство или измена значимого человека, в первую очередь многие люди на это реагируют отрицанием этого факта («нет», «этого не может быть», «я не верю, что такое могло произойти» ), далее, либо включается нормальный процесс проживания стрессового события, либо отрицание закрепляется в психике, что ведет к негативным последствиям. Последствия выражаются в том, что человек не может адекватно отнестись к горестному событию (не приходит на похороны, живет, словно умерший человек находиться с ним рядом, или уехал на время, продолжает выстраивать отношения с предателем, изменщиком, не предпринимая никаких попыток решения ситуации), помимо этого происходит глубинное подавление горестных чувств потери человека, отношений, которые чаще всего идут в психосоматические симптомы (конверсия), нарушения различных систем организма (скачки А.Д. пульса, С.Р.К. падение иммунитета, гормональные нарушения, и др.).

Решение-в норме, отрицание работает в небольшом количестве для ограничения потока информации, который в изобилии поступает к нам в психику. Также помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Т.к. механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы, невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет наличия, проявления защиты отрицания, и последствий от нее. Если вы там ее найдете, скорее всего она работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ, где отрицание может работать. Определить все стрессовые факторы присутствующие на данный момент в жизни, и в период за последние 3 года. Проанализировать какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом, сразу, отсрочено. Это позволит не только выявить отрицание, но и все другие механизмы психологических защит. Для работы конкретно с отрицанием, нужно обратиться к факту, который был вытеснен, который крайне неприемлем и поэтому был исключен (изгнан), как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции,  которые в итоге уйдут через свое выражение), постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая по возможности другие способы защиты от него, либо включая их намеренно, сознательно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).

Регрессия- не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) этой «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже закончилась (но на самом деле, она либо продолжается сейчас, либо недавно действительно закончилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (пример патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватного ответа, реакции на стрессовое событие ( в результате произошло частичное подавление негативных переживаний). Интересная защита, т.к. в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей, морально этических ценностей. Содержит часть отрицания, часть подавления, избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем (по детски).

Замещение (смещение)- перенаправление чувства или мнения (которое нельзя выразить), с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, безопасный для выражения), с целью снизить напряжение, через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения. Самый распространенный пример; когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может выразить, из-за страха потерять работу, ухудшить свой статус на ней, приносит все домой, и начинает «гонять» домочадцев, жену, мужа, детей, кошку, собаку, бьет двери, посуду и др. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, т.к. полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал. В небольших количествах, эта защита помогает распределить, перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если она выражена сильно, то будет приносить проблемы в жизнь. Их причины; не полноценное выражение чувства объекту-заместителю (т.е. полностью никогда не срабатывает, часть энергии приходиться подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив, формирование двойных стандартов, неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), никак не решает проблему с объектом, который вызывает первоначальные негативные переживания.

Обычно замещение рассматривается с одного внешнего объекта, на другой внешний, однако здесь могут быть варианты. Аутоагрессия, смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний, называется проекцией.

Проекция- защитный механизм при котором свои негативные переживания и мысли я накладываю на другого человека (других людей, или даже целые события в моей жизни), с целью оправдать, защитить, свое поведение, себя, и отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз, убеждаясь, что мы правы. Накладывая на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства, мысли), мы ошибочно это присваиваем другим людям (событиям), защищая себя от негатива собственного производства.  В небольших количествах она помогает переместить негатив с себя на других, но, в большинстве случаев, проекция несет негативную роль в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики к своему поведению), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей, все это провоцирует нас создавать еще больше проекции, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который не решает настоящих проблем лежащих в нашем внутреннем пространстве. При хронической проекции, мы будем обвинять наших близких, или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Проекция одно из необходимых качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истеродиов. Не доверяя себе, из за низкой самооценки и самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие, как качество личности на других людей, и делают вывод, что другие не надежные люди, они могут в любой момент, предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).

Проекция как защита, является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.

Решение: уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка саморефлексии чувственной. Умение распознавать свои эмоции и чувства, автоматически нас будет страховать от выраженной проекции. Тогда мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева, недоверия разрушает любые отношения, т.к. люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали, постоянно обвиняем в том, о чем они даже и не думали, в том, что у них недостаточно чувств к нам, и множество других претензий, попросту не будут понимать нас, в итоге разочаруются в нас.

Интроекция (идентификация, отождествление)-обратный процесс проекции, когда мы присваиваем себе, или берем на себя, чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, является не столько защитным механизмом (несет роль в том числе защитную), сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте, является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности. Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями, с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой лишает нас своей индивидуальности, уникальности, дает ложные представления о всемогуществе (защита всемогуществом, всемогущий контроль), что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, где мы сильно переоценили свои возможности и не справились с ними.

Патологическое влияние: Растворяет нас в обществе. Отождествление с кино героем на экране (в книге, с.м.и.), не только удаляет нашу индивидуальность, но и вносит нас в чужой и нереальный мир, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события, далеко заманивая нас в мир иллюзий и надежд. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, неосознанно начинаем вести себя подобным образом (но у нас это не получается, т.к. супергерой это вымышленный персонаж), требуем от реальности, других людей, наших партнеров, идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, тем самым еще дальше отбрасывая себя от реальных достижений, реальных надежд. Все это в целом дает глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.

Когда идентификация со значимым объектом происходит осознано, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что если пример подражания исчезает, видоизменяется (перестает быть героем), автоматически вся система интроекта в нас исчезает (в некотором роде зависимость от объекта), это может привести к реакции горя, печали, депрессии, к однозначному снижению самооценки (т.к. большей частью строится на идентификации с нашим героем).

Решение: 1) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции, идентификации в моей жизни 2) Научиться распознавать, разделять свой внутренний мир, эмоции, чувства, поведения и мир других людей, их чувства и поведение. 3) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в наш психику, это будет внешний объект внутри нас, т.е. сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части. 4) У каждого человека свой путь развития, уникальный и индивидуальный, примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий в нашу собственную жизнь. 5) Помнить о том, что отождествление с идеальным, обязательно привнесет в мою жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит меня в толпе подобных фанатов отождествления с другими, только не с самим собой. 6) Борьба с размытостью собственных границ, через усиление своего Я, самооценки (реального не искусственного), накопления знаний о себе, формирования последовательного поведения, мировоззрения.

Реактивные образования- способ подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности, первое чувство (которое неприемлемо для выражения).  

«Жизнь устроена сложно, как ее не упрощай». Этот факт, часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но противоречивость не принимается нашим сознанием ни в чувствах ни в информации, мы сразу же пытаемся от нее избавиться, любыми способами. Одним из этих способов является реактивные образования, усиливая одно чувство до такой степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.

Например: когда есть два противоречивых чувства, гнев и неприязнь с одной стороны,  любовь и желание быть с ним, с другой стороны, то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону гнева и неприязни, усиливая их до ненависти и выраженного отвращения, что позволяет с легкостью подавить значимость, любовь и зависимость от человека, либо в сторону любви, которая будет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя презрение и гнев. Однако это не решает проблему, т.к. периодически противоположный полюс дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении, прямо противоположном основному), т.к. он никуда не ушел, лишь только вышел в бессознательное. Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться.  Работает защита и в случае симбиоза, или привычки к человеку. Для того, что бы его покинуть, или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило это родители). У подростка, это может наблюдаться резкой сменой отношения с родителями, которых он еще недавно любил, вход в оппозицию, неприязнь, не уважение, все ради желания выделить свое Я, стать более взрослым и не зависимым, выбраться из симбиотических отношений (можно рассматривать, как вариант нормы).

Эта защита может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку (событию). Но и тогда, когда есть одно чувство, но проявление его крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью, или любыми другими запретами. Автоматически оно может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества, собственной морали, не блокируется другими запретами. Пример: гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям, (есть исключения). Стокгольмский синдром, ненависть и страх у заложников, к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг», как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами, существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости другим человеком. Как только у одного из них пропадает  начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключаясь в противоположную сторону, с любви на ненависть), то отношения сразу же разрушаются, т.к. любовь и зависимость уходит в одночасье! Такое бывает редко, т.к. обычно такие отношения носят характер садо-мазохистических (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они ,как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность (т.к. каждый дает другому, то, в чем он нуждается в этой жизни).

Решение: 1) как обычно, первое что нужно сделать, это проанализировать свою жизнь, на предмет наличия в ней данной защиты, исходя из полученной выше информации. 2) нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено. 3) Выражать, проработать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе, оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь уйдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется все жизнь ненавидеть, что бы удерживать свою любовь). 4) В случае наличия двух чувств, нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись без подавления от другого, либо создать компромиссный вариант.

 

Другие разновидности защит, которые являются отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать, для более эффективной работы над неврозом.  

Диссоциация – это группа различных механизмов в результате которых, от ощущения собственного Я (Я-осознание), отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, либо психической функции, которая нежелательна, негативная, содержит в себе стрессовые факторы, (восприятие реальности, себя в ней, времени, память на некоторые события). По другому, диссоциация это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые, как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего Я. Примеры; раздельная работа мышления и чувств, при интеллектуализации, активное забывание некоторых негативных событий, различные ощущения, что события моей жизни, в настоящем (прошлом), происходили не со мной. Изменение ощущения восприятия жизни, как чуждого, другого мира. Изменения восприятия себя, «как чужого» «сам не свой», нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром, либо с определенными событиями. Вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.

Смирение- если оно выраженно, представляет собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество плюсов от общества, т.к. такие люди выгодны для других, они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен смиренный получает уважение, похвалу, положительную оценку. (подавление своего я, подстройка, избегание конфликта с обществом).

 Морализация-накладывание моральных качеств (которых у него нет) на человека который значим, для его оправдания перед самим собой, но который одновременно не является моральным (скорее всего наоборот), чтобы запретить возникновение (или подавить) чувства презрения, отвращения, гнева. (чувственная рационализация, реактивные образования).

 Поворот против себя или аутоагрессия- смещения направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, т.к. первоначальный объект гнева либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (подруга, друг, супруга и др.). Замещение обычно в таких ситуациях, смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание ,самоуничижение ,самообвинение), человеку становиться легче относительно первоначальной стрессовой ситуации, вызвавшей эту защитную реакцию. (реактив образования, смещение реакции на себя).

Сексуализация- похожа на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева), и мыслей, ему предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения. Часто после измен супругов (партнеров), о которых они знают. (реактивные образования).

Сублимация- это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии, от патологических желаний, потребностей, к нормальным, социально приемлемым, адаптивным. Либо от запрещенных биологических потребностей (секс, потребность в продолжении рода),  в конструктивную деятельность (творчество, карьерный рост, спорт и др.). Другими словами-данный механизм трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.

(Основа-перераспределение энергии, компенсация, гиперкомпенсация, реактивные образования)

Можно привести следующие примеры сублимации: (не являются объясняющими эти занятия или профессии, это относится лишь к небольшому количеству случаев).

  • склонность к насилию удовлетворяется при работе в полиции;
  • нездоровый интерес к трупам сублимируется при работе патологоанатомом;
  • садистские наклонности могут быть превращены в работу хирурга;
  • отказ от активной сексуальной жизни позволяет получить больше сил для творчества или занятий наукой.
  • Сложно отнести данную защиту только лишь к положительным, т.к. она не решает полностью изначальную причину (патологическое влечение, потребность, запрещеные импульсы). Наилучшим решением будет конечно, проработка первоначальной причины сублимации, при этом человек не потеряет в энергетическом смысле нисколько, т.к. является относительно замкнутой энергетической системой.

     

    Расщепление личности (эго)- (один из механизмов диссоциации, рационализации) –включает в себя представление о ком то, как только о положительном персонаже, либо только отрицательном, без учета многообразия проявлений человеческих черт личности. Мышление «в чёрно-белом цвете», иначе говоря в терминах крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др. Создает много проблем в восприятии, т.к. не учитывает реальной картины мира. Любой человек содержит и плохие, и хорошие качества. Маргинальное его восприятие будет глубоко субъективным и дезадаптивным.

     

    Проективная идентификация- одна из самых сложных защит по механизму проявления, включает в себя проекцию патологических чувств, алгоритмов восприятия и поведения, на другого человека (группу людей), а также бессознательное (полуосознаваимую) манипуляцию их поведением (бессознательная провокация, психологическое давление) с целью выполнить спроецированную программу поведения, проявить данное чувство, или алгоритм восприятия. В нормальных количествах, оказывает положительную роль, через бессознательную регуляцию поведения близких, значимых людей (защищая скорее отношения в целом). Если же проецируется патологические алгоритмы, то несомненно несет в себе разрушительную функцию, не только для человека который ее применяет, но и для того, на ком она срабатывает (как правило это внушаемый, или более слабый объект, чем провокатор). Участвует в образовании патологических отношений. Проекция плюс бессознательная манипуляция с попыткой доказать свою правоту, изменяя людей к худшему, может лежать в основе, например, отношений садиста и мазохиста, повторение ситуаций (все мужья алкоголики, все жены легкого поведения, все люди предатели и др. патологические сценарии поведения). Например, человек может вести себя раздражающе, с целью вызвать ожидаемую им агрессию. В итоге формируется замкнутый порочный круг. Т.е. мы, навязывая свой собственный сценарий поведения другим людям, лишний раз убеждаемся в их порочности, по сути дела являясь причиной этого.

    Соматизация (конверсия) – происходит в результате глубинного подавления (чувств, эмоций, негативной информации), вызывая различные психосоматические симптомы (ком в горле, напряжение мышц, синдром раздраженного кишечника, невроз сердца, колебания А.Д. и многие другие).

    Раздельное мышление- не осознается противоречие, поэтому соединяется взаимоисключающие объекты, несмотря на то, что внутри бессознательного это противоречие (конфликт) продолжает существовать, тем самым невротизируя человека. (подавление, рационализация).

    Гиперкомпенсация - особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства (ситуации) неполноценности, но достигается какой - то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим (реальные успехи во власти, в материальном положении). Однако это не решает полностью проблему, из-за которой гиперкомпенсация возникла.

    Оппозиция-стремление защитить свое Я, (самоидентифицироваться) от общества через развитие оппозиционного мышления, поведения, восприятия. Предполагает прямую зависимость от того общества, к которому направлена. Если общество меняет взгляд на оппозиционный, то оппозиционер сразу же его меняет на противоположный, тот который был еще недавно для него враждебным. Зависимость от общества не позволяет развить свое Я, стать независимым, творческим (это всего лишь «отзеркаливание» того, что есть).

     

     

     

     

     

     

     

    Основные механизмы влияния м.п.з. на нашу психику.

    По способности обработки информации (чувственной и когнитивной).

    1)      Подавление (чувств, информации)-туда относиться собственно подавление (вытеснение, репрессия), диссоциация (содержит подавление в себе), конверсия, соматизация (психосоматизация), отвлечение внимания с отрицательного на положительное (содержит часть подавления, часть смещения реакции).

    2)      Отрицание (чувств, информации)- отрицание, избегание (игнорирование, например тревожных событий, мест), регрессия (содержит часть отрицания).

    3)      Искажение восприятия, когнитивно-чувственное-рационализация, интеллектуализация (частый механизм двойных стандартов), проекция, интроекция (идентификация, например с супергероем), морализация (привнесение моральности в тех людей или события, где её нет).

    4)      Перенаправление (энергии, проблемы, негатива), балансировка сфер-компенсация, гиперкомпенсация, замещение (смещение).

    По содержанию:  1) Когнитивный 2) Чувственный 3) Функциональный (ощущения). В чистом виде не присутствуют, поэтому преимущественно воздействуют на одну из трех сфер содержания психики.

    Т.к. логикой легче управлять, ввиду ее чрезмерной пластичности, то и защит преобразующих когнитивную информацию больше, и срабатывают они легче. Туда относятся: Рационализация, интеллектуализация, отрицание, проекция, интроекция, регрессия.

    Чувства же, можно лишь подавлять, трансформировать (вытеснение, реактивные образования, отрицание) либо перенаправлять (смещение, замещение, компенсация).

    Функциональные, ощущения (соматизация, конверсия).

    Патологическое влияние защит: увод в сторону от проблемной ситуации, не позволяя решить ее адекватно, не позволяя выразить эмоции связанные с ней, выстроить правильное поведение к этой стрессовой ситуации. Т.к. все защиты как бы убирают из поля зрения, из сознания саму проблему. При этом суть проблемы остается с человеком, либо в подавленных эмоциях, либо в неразрешенной ситуации в жизни, либо в недоразвитии необходимых качеств личности, сфер жизни. Несут дезадаптивный характер поведения. Способствует возникновению неврозов и невротических реакций, и удержанию психических расстройств в течение длительного времени. Сильно искажает видение реальности (тестирования реальности). Оказывает сопротивление нашему духовному и личностному росту. Смещает нашу жизнь с истинной, на искусственную, вынужденную (особенно в с случае с компенсацией, реактивными образованиями, проекцией).

     

    Общие моменты решения патологии всех механизмов психологических защит; Как было сказано ранее, в небольшом количестве и выраженности, работа м.п.з. выполняет положительную функцию для нашей психики, не только уберегая нас от негатива (помогая его снизить, частично решить), но помогая правильно распределить энергию в жизни (легкая компенсация, замещение), позволяя развиваться (интроекция, идентификация в небольших количествах, морализация, сублимация).

    Т.к. механизм бессознательный, то «поймать» м.п.з. во время  работы, невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет наличия, проявления различных защит и последствий от них, в виде ухудшения самочувствия, застревания в патологических отношениях, или патологическом сценарии (зависимости, жертвенность, проблемы выбора). Проще говоря, если вы выходили из стрессов не победителем, не преодолев его, а наоборот став слабее, более невротичнее, то это напрямую говорит, о том, что были использованы м.п.з. в патологическом срезе. Если вы там их  находите, то, скорее всего они работают и в настоящем времени (будут работать в будущем).  Затем следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, и в период последних 2-3лет. Проанализировать какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом, сразу, отсрочено. Это позволит не только выявить какие защиты там сработали, но и понять, какие из них внесли самые разрушительные последствия. Только после этого можно приступать к уменьшению, либо избавлению от патологической роли этих защит. В первую очередь работая с причиной, к которой была применена эта защита, т.е. эту же причину нужно прожить по другому, адекватно выражая свои эмоции, выстраивая поведение относительно своих принципов личности, ни в коем случае не избегая погружения в проблемную конфликтную ситуацию с целью ее решения. Развитие навыка принятие факта стресса, таким, какой он есть, будет очень полезным. Выражение чувств и эмоций в стрессовом событии и адаптация к нему- основные способы борьбы с включением патологических механизмов защит. Нельзя забывать о том, что избавляясь от одних защит, другие будут автоматически усиливаться, этого нельзя допускать, сознательно отслеживая весь процесс борьбы с данной патологией. В небольших объемах можно включать другие способы защит от стресса (если не было сразу найдено никакого другого решения), но важно это делать намеренно, сознательно, в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).



    Просмотров: 604
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Мы болеем, потому что носим либо лишние килограммы, либо лишние эмоции
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Еще о принятии. Признаки НЕпринятия какой-либо проблемы или целой области жизни.
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Зачем эмоции и чувства в нашей жизни? (Мост Перемен, Вып.1)
  • Кризис. Либо ставить жизнь на паузу, либо выходить из нее
  • Психологические защитные механизмы. Часть 2. Замещение и реактивные образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь