Подростковая агрессивность и пути ее преодоления

Подростковая агрессивность и пути ее преодоления

Агрессивным называется любое поведение, которое наносит вред, психические и физические страдания другому человеку. Агрессивное поведение включает в себя: злые шутки, сплетни, оскорбления, манипуляции, физическое и сексуальное насилие.

Агрессивность проявляется прежде всего на уровне эмоций: гнев, ярость, аффективное возбуждение. Гнев отличается от ярости тем, что он направлен на конкретный предмет, а ярость - неопредмеченная. Состояние ярости опасно тем, что под руку человеку, может попасть кто и что угодно, при этом его силы удесятеряются, и удержать человека уже невозможно.

Агрессивность также включает отношение к объекту воздействия: враждебное, недоброжелательное и часто мстительное.

Необходимо отметить, что агрессивность у подростков, как правило, определяется ситуацией. Например, если такого ребенка кто-то случайно толкнул, то для него это признак враждебного, недоброжелательного отношения, на которое нужно определенным образом реагировать, причем реакция бывает сильнее по силе воздействия, чем само событие.

Личностные особенности агрессивных подростков:

- Свое враждебное отношение такие дети осознают очень плохо, всю вину возлагают на кого-то;

- Они плохо читают эмоции на лицах других людей, кроме эмоции гнева;

- Очень низкая эмпатия, т.е. не могут себя поставить на место другого человека. Необходимо отметить, что такие особенности эмоциональной сферы встречаются у преступников. Они безжалостны и не переносят страдания других людей на себя;

- Низкая самооценка;

- Часто не реагируют на похвалу. Поэтому их нельзя воспитывать при помощи поощрения;

- Как правило, познавательная сфера у таких детей находится в норме, но при этом у них невысокий интеллект;

- Как правило, такие дети отрицательно относятся к своим родителям и им кажется, что к ним плохо относятся;

- Иногда заигрываются, и игровые драки между подростками переходят в настоящие. Причем после этого, они не могут вспомнить, из-за чего подрались.

- Культ силы: человека уважают только за силу.

Причины агрессивности в подростковом возрасте.

В пубертатный период начинают "бродить" гормоны, которые влияют на эмоциональную сферу, и подростки становятся более возбудимыми и импульсивными. Приобретая это новое качество, они пытаются реализовать его в жизни, как бы проверить себя, узнать на что они способны. Одним из возможных способов реализации являются конфликты, драки и т.д. В принципе, такое поведение подростков условно можно назвать "нормальным", но они начинают заигрываться и уже дерутся не на жизнь, а на смерть и в этой ситуации часто находятся в состоянии невменяемости. Причем после драки они не могут вспомнить причину конфликта. Со временем у подростка, происходит понимание того, что с этими состояниями жить нельзя и надо овладевать своим поведением и эмоциональным возбуждением. Это становится отправной точкой для формирования эмоциональной саморегуляции, умению сдерживать свои негативные импульсивные возбуждения.

В данном случае к конфликтам между подростками нужно относиться "спокойно", насколько это возможно, т.к. по своей сути - это естественный процесс физиологического развития, но с другой стороны необходимо формировать навыки эмоциональной саморегуляции, чтобы дети сильно не заигрывались, не переходили границы допустимого.

Коррекция поведения агрессивных подростков.

Коррекция агрессивного поведения у подростков, как правило, проводится в группе. Таких детей можно объединять в небольшие группы, или приводить их в группы обычных детей.

  1. Подростков необходимо учить распознавать эмоции других людей по выражениям лиц. Начать можно с гнева, который они и так распознают.
  2. Одно и то же короткое слово (например, "да" или “нет”) произнести с десятью разными интонациями - гнева, печали, радости, удивления, и т.д. Помимо интонации, необходимо научить детей читать невербальные сигналы в различных эмоциях: положение тела, головы, громкость голоса и т.д.
  3. Собирать и наклеивать изображения людей с разными выражениями лиц и подписывать их.
  4. Ролевые игры: разыгрываются разные варианты выхода из конфликтных ситуаций. Главный посыл: любая конфликтная ситуация может быть разрешена без гнева и агрессии.
  5. Ролевая игра "суд над агрессивностью". Выбираются: судья (обычно это сам психолог), защитник, обвинитель, присяжные, и "судят" агрессивность. При этом хотят довести до сознания ребенка, что нельзя полностью отказаться от агрессивности, что это нормальная человеческая реакция, но необходимо управлять своим гневом.
  6. Их учат откладывать, оттягивать враждебную реакцию. В т.ч. через релаксацию: такие дети постоянно напряжены, постоянно готовы встретить врага и если перед ударом замедлиться, то возможно драки удастся избежать.
  7. Детям предлагают вести поведенческий дневник, т.е. ребенок записывает, когда ему удалось сдержать свою агрессию, и что этому способствовало.
  8. В бихевиоральной терапии: детям в карманы, в книги кладут бумажки, где записаны 5 правил поведения.

- Держи себя в руках

- Разговаривай уважительно с учителем;

- Разговаривай уважительно со сверстником;

- Говори спокойным голосом;

- Используй нормативную лексику;

Расчет на то, что дети постоянно будут натыкаться на них, читать и со временем присваивать адаптивные нормы поведения

 

 



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Каждому овощу свое время" - правило, которое сильно облегчает жизнь
  • Часть 2. Профессия "Консультант по быстрому решению проблемного поведения подростков"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Письмо -обращение "Создадим мастер-классы для детей и подростков в интернете"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Эти непослушные дети... В чем причины "плохого" поведения?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • "Нельзя" бывают разными, или запреты в жизни ребенка.
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • "Как важно и жизненно необходимо играть с детьми!"
  • Как убеждать других - правило "салями"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "А будешь плохо себя вести, я отведу тебя к психологу".
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь