|
Детство как ресурсАвтор статьи: 404
1. Внутренний ребёнок – лечить или учиться? Ей почти пятьдесят. Рассказывая о детстве, она сводит брови: "Мама умерла, нас, детей, у неё было пятеро. Отец не справился - запил, а потом вообще ушёл. Деревня, огород. Старшим сёстрам, они близнецы, по семнадцать, брату пятнадцать. И нам с младшим братишкой семь и восемь. Бабушка опеку, конечно, оформила, но жить мы остались в своём доме. Все учились, дружно занимались хозяйством. Хорошо - деревня. Летом всё с огорода, лес, речка. За нами, конечно, присматривали - бабушка, дядя, соседки. Но в основном справлялись сами. Помню, зимой натопим печку на ночь, устроимся за столом и до половины ночи сказки рассказываем. Хорошо!" Эта и другие подобные истории однажды натолкнули меня на мысль: любое детство, даже самое тяжёлое, наполнено ресурсами, тёплыми воспоминаниями, чувством собственной силы, способностями, которые позволяли решать непростые жизненные ситуации. С благословения Зигмунда Фрейда с конца позапрошлого века детство представляется нам временем тяжёлых психологических травм, временем, которое нанесло тяжёлый отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь. Не поспоришь - недостаток жизненного опыта, адаптация к миру, к его требованиям делают детство временем обретения опыта. А опыт даётся дорогой ценой. Карл Густав Юнг показал нам другую сторону детства, то, что он назвал "Божественным ребёнком". Ребёнок, именно благодаря недостатку жизненного опыта, руководствуется зачастую бессознательным. Поступки, ценность которых ребёнок не может осознать, позволяют ему двигаться и развиваться. Вспомните типичную ситуацию на детской площадке: - Давай поиграем! - Я не хочу с тобой играть, я жду своего друга! - Ну, ладно... И ребёнок 4-6 лет спокойно идёт искать другого товарища для игры. А то и выносит мяч и становится "центром притяжения" для всей детской компании. То есть, когда-то давно, когда мы ещё "под стол пешком ходили", мы умели решать сложные ситуации со сверстниками, выстраивать и отстаивать границы. Мы чувствовали свои силы и возможности и могли сказать: "Я не буду прыгать через эту яму, я не допрыгну". Мы могли соглашаться, а могли и сказать "нет". Ничего не зная о личностных границах, мы на интуитивном уровне умели отстаивать их. А потом разучились, забыли. Куда же делись те умения и способности, которыми мы обладали с детства? Они угасли со временем? Или хранятся где-то глубоко, под спудом негативных оценок близких людей, травматичного опыта? И что же делать с "внутренним ребёнком"? Лечить его или учиться у него? И не может ли получиться так, что, справляясь с детскими травмами, мы так и не вспомним о тех великолепных возможностях, которые у нас есть, которые были у нас уже в момент рождения?
На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?... Помните такую детскую считалку? В ней - важный вопрос, один из тех, с которым часто приходят к психологам: "Кто я такой? В чём моя уникальность? В чём моё предназначение?" Не странно ли, что этот вопрос "спрятан" в известной детской считалке? Видимо, не так странно, как может показаться на первый взгляд. Карл Густав Юнг писал, что ребёнок подсознательно знает, в чём он силён, предвидит то дело, которое может стать его призванием. Однажды, будучи 37-летним успешным психиатром, Юнг решил выяснить - в чём состоит его собственный миф, каковы те силы, которые ведут его? Он сделал это очень просто и изящно. Юнг задал себе вопрос: "Что я больше всего на свете любил, когда был маленьким мальчиком? Что делал в то время, когда взрослые не контролировали и не занимали меня?" Оказывается, в детстве он больше всего любил строить города из камешков. Вспомнив это, Юнг купил участок земли, спроектировал дом и построил его. По мнению великого мастера, строительство привело его к самому себе, позволило соединиться с собственным бессознательным, рассмотреть свой собственный, уникальный путь. Кстати, об этом же пишет в своих книгах Барбара Шер. Она тоже предлагает мысленно вернуться в дошкольное детство и вспомнить, что же мы любили делать. Кто-то любил сочинять истории обо всём, что попадалось на глаза. Другие строили что-то сложное из простого, экспериментировали со звуками и физическими характеристиками того, что было под рукой. В общем, у каждого взрослого в детстве были свои "тайные дела". И вот они-то и дают ответ на вопрос: "Кто ты будешь такой?". Юнгианские психологи Роберт Джонсон и Джерри Руль называют эти забытые детские увлечения «непрожитыми жизнями». Когда-то мы делали выбор в пользу тех дел, которые считали важными, оставляя «за бортом» что-то другое. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему целостным, бывает полезно вернуться к тем, детским, увлечениям, провести параллель между тем, чем мы занимаемся сейчас и что любили делать в детстве. Оказывается, люди, которые занимается тем, что выросло из детских увлечений, оценивают себя как людей, счастливых в своей профессии. Проверено неоднократно.
А ещё в детстве вокруг нас были люди - большие и маленькие. Мы их любили или не очень, дружили или побаивались их. Кто-то остался с нами на всю жизнь, личным ли присутствием, тёплым ли воспоминанием. Другие прошли по краешку жизни, но оставили после себя уроки на всю жизнь. Вот небольшая история из жизни. Она о том, что порой на нас оказывают влияние люди, которые вовсе и не собирались делать этого: "В нашем дворе жил мальчик. Сейчас я понимаю, что у него были особенности развития, он подолгу в одиночестве играл на площадке, пересыпал песок или катал машинку. Однажды мы, дети, решили, что мальчик скучает, а может, стесняется подойти к нашей компании. И вот мы окружили его и стали предлагать поиграть с нами. Но мальчик не обращал на нас внимания. Мама мальчика подошла к нам: - Отойдите, пожалуйста. Видите, он не хочет играть с вами. - Но мы только хотели помочь ему! - ответили мы. - Не надо помогать тому, кто не просит вас о помощи, - ответила женщина. Я не помню, где они жили и как их звали. Но вот это: "Не надо помогать тому, кто не просит о помощи" со мной на всю жизнь". Легко вспомнить тех, кто был с нами всё детство: родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Но были и те, кто, не желая этого, повлиял на всю нашу жизнь: "У меня был дедушка, не родной - двоюродный брат бабушки. Одинокий был, взрослые, помню, к нему снисходительно относились. Но так, как он, никто детей не любил! Постоянно возился с нами, мастерил нам игрушки из того, что под рукой, домик на дереве построил. Я тогда поняла, что самые добрые люди часто не преуспевают во взрослом мире. А мы, дети, за ним по пятам ходили". "Учительница была у нас в музыкалке, сольфеджио вела. Резкая такая. Так вот я на всю жизнь её слова запомнил: "Побеждают не самые талантливые, побеждают самые трудолюбивые". Надо же, а её саму забыл, только сейчас вспомнил". Сколько их ещё "спрятано" в детстве, маленьких и больших сокровищ? Сколько «подарков из детства» можно получить, «пообщавшись» со своим внутренним ребёнком. Возможно, он и станет тем Мальчиком-с-пальчик, который выведет из дремучего леса психологических трудностей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|