Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/
Многие к делу подходят с душой, поскольку с умом не получается.
У них всё душевно, но глупо и криво.
Дело с умом, но без души, не так ярко и красиво.
Конечно, хочется, чтобы всё было и с душой, и умом, но, как подсказывает практика, – это очень редкое сочетание.
У меня есть знакомая, очень душевная женщина, растит двух детей негодяев.
Её душевный подход в воспитании очень мягкий и гуманный, основан на том, что психику детей травмировать дисциплиной и порядком нельзя, никаких наказаний и ущемления свободного детского волеизъявления.
Посмотрев на эту прекрасную женщину, я понял, почему у порядочных людей вырастают дети монстры.
• У хороших и душевных людей, часто, в процессе воспитания, разум спит. Помните, сон разума рождает чудовищ.
Процесс воспитания пропитан гуманизмом, результат увенчан детской агрессией, ненавистью, вседозволенностью. Старший мальчик уже два раза маму бил ногами, по голове, у него большое будущее.
А пока в 13 лет он понимает, что мама добрая, её надо лишь немного попинать ногами, и новый телефон будет куплен.
А что, сама виновата: раньше удовлетворяла растущие потребности малолетнего негодяя лишь после его крика, истерики, громкого требования.
А теперь о возросших потребностях маме можно сообщить, только ударив ногой по голове. Обычного крика уже мало, мама долго сопротивляется, находит какие-то отговорки, типа – денег нет.
Вот и приходится мальчику идти на крайние меры. Мама душевная, она поймёт.
Это тот случай, когда душевный подход к делу без ума заканчивается плачевно. Почему заканчивается?
Потому что я слабо верю, что сейчас, даже взявшись за ум, мама сможет что-либо поменять.
В данном случае надо думать, как себя изолировать от старшего ребёнка, и, может быть, есть шанс ещё спасти младшего, если поменять подход.
Подход к делу с умом совсем другой. Внешне он может выглядеть жёстким, строгим, без высоких чувств и переживаний.
Продолжу примером на том же процессе воспитания.
Мне одна мама троих детей жаловалась: ей кажется, что она не совсем душевно и чувственно относится к своим детям, а как-то технологично.
Например, в голове список дел: покормить, постирать, помыть, отправить кого в школу, кого в сад, встретить, отвести в секции, на английский и т.п..
В семье каждый нагружен обязанностями с учётом возрастных возможностей. Всё сделано по уму, на первом месте дисциплина и дело: убрать за собой, сделать уроки, отвечать родителям вежливо.
Потом возможны развлечения: мультфильмы, компьютерные игры и т.п., но в девять вечера все спать. Старший читает младшим книжку пятнадцать минут, потом тишина, сон.
Если посмотреть со стороны, то дети живые и озорные, но держатся в определённых рамках.
Они понимают, что если мама сказала одеваться, значит надо одеваться, старший, с помощью подзатыльника, может подсказать младшему, что пора выходить, но никаких драк, ругани, капризов нет.
Мама организовала процесс воспитания с умом, все умыты, одеты, накормлены и построены, чему очень рады, но у самой мамы есть ощущение, что за наведением порядка потеряна некоторая душевность.
• Кстати, дети так не считают, по крайней мере, старший это чётко формулирует.
А что делать маме, если ей не хватает душевности?
Перестать быть требовательной и разрешить детям не слушаться? Начать позволять капризничать и выполнять истеричные требования?
Думаю, не стоит так делать, это не приведёт к ощущению душевности, но приведёт к разрушению дисциплины и порядка, просто испортит отношение между мамой и детьми.
Часто, то, что называют подход к делу (в нашем примере) воспитания с душой, в реальности оказывается просто неумением или нежеланием воспитывать, прививать детям дисциплинированность, ответственность, вежливость, благодарность родителям и другие полезные личные качества.
Воспитание с умом позволяет быть эффективным родителем, а детям расти порядочным людьми. Но к уму всегда можно добавить душевности, поэтому маме, которая озаботилась теплотой отношений, сделать это будет легко.
Например, выделить время для совместных прогулок, разговоров, начать читать сказки вечером самой, чаще детей обнимать и проводить время в совместной игре.
Вариантов много, главное, что дети послушны, дисциплинированы и всегда будут рады дополнительному вниманию мамы.
С другой стороны, дети, взращённые на «душевном» воспитании и полном отсутствии дисциплины и уважения к родителям, в конечном итоге отвергают любую душевность в отношениях.
• Где нет дисциплины и ответственности, там не будет и теплоты отношений.
Можно и нужно совмещать ум и душевность в подходе к любому делу, но впереди должен быть ум, а потом или как фон – душевность.
Это как строить дом, лучше красивым и тёплым, но без надёжного фундамента он развалится, останется только куча бесполезного мусора.