|
Ораторское искусство. Использование терминологии или 5 уроков "красного словца".Автор статьи: Волошина Вера Владимировна
"Оригинальная ритмика, – продолжал Артур, – которая контрапунктирует сюрреализм основополагающей метафоры человечности чуткой души поэта, которая посредством самой структуры стиха сублимирует одно, освобождается от другого и находит общий язык с фундаментальной дихотомией третьего". Дуглас Адамс "Автомтопом по галактике" Читая эти строки в моей памяти ярко всплыл момент, когда будучи еще студентами, чтобы произвести впечатление на преподавателя мы старались использовать как можно больше терминов и "умных" слов. И иногда это действительно срабатывало и в зачетке вскоре красовалась гордая пятерка. Как правило, заумна речь с большим количеством сложных специфических слов воспринимается слушателями неоднозначно. Небольшой опрос помог определить, что 23% людей считают человека "умным и эрудированным" если он использует в речи сложные термины; 15% - раздражаются, а 62% - устают от выступлений, напичканных сложными для понимания словами. Конечно же как и что говорить, выбирать каждый может сам, в зависимост от цели выступления, я же хочу предложить несколько простых уроков, которые помогут структурировать вашу речь и сделать ее более живой и понятной. Любая речь должна быть ориентирована на определенную аудиторию. Если вы собираетесь выступать перед, скажем, психологами или врачами, их речь, как правило, состоит из определенной профессиональной лексики и попытка упростить всю эту терминологию может вызвать у слушателей недоверие и сомнения в вашей компетентности. Урок 1: объясняйте значение сложных слов или интересуйтесь у аудитории все ли понимают о чем идет речь? Потому как непонятное слово может отвлечь и вызвать раздражение, которое может передаваться остальным слушателям. Любая негативная реакция распространяется в аудитории молниеносно! Чтобы этого избежать старайтесь заранее узнавать, кто будет вас слушать. Порой даже возраст влияет на то, как следует строить выступление. Люди за 40 могут не понять шутки связанные с фейсбуком, а современные студенты не оценят цитаты из фильма "Москва слезам не верит". Урок 2, анализируйте аудиторию. Возраст, пол, профессия, национальность, - все эти данные помогут вам сделать речь более доступной пониманию и вызвать симпатию у аудитории, а главное подобрать нужные слова. У каждого в жизни была книга, читая которую в какой-то момент ловишь себя на том, что ничего не понял и уже почти уснул. Но в случае с книгой все проще, потому как можно остановится перечитать непонятный абзац более внимательно или заглянуть в толковый словарь. А когда оратор говорит словами заумной книги, остановить и переспросить о чем идет речь в его повествовании готовы единицы. Большинство людей как правило впадают в пассивный транс и отключают мозг улетая мыслями в свои переживания или фантазии. Студент: Чтобы не удивляться почему слушатели глотают зевки и поглядывают на часы, старайтесь говорить так, чтобы вашу речь понял шести летний ребенок. Особенно, если выступление длится больше 15 мин. Так уж устроен человек, что просто не может быть сконцентрирован более 15 мин., а если речь сложная, насыщена терминами, то и 5 мин бывает много. Потому Урок 3. Старайтесь говорить так, чтобы ваша речь была понятна и ребенку! Что же делать, если говорить нужно к примеру 45 мин подряд?! Предложить аудитории подушки?! Главное, не паниковать! То, что мы можем удерживать внимание не так уж долго, означает всего лишь то, что нужно делать "передышку для мозгов". Не обязательно замолчать и делать перерыв. Возьмите себе за правило во время подготовки находить не только необходимую информацию, но и интересные истории, анекдоты или картинки связанные с ней. Хорошая шутка вставленная вовремя способна переключить внимание и, что немаловажно, добавить эмоциональные ноты в вашу речь, а значит разрядить обстановку, снять напряжение и сделать выступление более ярким и запоминающимся! Урок 4: после сложного аналитического блока, используйте в речи интересные материалы способные переключить внимание и помочь лучше усвоить сложный материал. Это могут быть вопросы, шутки, притчи, стихи, картинки, тесты, все на что способна ваша фантазия! Урок 5: общайтесь с аудиторией, как с собеседником: задавайте вопросы, уточняйте все ли ясно, поощряйте комментарии в тему и высушивайте мнения. Очень важно владеть терминологией и богатым словарным запасом, это прежде всего поможет вам быть кратким и емким. Потому как легче сказать: "Оригинальная ритмика, – продолжал Артур, – которая контрапунктирует сюрреализм основополагающей метафоры человечности чуткой души поэта, которая посредством самой структуры стиха сублимирует одно, освобождается от другого и находит общий язык с фундаментальной дихотомией третьего", чем пытаться объяснить, что это значит.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|